Верхний баннер
02:12 | ПЯТНИЦА | 03 МАЯ 2024

$ 92.05 € 98.64

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 22 мая 2014

"Если я вдруг сяду в кресло сити-менеджера, это не станет для меня шоком. Я не опущу руки", - Николай Мальцев

Программа (384 кб) от 27.05.2014

- Николай, прежде чем подойти к сакраментальному вопросу, что вас сподвигло выдвинуться, давайте поговорим о вас как о человеке. О вас мы знаем только то, что вы помощник депутата Законодательного Собрания Ильи Шулькина и занимаетесь бизнесом. Где учились, женаты ли, каков опыт административно-хозяйственной работы – обо всем по порядку, самопрезентация своеобразная.

 

- Родился я в 1978 году в Пермском районе, где-то с 1997 года по настоящее время проживал, проживаю и, видимо, буду проживать, связываю свою судьбу с городом Пермь. Учился сначала в Кунгуре, затем поступил в Пермский государственный университет, юридический факультет. Закончил его в 2002 году, и с 2002 года работаю в Перми.

 

- По профилю?

 

- Юрист – это универсальное образование, которое необходимо всегда.

 

- То есть вы не практикующий юрист?

 

- Почему, практикующий. Берусь за любую работу, любые поручения, в том числе связанные с юридической практикой. Официально не женат, воспитываю дочь.

 

- Ваша трудовая деятельность каким-то образом связана или пересекалась с тем, что вам предстоит заниматься, если вы сядете в кресло сити-менеджера?

 

- С 2003 по 2007 годы я работал в администрации города, так же помощником заместителя главы города, потом уже начальником организационного отдела в структуре администрации города.

 

- И вот тот самый сакраментальный вопрос. Вы прошли этот путь  и теперь один из претендентов на должность сити-менеджера. Как вдруг сформировалось это решение? Вы не подсадная утка часом?

 

- Что вы понимаете под подсадной уткой?

 

- Вот и я хочу понять, для чего? Ведь априори мы понимаем, что очень сложно конкурировать с такими мастодонтами…

 

- Однозначно сложно. Это люди с богатым профессиональным опытом, в том числе в муниципальном управлении, городском хозяйстве. Тем не менее, мне не всегда нравится то, что я вижу, выходя из подъезда, не всегда нравится реализация тех решений, которые приняты. У меня есть определенные амбиции. Как бы то ни было, но у нас в городе складывается такая практика, что при принятии взвешенных хороших решений реализация у нас нивелирует саму их суть, целесообразность.

 

- А примеры?

 

- Давайте начнем с благоустройства. Если приняли решение благоустраивать дворы, тут у вас совсем рядышком пересечение Ким и Тургенева, попробуйте пройти по достаточно новенькому тротуару после дождя. Там невозможно пройти без сапог.

 

- Согласен. Еще по форме вашего участия. Вы верите в то, что выбор в конечном итоге, который предстоит сделать комиссии, будет справедливым, адекватным, и это будет конкурс программ, кандидатов, а не того политического влияния, которое может стоять за тем или иным из них?

 

- В абсолютно чистом виде не будет ни то, ни другое. Не будет абсолютно прозрачного выбора, но с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что есть определенные политические договоренности. Поэтому эта форма – определенного рода консенсус кандидатов и их личных качеств, а с другой стороны, политической оценки со стороны других деятелей.

 

- Опять же не могу не настоять на вопросе. Верите ли вы, что способны потягаться, судя по тому весу, который стоит за вами? Если это и консолидированное решение, учитывающее все факторы, политические силы и реальные программы, которые предлагают кандидаты, в совокупности вам есть что предложить господам Папкову, Бесфамильному, Самойлову?

 

- Скажем так, мне есть что донести депутатам, которые будут принимать решения.

 

- Вот тут мы подошли к программе.

 

- Понимаете, я долгое время занимался, будучи в университете, проблемами местного самоуправления, правовой части. Мне не всегда импонировал подход государства к муниципальным образованиям и местному сообществу. Я не всегда понимаю и принимаю подход органов муниципальной власти к местному сообществу. Есть определенные ресурсы развития за счет бюджета, администрирования, кадровых ресурсов. Есть определенный лимит развития, используя эти кадры, развитие за этими границами происходит только во взаимодействии с местным сообществом. У нас сложилась такая практика, что мнение населения спрашивают достаточно редко и достаточно в формальных рамках – референдум, выборы, может быть, опрос или еще что-то. В моем понимании реализация задач, которые стоят перед местным самоуправлением, возможна только при условии взаимодействия на паритетных началах местного сообщества и органов муниципальной власти.

 

- А если конкретно на примерах?

 

- Задайте себе вопрос, как часто вас спрашивали со стороны органов власти, что бы вы хотели видеть в городе.

 

- Я буду не объективен. Я сам могу часто сказать, что хочу от органов власти, все-таки я журналист, и у меня есть возможность даже сейчас…

 

- Да, в прямом эфире высказать свою позицию. Но я вот не помню, чтобы меня спрашивали.

 

- А как же выражение Уинстона Черчилля, что главный аргумент против демократии – пятиминутный разговор со среднестатистическим избирателем? Может быть, не стоит спрашивать? Люди часто живут крайне ограниченным миром своего двора или подъезда, а сити-менеджер – человек, который должен отвечать за взаимодействие этих дворов и подъездов в части той же инфраструктуры.

 

- Я не зря говорил, что ресурс у нас ограниченный. До определенного момента нужно признать и объявить, что нужна помощь населения. Есть ресурс организационный, который не задействован и не использован. Давайте делить ответственность между органами местного самоуправления и местным сообществом. К сожалению, игра идет в одни ворота. Либо население обвиняет муниципалитет, либо муниципалитет кивает на население, говоря, что они не готовы принять решение, политически неграмотны, невоспитанны, вообще отсутствует гражданское общество. Если мы преодолеем эти трудности и найдем места соприкосновения, институт, формы непосредственной реализации воли власти и мнения населения, тогда будет немного проще, и будем делить ответственность. Если мы говорим, что местное сообщество принимает решение, по какому пути двигаться, но не несет ответственность за выбор, власть не несет ответственность за реализацию.

 

- Конкретный объект – набережная города Перми. Одной из важнейших составляющих является ее содержание, благоустройство, все это лежит на плечах сити-менеджера, который процесс того же самого благоустройства, содержания, реконструкции возглавляет как городской хозяйственник. Как на этом примере мы могли бы консолидировать усилия власти и горожан, плюс добавив сюда интересы бизнеса, который с одной стороны будет это реконструировать, с другой стороны, выполнение всех требований законодательства? Хотя бы по этому объекту ваше видение развития ситуации.

 

- Насколько понял, проект уже принят и реализуется.

 

- Вы сели в кресло сити-менеджера. У вас стоит проблема под заголовком «Набережная». Как вы, исходя из хозяйственных соображений, будете эту проблему решать, и какую цель в итоге хотите достичь?

 

- Наверное, все-таки, говоря о набережной, мы уходим немножко далеко. Я в своей программе рассматриваю территории, расположенные ближе к местам компактного проживания. Если касается территории набережной, здесь возможно разработать концепцию ее использования, в том числе с учетом населения. Каким образом использовать? Возможно, создание интернет-портала, где будут размещаться…

 

- В части взаимодействия, имеете в виду?

 

- Да, пока говорим об этом, потому что трудно собрать миллион жителей, чтобы вывести их в население. Берем только ту часть, у которой активная жизненная позиция, которая готова принимать решение. Вполне возможно SMS-голосованием учитывать мнение населения в этой части, использовать труд самих же жителей на субботниках. Причем этот труд, наверное, будет использован регулярно, не в период майских праздников раз в год, потом уже копим все остальное. Нет, я думаю, что нужно будет регулярно использовать и обращаться к населению за помощью.

 

- А технически? Есть определенные хозяйственные проблемы в отношении набережной. Как их решать? Увольнять чиновников? Привлекать прокуратуру? Оставить все как есть и дать возможность доработать? Что делать с той набережной, которая есть? У нас часть предполагается реконструировать, часть реконструирована, это обычная хозяйственная задача. Мне хотелось бы понять, как вы видите пути ее разрешения.

 

- Насколько я понимаю, сейчас спор находится в Арбитражном суде, и от его решения зависит дальнейшая реализация проекта. Останавливаться на полпути, наверное, будет неправильно. Есть гарантийные сроки, ответственность подрядчика, который должен обеспечить реализацию проекта, исходя из требований, которые изложены в нем, нужно будет привлекать его к ответственности в этих рамках, пока не останавливая реализацию самого проекта.

 

- Вы одним из постулатов самой программы назвали консолидацию усилий власти и общества, соединения их. Какой пункт 2, пункт 3 в вашей программе?

 

- Прежде всего борьба с грязью и пылью. Если посмотреть на нашу территорию, у нас в процессе реконструкции, благоустройства, ремонта дорог допускаются нарушения, которые сказываются благоприятно на образовании той же самой пыли. Это касается бордюрных камней, озеленения и газонов, высадки деревьев. Если мы посмотрим на все эти три составляющие, придется признать, что ни по одному из этих показателей нет рационально поставленных задач. Бордюрные камни всегда находятся ниже газона, в случае дождей вымывает всю землю на проезжую часть. Дальше, озеленение с точки зрения газонов достаточно в плачевном состоянии. У большинства домов придомовая территория используется для парковки машин, причем на самих газонах.

 

- Но ведь это не зона ответственности администрации. Это зона ответственности ТСЖ, УК, есть определенное межевание, и там жители сами вольны решать, что делать.

 

- Не все дома получили и закрепили за собой территорию. Во-вторых, я не видел в лице УК и ТСЖ за некоторым исключением тех лиц, которые способны нести ответственность за придомовую территорию. Страдает весь город, а отнюдь не отдельный дом.

 

- Город состоит в большой степени из дворов. Какие приоритеты еще в вашей программе? На чем бы вы хотели сконцентрироваться, если займете пост сити-менеджера? Мы всем гостям предлагаем это – представьте, что вы сидите не в студии «Эха Перми», а в кресле сити-менеджера. Я действую так, действую здесь. Если не хотите, чтобы была пыль на улицах, то объяснили, как этого избежать, какие можно предпринимать шаги. Что еще? Плохие дороги, фасады, у нас много проблем в городе.

 

- Фасады я пока не беру, если честно. Я думаю, постараемся ее решить в ближайшие лет 20 за счет ремонта имущества многоквартирных домов. Что интересует меня как жителя и потенциального сити-менеджера? Вопросы создания территорий общественного отдыха, где могут встречаться, проводить большое количество свободного времени люди. У нас этого на территории Перми немного. Со временем потенциальная территория, которая могла бы использоваться в этой части, сокращается вырубкой деревьев и замощением под стоянки автомобилей, достаточно нерационально, либо просто бесхозным отношением, когда оно утрачивает свое назначение и превращается уже в буреломы.

 

- Или заброшенные парки.

 

- Взять мнение населения определенного района, пусть выбирают площадку, на ней реализуем проект. Часть средств выделяет муниципалитет, трудовой ресурс населения, предприятия, которые заинтересованы.

 

- А вы думаете, население пойдет?

 

- А почему нет?

 

- А как его стимулировать? Заставьте меня пойти разгребать какую-то яму. Нет, у меня есть работа, свой дом и огород, я предпочту чем-то заниматься там. Мы ведь априори установили, что наши люди хоть и склонны к общественному труду и подобного рода мероприятиям, но выходят на них неохотно, не чаще раза в год. Нельзя ли это сделать за налоги тех же самых граждан, только руками подрядных организаций, контроль которых нужно изменить?

 

- Нет, тут немножко не такой подход. Не просто разгрести, убрать и оставить. Я имею в виду, комплексно освоить территорию. Создать на ней что-то.

 

- Например?

 

- Использовать малые архитектурные формы, размещение объектов мелкорозничной торговли, различные…

 

- Мероприятия культурные?

 

- Нет, скорее создание площадок для того, чтобы они использовались многфункционально, не только для мероприятий, но и в бытовой жизни. Тогда мы получаем акцепт не только на участие, но и на сам проект. Я склонен думать, что те люди, которые примут участие в формировании проекта, скорее всего выйдут.

 

- У вас расчет на активных пермяков.

 

- Не только. Будем призывать, будить пассивную часть.

 

- Хорошо, еще несколько ключевых тем. Дороги и транспорт.

 

- C транспортом в центре города, мне кажется, лучше уже не будет. Расширение улиц практически исчерпано. Дальше пойдет переориентация жителей города на использование того же самого общественного транспорта или велосипедов.

 

- Что для этого делать? Вам придется создавать эти условия для велосипедистов, развивать общественный транспорт, который находится в полумуниципальной зависимости и собственности, зависимости в части субсидий, а горэлектротранс…

 

- Во-первых, нужно будет все-таки пойти немножко дальше. Мне импонирует создание велосипедных дорожек на улице Ленина, но уже надо брать прилегающие территории, создавать комплекс инфраструктуры для велосипедистов. Потихоньку мы приучили водителей к этим дорожкам, немножко приучили их к тому, что участниками движения полноценно являются, в том числе, велосипедисты. К сожалению, насколько я вижу, она не очень часто используется самими велосипедистами. Там ездят мотоциклы…

 

- Может быть, они не совсем удобны? Я могу привести один пример. Участок около оперного театра, огороженный трамвайными путями…

 

- Да, с двух полос въезжаем в одну…

 

- Хотя там можно было бы сделать велосипедные дорожки на тротуаре. Он там широкий, проходная способность людей там не очень высока.

 

- Согласен. Это касается уже рациональных решений, которые требуют корректировку существующего положения вещей. От этого никуда не уйти, придется менять.

 

- Вы помощник депутата Законодательного Собрания. Я так понимаю, эта работа каким-то образом тоже повлияла на ваше решение.

 

- Да, мне периодически приходится сталкиваться с вопросами от жителей, проблемами, которые они ставят, в какой-то части помогать решать их.

 

- А депутат каким-то образом влиял на принятие вами решения?

 

- Нет. Естественно, я с ним согласовал участие, но это было решение мое.

 

- Что он ответил?

 

- «Если тебе интересно, занимайся».

 

- В свободное от работы время.

 

- Совершенно верно, со своим бюджетом (смеется).

 

- Это же не избирательная кампания, какие, черт возьми, тут могут быть бюджеты. Мне бы хотелось от вас как участника гонки, она не ожидалась такой борьбой, оценочное суждение – ваше мнение по поводу того, что происходит. Имитация выборов, билборды кандидатов, уверен, вы следили и за их заявлениями. Правда ли то, что Пермь соскучилась по выборам такого формата, и поэтому в них так активно начали играть, хотя решение-то будет приниматься комиссией в закрытом режиме?

 

- Да, сразу хочу предупредить слушателей, что решение принимают не они. Решение принимают комиссия, а потом депутаты.

 

- Вначале комиссия определяет кандидатуры, выдвигает одного-двух, потом депутаты голосуют за одного из них.

 

- Только в этом формате будет принято окончательное решение о назначении на должность главы администрации города. Все остальное – возможность посмотреть, получить срез общественного мнения. Я думаю, оно не совпадет с итоговым мнением депутатов. Что касается института участия «Народного голосования» - почему бы нет?

 

- Не будет результата, реально влияющего на сам процесс.

 

- Понимаете, в чем штука? Во-первых, люди знакомятся с кандидатами. Я вот пришел к вам, мог бы не приходить. Второе – мы же должны когда-то приучать население к таким потенциальным институтам, где их участие не нужно. Но мы попробуем, получим срез, сравним с мнением депутатов. Не знаю, может быть, что-то изменится сегодня, завтра, послезавтра. Мы стоим на пути выработки таких механизмов участия населения. Это тоже один из вариантов.

 

- Мне кажется, если у участия нет конкретного результата, оно очень быстро перестает быть актуальным для жителей. Я больше не захочу принимать участие в «Народном голосовании», если буду знать, что никакой пользы оно не принесет.

 

- А вот посмотрим на мнение депутатов – разойдется или нет оно с мнением населения? Это тоже показатель.

 

- Будь вы сити-менеджером, как бы вы определяли свою кадровую политику? Кадры решают все.

 

- Естественно. Первая форма – это тот же самый муниципальный конкурс. Но я бы предложил ряд должностей тем кандидатам, которые уже заявились сегодня на должность сити-менеджера. Почему бы нет? Среди них есть люди, которые уже работают в администрации города, в том числе на должности зама, кто знает городское хозяйство.

 

- Кого бы из них вы взяли к себе?

 

- Александр Яковлевич Бесфамильный – кстати, я работал в период, когда он был первым заместителем главы города.

 

- Вы с ним сталкивались по работе?

 

- Конечно. Титов работал в департаменте планирования, тоже есть опыт работы. Рассмотрю варианты, в том числе его.

 

- Вы знаете, что у нас на сайте идет голосование за потенциальных кандидатов. Вы находитесь не на самом высоком месте.

 

- (смеется) И не на самом последнем.

 

- Если смотреть с конца, то у вас серебро. Ваша фамилия предпоследняя в списке, вы уступаете всем, за исключением Леонида Митракова, о котором известно еще меньше. Но вам отдали предпочтение 62 человека.

 

- Уже 62? Был 61.

 

- Свежие данные. И это при том, что по данным нашего счетчика, проголосовало 100 тысяч человек. Мы уже говорили, что есть накрутки, программисты знают, как с ними справиться. Но не кажется ли вам, что ваша непубличность до того момента, как вы заявили о себе как потенциальном кандидате сыграет с вами злую шутку? И здесь в любом случае предпочтения комиссии будут не на вашей стороне просто потому, что вы не публичный человек?

 

- Скажем так, будучи не вовлеченным в политическую сферу, я получу и наименьшее количество голосов слушателей, и постольку, поскольку меня мало знают в администрации и думе, получу и там.

 

- Вы адекватно оцениваете свои шансы.

 

- Однозначно, но это не говорит о том, что через месяц я не связываю свою работу с администрацией города. А вдруг?

 

- Если сейчас вдруг не сложится, вы не готовы будете сразу сказать: «Все, я осуществил одну попытку, больше этого не будет никогда»?

 

- Не скажу. Более того, я не скажу, что если вдруг сяду в кресло сити-менеджера, это станет для меня шоком, и я опущу руки.

 

- Этого от вас мы как раз и не ждем.

 

- Просто распространено такое мнение – коль скоро есть такие кандидаты, скорее всего они технические, подставные, не дойдут, снимут свои кандидатуры либо не захотят публично участвовать в конкурсе. Будем участвовать, насколько это возможно.

 

- Что вы скажете по поводу того, какими личными качествами должен обладать сити-менеджер, который держит и затачивает в руках столько инструментов, хозяйственных забот, факторов его публичности? Может быть, ему нужно тихо сидеть и заниматься своей работой, а не выходить с лопатой под софиты и камеры?

 

- Тот же самый выход с лопатой стимулирует жителей к участию наряду с главой администрации в этой работе. Он однозначно будет находиться в информационном поле, и это нужно понимать. Что касается деловых и личных качеств, скорее всего, это человек, который должен обладать системным мышлением. Не скажу, что он должен сейчас знать все городское хозяйство. Невозможно это, даже если…

 

- Когда-то работал в этой должности.

 

- Мне кажется, минимум от полугода он будет вникать в проблему заново. Как раз системное мышление позволит ему принимать во внимание все факторы, которые будут положены в основу принятия решений.

 

- Какие?

 

- Тут мы уже переходим к системным решениям. Город – это не только дороги. Говоря о том, что мы берем только дороги и не берем другую сферу, неправильно. Берем дороги, не берем благоустройство, озеленение, дворы – сразу комплекс проблем. Берем дворы – выходим на соприкосновение с жителями. Решение каждой проблемы вытягивает за собой структуру других, решение иных проблем. В этом должен хорошо ориентироваться глава администрации.


Обсуждение
1551
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.