Верхний баннер
16:32 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 15 июня 2014

"Далеко не все мировые театры имеют тот репертуар, который мы предлагаем на Дягилевском фестивале", - Олег Левенков

- Марк, на пресс-конференции, посвященной Дягилевскому фестивалю и его программе, Теодор Курентзис говорил о том, что в идеале хотел бы сделать фестиваль премьер. Два названия, которые стоят в программе Дягилевского фестиваля, опера «Носферату» и видеомузыкальный проект Winterrise, уже были показаны в Перми. И они тоже стоят в афише фестиваля…

 

Марк де Мони: Во-первых, мы хотим перейти к формату фестиваля премьер.

 

- То есть пока в пути еще.

 

Марк де Мони: Путь будет достаточно долгим. Представьте себе фестиваль, на котором только одни премьеры. Причем мы имеем в виду не только премьеры существующих произведений.

 

- И не только пермского театра.

 

Марк де Мони: Да. И произведений, написанных по нашему заказу. Таких фестивалей – раз-два и обчелся. По такому принципу работает фестиваль в Манчестере, и директор манчестерского фестиваля, член жюри Дягилевской премии Алекс Путс приезжает на наш фестиваль. Манчестерский фестиваль задуман им лет 10 назад, он проходит раз в 2 года, потому что иначе невозможно обеспечить творческий процесс написания новых произведений, премьеры которых презентуются на фестивале. Нам до этого еще идти и идти, постепенно мы к этому переходим. Я бы не сказал, что мы хотим быть калькой, полностью перенести формат на Дягилевский фестиваль. Мы хотим увеличить эту составляющую, чтобы каждому фестивалю как минимум мы заказывали сколько-нибудь произведений. Мы уже думаем о том, что бы заказать к фестивалю 2015 года. А что касается Winterrise и «Носферату» - да, «Носферату» несколько дней назад был, премьерный спектакль, 20-го будет второй премьерный спектакль. Winterrise был, но это все равно премьера в определенных временных рамках и промежутке. Это считается премьерным спектаклем. То, что он будет показан 30-го, не отнимает у премьеры, не делает его менее премьерным.

 

- Олег Романович, в прошлом году многие события фестиваля были связаны со столетием «Весны священной». В этом году фестиваль открывается балетами Баланчина. В этом тоже есть свой символ?

 

Олег Левенков: Безусловно. Дягилев начинал прославлять русское искусство, и наиболее значимым и громким событием были гастроли русского балета. Так получается, что мы уже очередной фестиваль начинаем открывать балетной премьерой. Премьера связана с именем Стравинского в первую очередь. Пермская публика достаточно хорошо знакома с творчеством Баланчина, но недостаточно часто звучит музыка Стравинского. Поэтому было пожелание Теодора Курентзиса, чтобы программа включала произведения того композитора, без которого не может жить современный театр. Поэтому три произведения Баланчина на музыку Стравинского. Я думаю, что это представит интерес для публики. Здесь и Стравинский, и хореография Баланчина в трех разных ипостасях, разных хореографических манерах. Поэтому иногда можно надеяться, хотеть, стремиться. Но, к сожалению, практика настолько сложна и продолжительна, говоря о том, с чего вы начали, тогда иногда придется закрывать театр на несколько месяцев (смеется), чтобы потчевать публику только премьерами. Но пытаемся это осуществить.

 

- Я даже не говорю о пермяках. Люди, которые приедут на фестиваль, увидят новые мировые премьеры и просто произведения, классику Баланчина и Стравинского – для них это ведь тоже определенный зрительский опыт. Наверное, это какое-то подспорье для тех, кто приезжает на симпозиум, который состоится и не ушел из программы?

 

Олег Левенков: Конечно, далеко не все театры имеют тот репертуар, который мы предлагаем на фестивале. Поэтому даже для специалистов в области  музыки, хореографии, театра это представляет интерес. Но главная наша задача – чтобы это было интересно пермякам, чтобы им показывать российские и мировые премьеры.

 

- А есть в симпозиуме какая-то определенная тема?

 

Олег Левенков: Мы изначально предполагали сделать его широко открытым для разных тем – Дягилев и современная культура. Продолжаются исследования, связанные с его деятельностью и тем влиянием, которое он оказал на театральное искусство последующего столетия. Поэтому есть выступления и о Дягилеве, и о труппах, которые возникли благодаря ему. Есть выступления о композиторах. Это широкий круг, мы не замыкаемся на исследованиях одной темы, а даем авторам возможность проявить различные устремления в исследовательской сфере.

 

- Прежде, чем мы вернемся к афише фестиваля, хочется упомянуть еще одно важное событие, которое тоже отличает Дягилевский фестиваль – это премия.

 

Марк де Мони: Мы отошли уже пару лет от формата, который позволял людям просто заявляться на конкурсной основе. Жюри номинирует, потом жюри голосует. Жюри номинировало четырех продюсеров. Напоминаю, что мы номинируем не спектакли, не режиссеров, а продюсеров. Номинирован Жерар Мортье как главный продюсер нашей совместной с Мадридом постановки «Королевы индейцев». Номинирован интендант берлинской «Штаатс опера» Юрген Флимм за постановку «Царской невесты», музыкальный руководитель Баренбойм, режиссер Черняков. Номинирован худрук английской национальной оперы Джон Берри за «Воццек». Я забыл, кто там музыкальный руководитель, но режиссер англичанка Кэрри Крекнелл. Номинирована Ева Вагнер, которая руководит Байротским фестивалем, за «Валькирий» в рамках «Кольца Нибелунга».

 

- По сути, из всего мирового репертуара отобрано то новое, что появилось.

 

Марк де Мони: Жюри в течение 2013 года обращало внимание на постановки с целью потом номинирования их на премию Дягилева.

 

- Но будет назван только один.

 

Марк де Мони: Да, 20 числа.

 

- Мы желаем успеха проекту, имеющему отношение и к нам, и, к сожалению, ушедшему к Жерару Мортье. А вообще - что дает это продюсерам? Либо это больше ваша попытка обратить внимание на продюсерский труд, который часто бывает не оценен?

 

Марк де Мони: Есть весьма существенная финансовая премия, 2 миллиона рублей, которые получает институт, театр или фестиваль, который представляет продюсер. Это достаточно существенная сумма. Это престиж имени Дягилева, более престижного имени в нашем деле нет. Мы хотим поощрять, чтобы молодые продюсеры и те, кто занимается музыкальным театром, стремились к этой планке. Мы хотим подчеркнуть важность роли продюсера в музыкальном театре как креативной роли.

 

- Не техническая функция, да?

 

Марк де Мони: Да, не механическая, а именно креативная роль. Наиболее важная во всем творческом процессе – это умение выбрать произведение, сделать осознанный выбор, этим произведением продюсер понимает, что может нечто сказать обществу, что такое произведение выявляет проблемы наших дней или что-то еще. Выбрать режиссера, музыкального руководителя, чтобы они справлялись…

 

- Чтобы не руководствовался только тем, что вот это не сделает, а это сделает кассу нашему театру, проекту, как сегодня большинство понимает понятия продюсера?

 

Марк де Мони: Да, очень много театров, работающих по шаблонному принципу, руководствуются кассой. До Жерара Мортье оперное искусство находилось именно в таком положении. Благодаря Жерару Мортье вернулась осмысленность в оперный мир, музыкальный театр, он как раз стал в результате реформатором во второй половине XX века, вдохновителем нового, настоящего подхода к оперному искусству. Во многом благодаря ему оперное искусство переживает невероятный подъем в Европе и мире. Сейчас больше, чем когда-либо, ходят на оперу.

 

- Всю афишу мы рассказать в эфире сейчас не сможем, ее можно найти на сайте http://diaghilevfest.ru/. Но какие события точно нельзя пропустить, пусть они даже не классические, электронная музыка? Понятно, что поклонники фестиваля, люди искушенные обязательно придут на открытие, закрытие, не пропустят «Носферату»…

 

Марк де Мони: Олег Романович, давайте выберем по три мероприятия, возможно, совпадем (смеются).

 

Олег Левенков: Хотел бы начать даже не с афиши, а с принципа. Во времена Дягилева была очень модной идея совокупного произведения искусства, синтеза искусства. Дягилев вместе с собранной им командой делал такие спектакли, в частности, «Золотого петушка» Римского-Корсакова, из оперы они делали оперно-балетный спектакль. Так получилось, что в афише этого фестиваля будет два таких спектакля. Один – французский ансамбль барочной музыки Le Poème Harmonique, который покажет «Барочный карнавал». Это пение, музыка, танец, акробаты, немного цирк, то, что создает атмосферу карнавала. А другой спектакль, еще более значительный по своим масштабам, это «С(h)oeurs», в котором сочетаются два понятия, «сердца» и «хоры». И так, и так можно понять. Это такой спектакль-манифест, который возвышает труд и творчество артистов хора. Они – главный персонаж. Спектакль, в котором внутренний мир одни выражают звуком, поскольку они певцы, а другие выражают своим телом – в этом спектакле есть музыка, хореография, вокал. Весь спектакль совершенно из разных видов искусства, объединенных в единый символ, придумал и сочинил хореограф Алан Платель. Значительным событием будет закрытие фестиваля, потому что Густав Малер – это тот композитор, который перешагнул из XX в XXI век, и его слава и популярность не исчезает, а нарастает. Невозможно представить ни Прокофьева, ни Шостаковича, Ни Стравинского без Густава Малера. Исполнение его Третьей симфонии на закрытии фестиваля – это выдающееся событие.

 

- Судя по реакции Марка, вы во многом совпали.

 

Марк де Мони: (смеются) Во всем!

 

- Пойдете на одни и те же мероприятия.

 

Марк де Мони: Если выбрать три события, безусловно, Le Poème Harmonique с «Барочным карнавалом», еще потому что это не только карнавал. Карнавал в Венеции бывает и сегодня. Но это карнавал по всем законам исполнения барочной музыки и барочного театра. Le Poème Harmonique я привозил несколько раз в рамках своего фестиваля, это лучшие из французов исполнители музыки барокко в таком потрясающей, свежей, эмоциональной подаче, что это на всю жизнь впечатления. Сейчас несколько расширился музыкальный ландшафт в России, но до недавнего времени все музыкальное сообщество, вся публика была сосредоточена на музыке XIX-XX века. А тут мы открываем целый пласт культуры, и это великолепие барочного жеста, музыки и так далее.

 

- Для меня в прошлом году было событием сходить на группу «Аукцыон». В этом году приезжает Chinawoman, что это будет для пермяков? И почему не в оперном театре, а в Центре Сухарева?

 

Марк де Мони: Вопрос логистики.

 

Олег Левенков: С другой стороны, наш театр итальянский, старинный, оперный. Конечно, можно играть на контрастах с электронной музыкой.

 

- С «Аукцыоном» в прошлом году это удалось.

 

Олег Левенков: Я надеюсь, и на следующий год удастся, повторить нечто подобное с другими исполнителями. В данном случае пытались найти ход, обстановку, которая бы отличалась от регулярных рок-концертов, которые на стадионах, а с другой стороны, от классическо-симфонического характера.

 

- Это все равно влияет на расширение аудитории и публики, чтобы молодые люди не думали, что Дягилевский фестиваль и оперный театр – это что-то для очень взрослой и презентабельного вида публики…

 

Марк де Мони: Естественно, это есть в рамках программы на сцене театра. Тот же «C(h)oerus» – второе событие, обязательное к посещению. Он пройдет, кстати, 26 и 27, два дня. Это театр, во-первых, современная хореография, очень эффектная, национальная. Я думаю, это не маньеризм, это понятно нынешнему зрителю. И это спектакль политический, который говорит на фоне музыки Вагнера и Верди, и мы понимаем, что Вагнер и Верди были ассоциированы с народными движениями XIX века. Мы видим и сейчас похожие явления, некий протест человека против любых режимов, западной и восточной системы, которые руководят людьми.

 

- Если не ошибаюсь, на фестивале будут уже ставшие постоянными участниками Антон Батагов, Полина Осетинская?

 

Олег Левенков: Алексей Любимов. Но будут и новые. Будет замечательный скрипач Пекка Куусисто, имеющий большой международный авторитет Олли Мустонен, пианист.

А из неизвестных в Перми «German Brass». Это замечательный ансамбль музыкантов, играющий на духовых инструментах, один из лучших в мире. Помимо фестивального оркестра, который уже не первый фестиваль, в этом году добавляется еще и музыкальный хор – Musica Aeterna и ирландский камерный хор. Они будут представлены, каждый хор представит свое собственное творчество. Начинать и завершать программу они будут вместе под управлением замечательного хормейстера и вокального дирижера Пола Хиллиера, который будет представлен в новом свете.

 

Марк де Мони: Фестивальный оркестр будет и я лично испытываю голод к такой симфонической музыке. Несмотря на наши старания, у нас все-таки мало концертов в течение сезона. Я думаю, что это будет замечательное завершение не только фестиваля, а целого сезона.


Обсуждение
2021
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.