Верхний баннер
20:17 | СУББОТА | 18 МАЯ 2024

$ 90.99 € 98.78

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 22 декабря 2013

Обозреватели деловой прессы о культурных итогах 2013 года

Юлия Баталина: Обратите внимание, мы обе – культурные обозреватели из деловой прессы.

- И находимся мы сейчас в студии общественно-политической радиостанции. Так как время ограничено, а хочется вспомнить все, что случилось за этот год, я предложила коллегам провести эфир в формате блиц-опроса. Понятно, что все спектакли, музыкальные события, выставки не успеть отметить за 35 минут. Поэтому очень простой и лобовой первый вопрос к вам обеим – какой лучший драматический спектакль в 2013 году случился? Если он, конечно, случился... 

Юлия Баталина: Я долго думать не буду. Сразу скажу, «Пленные духи». Это было самое яркое впечатление за вторую половину года точно. Уверяю вас, при том, что Театр-Театр в этом году работал очень хорошо, и я уже отмечала это, и во втором полугодии он продолжил хорошо работать, тем не менее, ни один его спектакль не доставил

Юлия Баталина

 мне такого искреннего и чистого удовольствия, как «Пленные духи» камерного театра «Новая драма».

- Это удовольствие театр доставил и членам жюри «Волшебной кулисы».

Юлия Баталина: Которые, отметили спектакль и его постановщика, он же исполнитель одной из главных ролей, Михаила Шестакова.

- Единственное, что в «Новую драму» небольшое количество зрителей входит. У меня вот не получилось попасть, но я записалась вперед на январь.

Юлия Баталина: Когда я написала рецензию на этот спектакль, директор театра Андрей Кузнецов сказал мне: «Ну что ж вы сделали? Нам теперь некуда зрителей сажать!»

- Ольга, а ваш лучший спектакль?

Ольга Яковлева: Я, как и Нина, записалась на январь, поскольку посмотреть раньше не удалось. Поэтому, выбирая лучший спектакль, я колебалась между двумя. Первый очень с муками пришлось отставить в сторону, хотя безумно понравился, это «На дне» по Горькому, Сергей Федотов поставил в театре «У моста».

- Это там, где потом и пельменями пахнет?

Ольга Яковлева: Там всем пахнет, чем пахнет в ночлежке.

- Аромаспектакль! (смеются).

Ольга Яковлева: Но все-таки лучшим спектаклем я бы назвала «Географ глобус пропил», Театр-Театр. Причем сразу после спектакля я написала достаточно жесткую рецензию.

- И в нашем эфире достаточно жестко высказались.

Ольга Яковлева: Да, но знаете, посмотрев фильм, я поняла, что Театр-Театр сохранил главное. Они сохранили

Ольга Яковлева

время, и герой получился настоящим. Не тем, обратясь к сниженной лексике, алкоголическим раздолбаем, которым он выведен в фильме, а именно проживающим все трагические моменты переломного времени, остающимся человеком. Знаете, этот спектакль многих привел обратно к книге, а книга – это и есть искусство, она пишется, чтобы человек пришел и к себе тоже. Я бы назвала лучшим спектаклем «Географ глобус пропил».

- Я бы тоже отметила в этом году действительно хорошую работу Театра-Театра и того, что происходит на «Сцене-Молот». Там стали появляться внятные спектакли, приехали режиссеры, которые стали подробно работать с артистами, это действительно большой плюс Театру-Театру. Переходим ко второму пункту блиц-опроса – театральная неудача этого года. Есть спектакль, который совсем не оправдал ваших надежд?

Ольга Яковлева: Для меня, например, такого понятия нет. Любой спектакль – это какое-то… Любой спектакль – это авторское высказывание. Либо совпадает, либо мне не близок, либо я не прочла. Неудача – что такое? Вот Ромео Кастелуччи привез спектакль, а три фуры с декорациями где-то застряли. Он вышел и перед спектаклем буквально на пальцах объяснял, что мы должны будем там увидеть, но не увидим.

- А мне кажется, что это часть спектакля была, потерянные фуры - часть перфоманса…

Юлия Баталина: Нет, они реально застряли, это правда.

- Но все-таки это не спектакль нашего театра, к фестивалям мы еще перейдем.

Ольга Яковлева: Мне кажется, таких провалов, которые бы уже совершенно никому не понравились, наверное, не может быть. У нас достаточно старые театры с устойчивыми коллективами.

Юлия Баталина: Я тоже не могу придумать ни одного спектакля, после которого мне бы хотелось сказать «Это отвратительно!» Можно было бы пожурить ТЮЗ за то, что у них не было за весь год ярких работ. Но не стоит этого делать, все-таки Михаил Скоморохов, художественный руководитель, перенес тяжелую болезнь. То, что он сейчас в строю и намерен продолжать работать и что-то ставить, то это вообще большое счастье для этого театра. Художественный руководитель и театр едины, он такой гений места там. Но хотелось бы пожелать Михаилу Юрьевичу не увлекаться новой драмой, а оставить ее театру «Новая драма». У него хорошо получается советская классика, а вот «Большая советская энциклопедия», «Европа и Азия» совсем не получаются, извините.

- Раз уж мы заговорили про Театр юного зрителя, я вспомнила спектакли, которые хотела бы отметить лично. Это спектакли «Теперь ты снова Бог» и «Контакт», спектакли, которые поставлены на возраст 10-14 лет – возраст, на который спектакли  сегодня почти нигде не ставятся. Один посвящен соцсетям, другой – отношениям и месту в жизни, и ставили их тоже молодые ребята. Поэтому это хороший и новый шаг для Театра юного зрителя.

Юлия Баталина: Шаг-то, может быть, новый, а спектакли еще детские во всех отношениях.

- Музыкальное событие 2013 года. Начнем с положительного. Отличились ли наши музыканты, оркестры, филармония?

Юлия Баталина: Можно было бы ответить очень коротко – «Королева индейцев». Нина забегала глазами. Разное говорят, говорят, что плохо прошел в Мадриде, мнения в Перми тоже разные. Но отмечая именно все спорные моменты этого проекта (именно как проекта), музыкальную часть отрицать нельзя. Это абсолютное, полнейшее совершенство. Можно ругать спектакль за затянутость, литературные вставки, массу других внесенных режиссеров элементов. Но музыкальная часть, мы же говорим о музыкальных впечатлениях – это безупречная красота! Она невероятно хорошо сделана. Это прежде всего хор и подбор солистов – я не знаю, такие контртеноры расписываются на много лет вперед.

- Глаза мои забегали, потому что я хотела отдельной строкой музыкальный спектакль, но согласна, что «Королева индейцев» - событие №1.

Фото Алексея Гущина

Юлия Баталина: Если мы отходим от спектаклей, хочется выделить два проекта пермской филармонии. Это парад оркестров, который был нынче осенью, и органный уикенд. К органным фестивалям мы привыкли, мы знаем, что будет большое массированное событие, много-много органной музыки с инструментами, но не всегда хорошие концерты, всякие бывают. А здесь органисты, которые приезжают на уикенды – они просто все выдающиеся, самый цвет, самые сливки! Мы с вами были на органном - гала, 10 лет ходим на органные концерты, такого концерта не было. Это несомненный успех филармонии. Но здесь мне хочется сделать небольшое отступление и восстановить историческую справедливость. Когда благодарили тех, кто приложил усилия к тому, чтобы в Перми появился орган и органный зал, я бы сказала, не то что не вспомнили, а умышленно замолчали заслуги прежнего директора филармонии Рустема Хасанова. Он является персонажем №1 в этой истории. Я понимаю, разные личные и служебные разборки с Рустемом, но ради справедливости хочется поздравить его с этим событием, может быть, поздравление дойдет, он сейчас в Екатеринбурге трудится. А второй проект пермской филармонии – большой фестиваль оркестров, на которых все оркестры были хорошие. При этом, знаете, когда идешь на симфонический концерт слушать оркестр, то это всегда  праздник, счастье, хорошо. А когда их несколько подряд, ты уже замечаешь, который лучше, который хуже. Так вот, оркестр Плетнева вне конкуренции. При этом сам Плетнев совершенно не производит впечатления – это дирижер не харизматичный, не очень энергичный, довольно вялый на сцене… Видимо, за сценой происходит такая работа, удается достичь такого великолепно звука, что даже наш зал филармонии не смог его испортить со своей акустикой. Конечно, это большое спасибо филармонии за этот концерт.

- Слово Ольге Яковлевой – и о музыке, и свои пять копеек про «Королеву».

Ольга Яковлева: Безусловно, я считаю это событием не только для Перми, но и для всей страны. Действительно, были разные мнения, но для меня это было очень интересно. Питер Селларс свои какие-то смыслы и посылы закладывал в то, что он выводил на сцене в образе испанских конкистадоров современных американских солдат. Тем интереснее смотреть, понимаешь, что он хотел сказать, но мы-то это все прочитываем по-другому, образы окрашены совсем в другие краски. И конечно, божественный хор, который пел даже лежа, музыка, которую нам вернули Курентзис с Селларсом…

- Будем надеяться, что мы еще услышим эту оперу в Перми.

Ольга Яковлева: Думаю, надо сделать все, чтобы это услышать. Конечно, у нас нет таких контртеноров, которые сделали спектакль, но надо стараться. Лучший музыкальный проект – я полностью согласна с Юлией, что это парад оркестров, но хотела бы отметить другую сторону. Я считаю, наша филармония просто поднялась на какую-то ступень выше в своих и притязаниях, и умениях. Одно дело привезти солиста, другое дело организовать парад оркестров. Просто менеджерская часть, обычно скрытая от людей, просто огромна. Спасибо им большое, что они нас этим балуют.

Юлия Баталина: А я считаю, что теперь филармония должна сделать логически следующий шаг и создать собственный филармонический оркестр.

- Да, учитывая, что у пермяков есть желание посещать симфонические концерты. Мы не можем не отметить концерты, которые проходят в театре. У людей желание есть, людям уже не надо только пятую симфонию Чайковского или первый концерт Рахманинова, людям нужны уже и другие редко исполняемые произведения. К выставкам!

Фото с сайта permnew.ru

Ольга Яковлева: Нина просила назвать самый громкий выставочный проект. Я, наверное, буду парадоксальна, но мой выставочный проект как раз не громкий. Он называется «Мир в формате искусства», посвящен голландскому и фламандскому искусству XVI-XVII веков из собрания галереи. Но то, как он был сделан, просто внушает надежды, что галерея заработает в совершенно новом формате и будет нас безумно радовать. Этот проект шел около двух месяцев. В его рамках каждые две недели сменялись выставки, и так они показали, по-моему, около 200 картин, которые обычно лежат в запасниках. Темы были распределены просто прекрасно. Пейзаж и бытовой жанр отражался в выставке «Философия момента. Видимый мир в голландском и фламандском натюрморте». Причем каждая из этих двух недель сопровождались лекциями, которую читал завотделом западноевропейского искусства пермской галереи Игорь Мартынов, глубокий знаток такого российского уровня. Были приглашены коллекционеры, были выставлены новые закупленные работы, в том числе Гольциус. Это, вы понимаете, тренд, только что вышел фильм «Гольциус и его пеликанья компания». Все это вместе, когда я разговаривала с Юлией Борисовной Тавризян, она сказала: «Мы вообще решили немножко изменить работу, сделать галерею местом, где проходят лекции, такие встречи». В новом году, видимо, они будут нас много раз радовать.

Юлия Баталина: Я бы хотела присоединиться к восторгам и дифирамбам в адрес Игоря Мартынова. Это не просто очень хороший искусствовед и куратор, это великолепный интеллектуал и блестящий собеседник. Когда у вас есть возможность посетить его лекцию или экскурсию, пожалуйста, делайте это, такого удовольствия вам не доставит больше никто из пермской интеллектуальной элиты. Игорь Мартынов – совершенно особое явление, и нужно как-то обращать на него внимание и больше пропагандировать. Но вообще-то я выбрала другие выставочные проекты в качестве главных. Тоже не один, а сразу три – все три выставки, которые успел провести за начало сезона музей советского наива. Это и выставка Нины Горлановой, и выставка картин из коллекции Евгения Ройзмана, и открывшаяся выставка литографии Семена Белого. Я имею прямое отношение к одному из этих проектов, чем и горжусь. Но выбрала их не поэтому.

- Но мы с Ольгой его точно выбираем.

Юлия Баталина: (смеется) Спасибо. Дело в том, что музей советского наива настолько бодро и качественно работает в выставочной сфере, что, пожалуй, с ним никто не сможет сравниться. Это такое кураторское, дизайнерское, содержательное качество, которое обеспечивается тем, что учредитель музея Надежда Агишева не вылезает с международных биеннале. Она-то знает, как это делается в Москве и Венеции, и поэтому при первом приближении у нас в Перми что-то появляется, это очень важно.

- Берет опыт.

Юлия Баталина: И применяет его.

- Есть ли какая-то неудача в этой сфере? (Пауза). Какие вы лояльные…

Ольга Яковлева: Тут скорее не неудачи, просто некоторые хорошие выставки, которые прошли задним планом, боком. Не было объявлений, хорошей раскрутки. Мало сделать выставку, надо донести до целевой аудитории.

- Это вообще отдельная проблема.

Ольга Яковлева: Но она как-то накладывается на саму выставку.

- Захватим историю с фестивалями. Самые яркие возьмем – «Камва», «Флаэртиана», «Рок-лайн», «Пространство режиссуры», «Текстура», «Белые ночи» и иже с ними. Что для вас, Юлия, яркое?

Юлия Баталина: Справедливости ради я должна упомянуть «Белые ночи». Боюсь, что в таком большом и ярком формате они у нас прошли в последний раз. Возможно, все изменится. Но в этом году действительно были очень удачные городок и фестиваль. Я обязана упомянуть грандиозное выступление Гребенщикова, но даже и без такого монстра все равно было бы очень хорошо. Было много хороших проектов у Эвелины Бирюковой на фестивале, вообще я там провела больше времени, чем изначально планировала. Так что «Белые ночи» нынче удались. Это не может не радовать. А что касается других фестивалей, очень успешным было «Пространство режиссуры». Мало спектаклей, но все особенные, выдающиеся. Спорные, бесспорные, но все запоминающиеся. Отбор был на высочайшем уровне.

Ольга Яковлева: Этот год был годом затухающих фестивалей. В плане на новый год эти фестивали уже не стоят, а жаль.

- Но ведь они не стоят в плане министерства культуры Российской Федерации. А, например, те же «Текстура» и «Словонова» делались при участии нашего, а не федерального министерства.

Юлия Баталина: Почему, Нина? Они не стоят и в плане нашего министерства.

- Но господин Гладнев сказал, что этот список будет еще дополняться и уточняться, поэтому, может быть, «Текстура» со «Словоновой» еще и появятся, а какие-нибудь другие вырежут из списка.

Юлия Баталина: Пока три фестиваля они не планируют. Мы не можем предсказывать, что им стукнет через два месяца, если вдруг они их включат. Пока их нет, это факт!

Ольга Яковлева: Коллеги, мы уже плавно начали переходить на следующий год. Давайте будем вопреки тому, что их не включили, верить, что они будут, и все-таки быстро по году пробежимся. Фестиваль «Словонова» прошел очень хорошо. Можно что-то говорить о том, что не хватало стульев, впопыхах были сделаны спектакли. Но то, что на ночном слушании стихов был заполнен оперный театр, говорит о многом.

- Театр был заполнен, но на мой личный взгляд, это ночное чтение совсем не удалось.

Ольга Яковлева: Но зрители пришли.

- И ушли. Многие - недовольные.

Ольга Яковлева: Но пришли, и это главное. Значит, доверие к фестивалю есть, желание слушать стихи есть, будет жалко, если фестиваля не будет. Очень скромно и тихо прошла «Текстура», можно только пожалеть организаторов, что они были в таком маленьком зале, как театр «У моста», где мало кто это видел и слышал. Привезли интересные спектакли, но пошла она так, по затухающей. Дай им бог здоровья, как говорится. А наши фестивали, которые пережили многое и только окрепли, продолжали меня радовать. Порадовала «Камва».

Юлия Баталина: Присоединяюсь, была удачная.

Ольга Яковлева: Во-первых, это единственный фестиваль, который показывает моду, и не по принципу «давайте вышивку народную пришейте здесь, это и будет этнический костюм». Ведут тщательный отбор, привозят из многих городов лучшие коллекции, великолепное само шоу, с 3D-анимацией.

- Очень жалко, что мало было зрителей на этом удивительном роскошном шоу.

Ольга Яковлева: Да, опять мало зрителей, какие эффекты зато были в небольшом пространстве. Конечно, освоение таких сити-форматов, как Пермский день в саду Горького, «Камва» провела просто великолепно. Парад велофриков был просто… Умение гибко изменяться и работать с современными форматами, вписывая их в этнические, просто поражает в «Камве» и Наталье Шостиной. Ей просто надо сказать большое спасибо, что не сдается и держит марку. А по остальным фестивалям я полностью согласна с мнением Юлии.

- Давайте перейдем к более точечной истории – персона года. Это может быть хоть чиновник, хоть режиссер, хоть актер, хоть кто-то «наследивший». Человек года со знаком «плюс» и «минус».

Ольга Яковлева: Давайте я начну. Со знаком «плюс», конечно, говорить приятнее. Для меня человек с этим знаком во всех отношениях в этом году – Юлия Борисовна Тавризян. Можно только удивиться, как она выдерживает огромное давление со всех сторон. Вся история с бесконечным то ли переездом, то ли непереездом, то ли выселением, то ли не выселением – ни разу человек не скатился на личности, нервные ответы. Работают, держатся, вывезли прекрасную выставку в Москву, в интернете уже очень хорошие отзывы. В общем, за честь и достоинство вполне можно присудить – работают, и все. А человек со знаком «минус» - знаете, я думаю, это уже и так всем понятно. Это министр культуры Пермского края Игорь Гладнев. Знаете, я так радовалась, когда он согласился стать министром! И теперь что?

- А что он не оправдал-то? Вы иного от него ждали?

Ольга Яковлева: Не оправдал главного. Он же отличный пиарщик, и вот здесь он не мог наладить коммуникацию.

Юлия Баталина: Значит, не отличный. Значит, только считался.

Ольга Яковлева: Ехидная вы, Юлия (смеется).

- Кстати, вспомним еще одного пиарщика, Олега Ощепкова, который свои знания употребил во благо, будучи министром культуры, и быстро наладил со всеми контакт.

Ольга Яковлева: Я могу пожелать только одного. Да, сложно, работники культуры – как правило, люди творческие нервные, не любящие никого, кроме себя, в искусстве, но контакты-то налаживать надо. Просто сесть, поговорить, выяснить, кто и чего хочет, и каким-то образом это свести. Хотя понятно, что хотят все главным образом только одного – денег на театр, проект и так далее. В будущем году желаю более профессиональной работы.

Юлия Баталина: Не могу выделить одного человека со знаком «плюс», слишком много их, замечательных и хороших. Начнем с Юлии Тавризян. Я ей всячески сочувствую и готова помогать. Но мне бы хотелось, чтобы она на своей новой высокой должности проявляла больше твердости. Ее позиция в том, что касается переезда галереи, немножко аморфная, понимаете? Она как будто ждет, что им предложат. Мне бы хотелось видеть ее более активной – надеюсь, она на меня не обидится, притом, что мы подруги с детства.

- Уже самой диктовать?

Юлия Баталина: Не диктовать, а по крайней мере, настаивать. Теперь о тех персонах, которые я для себя выбрала. Я выбрала для себя персоны по принципу оппозиции. То есть там, где один с минусом, другой с плюсом. Так вот, там, где один из самых больших минусов заработал Игорь Гладнев, которого я вместе с Ольгой Яковлевой считаю антиперсоной года, там огромный плюс заработали Виктор Шмыров и Татьяна Курсина. Там, где Гладнев пытался это дело грохнуть, уничтожить и под себя подгрести, они отстаивали свое дело. Вот в этой ситуации с «Пилорамой» и музеем «Пермь-36» проявляются персоны с плюсом и минусом. Это ситуация острая, она как раз людей показывает лучше, чем другие. Но я бы хотела упомянуть еще одну персону года – человека, которого часто забывают, а ее в этом году обязательно нужно упомянуть. Это Софья Григорьевна Ляпустина – совершенно потрясающий деятель культуры.

- Которую, отметили коллеги на «Волшебной кулисе».

Юлия Баталина: Да, на «Волшебной кулисе» она получила приз за честь и достоинство, абсолютно справедливо заработанный годами беззаветного служения театру. Я бы хотела, чтобы все обратили на нее внимание, тем более, что есть признаки того, что она последний год, может быть, работает на этой должности. А лишиться ее театральное сообщество просто не может – другого такого человека, преданного театру, в Перми просто нет.

- Как вы оцениваете так называемый «исход Марата Гельмана»? В этом году это тоже событие года.

Юлия Баталина: Ехала сюда, сама хотела сказать это по своей инициативе. Гельман изгнан, это хорошо, потому что…

- Все-таки изгнан, не ушел?

Юлия Баталина: Да нет, конечно – сам бы он не ушел. Без Гельмана, сами понимаете, нам гораздо комфортнее здесь жить. Но не нужно думать, что выгнали Гельмана, и все будет замечательно, по-пермски. Нужно работать над тем, чтобы было хорошо.

Ольга Яковлева: Я в чем-то соглашусь с Юлией. Выгнали Гельмана, стало хорошо, но скучно. (смеются).

- Прогноз на будущий 2014-й?

Ольга Яковлева: Будем надеяться на лучшее.

- Это что? Смена человека-минус?

Юлия Баталина: На человека-плюс (смеются).

- Спасибо, коллеги.


Обсуждение
2109
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.