Верхний баннер
02:14 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 05 февраля 2014

"Если мы едем на конкурс, то мы должны получить гран-при или первое место. Задача наших мальчиков - идти и побеждать", - Лариса Носкова, директор хоровой капеллы мальчиков

 -  Прославленная хоровая капелла мальчиков в этом году отмечает свой 50-летний юбилей. Примечательно, что она в некотором роде дала массу навыков и знаний не только тем, кто в дальнейшем связал свою жизнь с музыкой. Я имею ввиду профессиональную жизнь. Я знаю большое количество людей, которые работают в медицине, ведут свой бизнес, трудятся в органах и занимаются наукой. Но о годах в капелле вспоминают в великой благодарностью. О секретах этого учебного заведения мы сегодня и поговорим. Лариса Васильевна, давайте наш разговор начнем чуть издалека. Пусть наступит короткая историческая минутка. Как создавалась капелла?

 

- Дело было в 1963 году. Юрий Николаевич Пучков, в то время выпускник Горьковской консерватории приехал работать в города Пермь. И поскольку сам он прошел в свое время хоровую школу мальчиков в городе Ленинграде у него вот эта мечта, идея, с ним жила всю жизнь. И когда он уже приехал на место работы, у него эта мечта осуществилась. Он собрал первую группу, 30 мальчишек. Помещения тогда не было. На базе музыкального училища они начали петь. Уже через год они дали первый концерт. А уже через 15 лет эта школа, которая была тогда при хоровом обществе, стала городской хоровой школой мальчиков. Она стала статусной, бюджетной, получала имущество, инструменты, здание, стала расти и крепнуть. И с 1990 года мы живем по адресу Газеты «Звезда», 17. В хорошем просторном здании, с хорошим залом. Мы поем, выступаем активно, боремся за награды и развиваем творчески личности наших мальчишек.

- И ведь сегодня хоровая капелла – это не только образовательное учреждение, это и целый состав отдельных коллективов, которые выступают со своими программами?

 

- Да, в целом, даже по направлениям. Это не только образовательный процесс, вы правильно сказали. Это и научно-методический процесс. Есть концертная деятельность, фестивальная. И помимо этого у нас ежегодно 500 мальчишек, 60 педагогов.

 

- То есть, вот сейчас учится 500 ребят?

 

- Да, ежегодно в составе школы около 500 мальчишек. От 5 лет, даже от 4,5 приходят и до 18. Эти дети все учатся на различных отделениях, в различных классах, на различных инструментах, но главный предмет – это хор. Хор 3 раза в неделю. Это обязательно для всех. И как результат, это дипломы, награды. Если мы едем на конкурс, то мы должны обязательно получить гран-при или первое место. Или если мы едем на концерт, то мы должны уйти со сцены под шквал аплодисментов. Вот такие задачи мы ставим нашим мальчикам, идти и побеждать творчески.

 

- Это же все накладывает на них большую ответственность. Они должны поддерживать все время статус  своей школы.

 

- Обязательно, есть программа концертов и конкурсов. Они выполняют свою так называемую концертную норму. Они обязательно должны показываться на уровне города, края. И когда мы получаем приглашения на Всероссийские и международные конкурсы, то мы с удовольствием выезжаем на эти конкурсы и возвращаемся с дипломами и высокими наградами.

 

- Тяжело ли вам конкурировать сегодня с разного рода спортивными секциями? Ведь мальчишки, в большинстве своем любят что-то связанное со спортом, с силой, с чем-то таким мужским...  А здесь музыка, здесь пение. Вроде ноты, все такое девичье...

 

- Здесь развитие интеллекта, развитие личного творчества, развитие дисциплины, взаимопонимания, уважения. Вот это очень важно наряду с творчеством.

 

- Это понимают родители, которые решают к вам привести своего ребёнка. А как ребенок находит свой мотив, чтобы остаться?

 

- У нас уважаемый педагогический коллектив, он стабильный, многие работают более 30 лет. И внутри сложилась атмосфера семьи и дома. Ребенка приводят, оставляют и уверены, что ему будет комфортно. А мальчишки очень ревностно относятся к тому, что у них только мальчики. Вот только мальчишки должны быть. У них своя семья, свой сленг, свои правила внутри школы. Они в этом плане очень дисциплинированы. Во всяком случае, мы для этого делаем все. Если он привыкает, поглощается этой активной работой, он от школы уже не уходит. И свидетельство тому хор юношей, в котором поют уже больше 25 лет выпускники школы, которым уже не только за 20, но уже за 30 и за 40. И эти же юноши сегодня приводят к нам своих детей, а есть уже те, которые приводят к нам своих внуков. Как в свою семью. Знаете, как бабушка с дедушкой, оставляет, и он знает, он здесь в надежных руках, ему уютно и он работает.

 

- Мне интересно, а прочему нет женских, девичьих хоровых капелл? Когда вот так же все сконцентрировано на особенностях женского голоса? С чем это связано?

 

- Все женские коллективы работают в музыкальных школах, в других студиях. Они есть. Но есть особенности мужского голоса и мужского пения, это исторический процесс. Ему более 400 лет. Первые певчие мальчики были созданы в храмах еще при Иване Грозном. И вот эта традиция певческого искусства мальчишек, их звонкость голосов, а их музыканты слышат, и люди с чутким ухом слышат, что это поют мальчики. У них голос более звонкий, более яркий.  

 

- Чем у девчонок?

 

- Да, это физиология такая. Они как колокольчики поют. Их слышно. Вот вы поставьте два диска и послушайте. Вот это женский хор поет или девочки, а вот это мальчишки поют. У них даже репертуар есть отдельный. 

- А когда поступают к вам мальчишки, насколько важны природные данные?

 

- Важно только желание ребенка и родителей, семьи. Если у них есть желание, чтобы ребёнок был воспитан, организован, подготовлен к школе, потому что занятия у нас в группах проходят. Усидчивость, внимание, если оно есть, то уже в дальнейшем любой ребенок будет петь, через год, через два, развеваются ушки, слух, он уже поет, интонирует, как мы говорим, сольфеджирует. Это все приходит. И как минимум 8 лет он работает в школе, получает свидетельство об окончании государственного образца. И лучшие дети идут учиться в музыкальное училище, а еще лучше в консерватории

 

- Не мешает ли такая нагрузка учебе в общеобразовательной школе?

 

- Знаете, это не пропаганда, но я всегда родителям говорю, которые приходят в школу, - вы поймите, мы помогаем вам учиться, мы развиваем ваше ухо. У ребенка лучше память на языки, у него лучше слух, он со слуха воспринимает. У нас есть теоретически сложные предметы, там целая высшая математика. Он осваивает лучше математику. Поэтому ребенок лучше успевает в школе. Потому что у него организованность в течение дня, одна школа, вторая, ему надо подготовить уроки и здесь, и там, и ему надо выучить и здесь и тут, и он к этому привыкает. И как правило, они успешны в любой сфере, в любой отрасли. И интересные люди.

 

- И эти в будущем успешные люди мечтают и желают попасть на юбилейный вечер, который состоится у нас 9 февраля. Я уже попеняла Ларисе Васильевне, что мало информации по поводу концерта, об этом нужно громче говорить, на что мне Лариса Васильевна сказала  веско, мол нет мест...

 

- Нет билетов.

 

- Ну, ведь это тоже показатель, когда много желающих прийти, поздравить.

 

- Мы очень рады будем видеть всех выпускников, кто сможет прийти, кто придет, тот попадет, конечно, в этот зал. Мы будем ждать. Но у нас, я вам скажу, цикл концертов юбилейных, следующий концерт 4 марта в Органном зале.

 

- 50 лет исполняется этому известному с хорошей, серьезной репутацией учебному заведению, хоровой капелле мальчиков. А 9 февраля счастливчики попадут на юбилейный концерт, программа которого должна быть собрана из лучших номеров. Насколько я понимаю, конечно, будет петь сама капелла.

 

- Конечно. Будет петь несколько хоровых составов. Будет петь сводный хор мальчиков. Большой, около сотни мальчишек мы показываем. Будет петь хор юношей с участием выпускников последних лет. И будет петь сводный, смешанный хор мальчики с юношами. Мы получили подарок к этому концерту. Кантату «Звездочеты» на стихи пермского поэта Льва Кузьмина, написал наш друг, главный хормейстер театра оперы и балеты Дмитрий Батин. Исполнение будет впервые на этой сцене. Мы ждем в гости нашего художественного руководителя до 2008 года Василия Грачева.

 

- Которого столица от нас переманила...

 

- Когда мы успешно выступили в Петербурге на «Мужском братстве», получили 3 премии и в том числе гран-при три хора, его тут же под рученьки пригласили в хоровое училище имени Глинки. Но он к нам приезжает периодически. И мы его опять увидим. Мы ждем наших выпускников, уже известных музыкантов. Это Дмитрий Еласов, вокалист из Санкт-Петербурга, солист Михайловского театра. Студент консерватории московской Владислав Паутов, пианист тоже известный, он в прошлом году получил две золотых медали на Дельфийских играх. И это наш учащийся, выпускник, но известный в городе, любимый Виталий Хайрутдинов. Вот он тоже будет играть. Это наши инструменталисты. И самое ценное то, что весь концерт будет проходить при участии симфонического оркестра пермского театра оперы и балета, это вот уровень достаточно высокой, профессиональный. Мы вместе с профессионалами на одной сцене.

 

- Насколько я понимаю, на этот вечер приглашены и старейшие педагоги?

 

- Будет присутствовать весь педагогический коллектив, который работал эти годы, все, кто здоров и в хорошем настроении, приглашены. Мы будем их чествовать, поздравлять с этой замечательной датой. Будут выпускники, будут наши коллеги, друзья, музыканты.

 

- Совершенно справедливо сказали, что если не удастся кому-то посетить этот юбилейный концерт, то довольно часто хоровая капелла выступает с программами, в частности, на сцене филармонии, в рамках абонементов и что-то ждет нас в марте...

 

- В марте мы представим второй вариант юбилейного концерта. Здесь будет много пианистов, преподавателя, заслуженного работника культуры, Ирины Бояршиновой, ее ученики - пианисты будут выступать. Будут варианты, когда сыграют пианисты с хором, пианисты с виолончелью. Но в том числе обязательно будет участвовать хор мальчиков. Я буду рада всем кто придет на этот концерт, и он доставит всем большое удовольствие. 4 марта, органный зал.

 

- Какие-то произведения специально подготовлены?

 

- Подготовлены, да. Мы когда показывали синтез, наш ребенок, ученик, уже как профессионал сидит за роялем как концертмейстер, и хор поет вместе с ним. Либо дуэт два пианиста на двух роялях. Такие вот новые формы с нашими выпускниками и учащимися школы.

 

- А что дает участие в этих концертах самим ребятам? Ведь это дополнительная нагрузка, это дополнительное волнение, это дополнительное время…

 

- Это дополнительные репетиции.

 

- Нервы родителей.

 

- Конечно, для этого много времени тратят дети. Потому что, чтобы выйти на концерт в хорошей форме, как в спорте требуются тренировки, у нас репетиции. Это большая ответственность. Дети растут, когда они играют, исполняют сложную программу, они растут, растет их уверенность, мастерство, музыкальность, обязательно в ребенке должна быть музыкальность, которую он должен передать через свою музыку. Они растут уже профессионалами. Конечно, дети выходят те, которые уже показали какие-то результаты на конкурсах, на фестивалях, только после этого их допускают к таким ответственным концертам. Мы благодарны нашим друзьям, нашей филармонии, что нас принимают всегда так радушно.

 

- К слову о филармонии, последние годы довольно часто приезжают к нам в Пермь музыканты серьезного, высокого уровня, чем выше, тем и билеты дороже бывают. Как-то удается вашим ребятам посещать эти концерты? Есть у них время, чтобы слушать и других?

 

- Даже есть такая обязанность у детей, посещать эти концерты. В этом плане филармония тоже идет навстречу лауреатам. Талантливым ребятам. Как подарок дают абонементы, приглашают их по льготным билетам. И еще интересная форма, проводятся мастер-классы вот этих известных людей, с участием, в том числе, и нашей школы. Они еще работают с нашими ребятами, помогают в их мастерстве, звучании и исполнении.

 

- Если мы говорим о педагогическом составе хоровой капеллы, педагоги проходят какие-то мастер-классы?

 

- Обязательно, это обязательные условия.

 

- Все равно развивается даже музыкальное образование, методика…

- Педагогическое мастерство совершенствуется. Оно тоже имеет свои новации. Поэтому регулярно проводятся семинары, конференции, мастер-классы. Обязан педагог по закону даже, раз в 5 лет пройти курсы повышения квалификации в полном объеме. И чем хочу похвалиться, такие мероприятия педагогические часто проводятся на базе нашей школы. И наши педагоги, известные педагоги с опытом показывают педагогам края, города, вот такие мастер-классы. Сами показывают и сами выезжают для участия.

 

- Эти педагоги тоже, безусловно, готовятся очень сильно и серьезно ко всем юбилейным мероприятиям. Но насколько высока текучка кадров у вас?

 

- У нас как таковой текучки я не наблюдаю уже много лет.

 

- Это тоже есть определенный престиж для педагога остаться?

 

- Это как в медицине, чем дольше работает педагог, тем он опытнее, тем больше мастерства, тем увереннее он себя чувствует в своей работе, и тем больше он любит детей. Потому что к этому труду нелегкому надо не только привыкнуть, надо и работать над подготовкой к каждому уроку, к каждому концерту, и поэтому у нас процентов 70 преподаватели-стажисты, более 25 лет стажа. Но мы рады тому, что к нам приходит молодежь. Вот даже два дня назад приходила одна девочка, студентка, говорит, я хочу у вас работать. Я говорю, похвально, что хочешь, поэтому будем смотреть.

 

- А ваши выпускники?

 

- Выпускники у нас в школе трудятся. Их несколько. Не так много. Но мы предпочтение отдаем все-таки мужчинам. Нам трудно их заманить. Они же уезжают в основном в Москву, в Петербург, и все. Улетели, и их любят там, они поют, работают. Редко кто возвращается. Но вот двое у нас работают молодых людей в нашей школе.

 

- Есть у нас еще минутка для того, чтобы вам  поздравить свой коллектив.

 

- С удовольствием. Я очень уважаю, ценю и люблю наш педагогический коллектив, потому что работать с мальчишками – это особый труд. Они не признают фальши, они не терпят каких-то резких отношений внутри. Поэтому с ними надо работать аккуратно, нежно, с большой любовью. И каждый из педагогов этому посветил многие годы. Поэтому хочу пожелать им только здоровья, терпение у них есть, мастерство есть. Пусть все будет хорошо у них в доме и будет всегда доброе настроение.

 

 

 


Обсуждение
2012
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.