Верхний баннер
09:41 | ПЯТНИЦА | 17 МАЯ 2024

$ 90.92 € 98.9

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 06 июля 2014

"Схема двухступенчатого делегирования – это Европа 19 века. Современный прогресс – это развитие всеобщего избирательного права", - Александр Кынев, политолог

- В порядке значимости, за чем сегодня следит масса политологов, что самое важное происходит в стране. Если не от вас, больше не от кого слушать.

 

- Чтобы было понятно. Я в проекте гражданских инициатив руковожу проектом мониторинга региональных выборов. Мы скоро публикуем первый доклад по кампании этого года. Материалы прошлогоднего мониторинга желающие могут найти на сайте комитета гражданских инициатив. Можно через сайт Алексея Кудрина зайти, а есть сайт комитета гражданских инициатив www.komitetgi.ru. До этого аналогичный продукт я делал для ассоциации «Голос».  Это были заявления по поводу мониторинга федеральных выборов, региональных, и активно работал по проектам регионального мониторинга с московским центром неразборчиво. В принципе, я регионалист оп жизни. Я всю свою жизнь занимаюсь тем, что изучаю, наблюдаю различные региональные кампании и политические процессы. Что касается выборов этого года, они отличаются не только тем, что действительно очень большое количество выборов глав регионов, 30 – это только прямых выборов. Потому что на самом деле, регионов, где будет определен глава, больше, есть еще 31 регионов, это Кабардино-Балкария, где главу изберут депутаты, есть еще Крым, и Севастополь, если их считать, то это 32 и 33. Есть еще выборы региональных парламентов, из них самые центральные – это выборы Московской городской думы. Москве – это самый большой по количеству избирателей субъект России, около 108-109 избирателей из них Москва – это 7 млн. 200. Самый большой субъект, естественно, выборы в Москве имеют федеральное значение. Вспомните  прошлогодние выборы мэра Москвы, именно поэтому ради выборов в Москве в этом году правили все федеральное законодательство, с тем, чтобы там не позорить  «Единую Россию», там отменили партийные списки, там выборы только  по мажоритарным округам. Есть выборы и в других регионах. Всего у нас 12 регионов – выборы в региональные парламенты. Есть очень значимые муниципальные выборы. Самые значимые – это массовые муниципальные выборы в Санкт-Петербурге. Где практически во всех районах города будут избирать местные советы. Для Питера это очень важное событие, потому что со времен последних выборов очень сильно изменилась политическая ситуация, не исключено, что в ряде районов города большинство мест в этих районных советах могут получить оппозиционные партии, в Петербурге это вполне возможно.

 

-Мы говорим о «Яблоке» в том числе?

 

- Мы говорим в первую очередь о «Справедливой Росси». Потому что самая сильная оппозиционная партия в конкретном городе Санкт-Петербурге, это «Справедливая Россия», потому что ее лидером является такой харизматический человек, как Оксана Дмитриева. «Яблоко» представлено в Заксобрании Петербурга, но по рейтингу ему в городе до Оксаны Генриховны  Дмитриевой достаточно далеко.

 

- Сделаем одну отсылку. Мы с вами в пятницу разговариваем, а для наших слушателей в понедельник, а в пятницу они слышали Юрия Гурмана, который о  Челябинске рассказал. Мы не знаем, может быть, нас ждет тоже вот это деление на субъекты, уход на двухуровневую систему  управления.

 

-Я надеюсь, что Пермь этого избежит. Потому что это абсолютно авантюрная схема. Те люди, которыеради интересов нескольких губернаторов добились поправки федерального законодательства, конечно, подложили всем большую свинью, конечно, это очень опасная схема, очень громоздкая, которая может привести к массе негативных последствий и с точки зрения состояния городского хозяйства, и с точки зрения качества правления. Во многих регионах, на самом деле, и ситуация с Москвой типичный случай с переходом на МСУ, когда надо кому-то на федеральном уровне решить свою частную проблему, под проблему конкретного чиновника правится федеральный закон, и это касается всех. Надо было в Москве создать условия, чтобы не пустить на выборы оппозицию. Ради этого правится федеральный закон, и вводят 3% подписей для регистрации для всех кандидатов, кроме представителей 5 партий, имеющих льготы. Фактически это запрет. 2 или 3% нашим слушателям мало что скажут, но чтобы было понятно, в истории нашей страны никогда больше 2% не было. Даже последние 2 года у нас было для самовыдвиженцев 0,5%. В 6 раз меньше, при требованиях в 0,5% на прошлый региональных выборах…

 

- Снимали пачками.

 

- От самовыдвиженцев к дню голосовании я отсеялось 58%. Это при 0,5 % 58% получилось  в прошлом году. А увеличили в 6 раз. Это чистый запрет, эти требования честно выполнить нельзя. Это означает, что регистрация превращается в режим ручного управления, когда принимаются политические решения не зависимо от качества подписей, кого регистрировать, кого нет. Потому что ты в таких условиях подписи можно либо нарисовать, либо сдать очень низкого качества. Потому что собрать в таком объеме их просто физически нельзя. То же самое касается МСУ, было несколько губернаторов, у которых большие проблемы с рейтингами и большие проблемы с взаимоотношениями с местными элитами. Это Свердловская область, господин Куйбышев, это Самарская, где варяг тоже их другого региона, господин Меркушкин и уже бывший губернатор в Волгограде был, господин Баженов. У него тоже большие проблемы были. Его уже уволили к этому времени, но когда реформа начиналась, он еще был губернаторов. Ради трех регионов, чтобы дать фактически возможность ликвидировать нормальное местное самоуправление, как антитезу, поправили федеральный закон, ради них фактически родилась эта концепция, которая касается всех.

 

- Мы сейчас говорим о подписях или мы говорим…

 

- Я уже говорю о двухуровневой системе. Я приведу вам 2 примера, когда ради интересов одного конкретного случая поправили весь федеральный закон. Скажем, регистрацию кандидатов поправили для всех ради Москвы, и реформа МСУ то же самое.

 

- С районными думами

 

- Да. Ее фактически изначально затевали ради интересов трех губернаторов.

 

- Не перечисляя Волгоград, Самара, вы не сказали Челябинск, а он первым ломонулся.

 

- Вопрос, ради кого затевали, и кто ломонулся первым, это разные вопросы. Затевали ради этих трех. А поскольку сама по себе реформа абсолютно авантюрная, крайне скандальная, потому что вот эта сложная схема многоступенчатого делегирования, это то, что не применяется  сегодня нигде. Потому что  не надо любому человеку объяснять, что если у вас есть напротив дома магазин, то вы пойдете прямой дорогой. Если вам предложить обойти полгорода, а потом вернуться, наверное, это будет не очень удобно. Это слишком громоздкая конструкция, которая создает массу проблем, которая разрушает структуру городского хозяйства, которая ведет к тому, что система управления становится многоступенчатой, с  огромным количеством звеньев, с огромным количеством функций, как говорится, у семи нянек дитя без глаза. Я могу указывать какие-то нюансы, детали, но мы в этот лес уходить, наверное, не будем. Была большая волна протеста, те, кто реформу эту начли, они же не могли от нее отступить. Чиновники наши как привыкли, они не привыкли признавать своих ошибок, они же не могут сказать, что мы предложили глупость. Поэтому нужно было хоть в каком-то виде ее принять. Конечно, они попытались отступить назад, внести какие-то поправки, сделали оговорки. Дна из поправок касалась того, что, в конечном счете, право дается регионам. Они же не могли нигде не ввести, получается, как с иностранными агентами.

 

- Да, и ни одного не нашли.

 

- Бросили всю силу в прокуратуру, провели тысячу проверки, все организации прошли проверки, ни одного агента  не нашли. В конечном счете, они же не могут сказать, что мы обосрались.

 

 

 -Да, да. Для Кынева допустимая оговорка про иностранных агентов.  Я ходил на эти суды, в Перми тоже активно искали.

 

- Я говорю то, что есть. Тоже самое получили с реформой МСУ. Они закон продавили, вопреки массе негативных отзывов. На самом деле, если оставить за скобками самих работников этой вертикали, кому по должности положено это защищать, ни одной ассоциации муниципальной значимой серьезной работы не было ни одного позитивного отзыва. Даже многие прокремлевские эксперты, что уникально, тоже критиковали эту реформу. В конечном счете, они ее приняли. И нужно было с кого-нибудь начать. Поскольку те регионы, которыея назвал, у них выборов в этом году просто нет. Они должны вступить на стезю выборов в региональных центрах через несколько лет. То нужно было где-то апробировать. И был выбран один из регионов, где оппозиция слабенька.

 

- Челябинск?

 

- Да. Выбрали Челябинск, решили, что там не будет сопротивления. И сменили там губернатора. Тем боле там плановые выборы городской бумы должны были проходить в этом году. Решили с Челябинска начать. Есть еще несколько пионеров, среди пионеров называется город  Ульяновск, где, правда, выборов пока нет, но они там будут попозже. В Иркутске заявлено, что не будет никакой реформы, потому что люди не сумасшедшие. В Новосибирске заявлено, что не будет реформы.

 

- То есть, в Иркутске заявили прямо, такой системы нам не надо, а выборы в этом году?

 

- Да.

 

- То есть, они отказались и уйдут в новый цикл…

 

- С нормальной городской думой.

 

- Здесь и сейчас мы ожидаем каким будет к октябрю, в августе, сентябре решение пермского Законодательного собрания.  Депутат Алексей Бурнашев внес законопроект, внес, о том, чтобы выборы были только прямые и всенародные и никаких двухуровневых систем. Но губернатор сказал, я пока свое мнение высказывать не буду. А Челябинск, хоть и не ради него была эта реформа затеяна, как вы сказали, тем не менее, первым оказался в этом списке. От этой реформы уже отказались в Иркутске, Новосибирске, но претендует войти в эту реформу Ульяновск…

 

- Обсуждается Астрахань, есть ряд городов, которые говорят, что это возможно.

 

- Какие вы видите риски в части управляемости городом, каике есть еще риск? Межбюджетные процессы, называли еще наши эксперты.

 

- Давайте говорить простым языком. Апологеты реформы говорят, что это якобы приближение власти к избирателям.

 

- Потому что избирательный округ уменьшается.

 

- Да, да. Давайте я опишу, как будет выглядеть это приближение в кавычках. Думаю, что всем станет понятно. Сначала вы избираете некую районную думу, некоего районного депутата. Единственное значимое полномочие этого районного депутата, избрать следующего городского депутата. Единственное следующее полномочие следующего городского депутата назначить половину членов конкурсной комиссии, которая потом назначит сити-менеджера. Получается, что реальный руководитель территории.

 

- А вся власть у сити-менедежра.

 

- Конечно. Реальная власть будет определяться трехступенчатой пирамидой. И это называется приближение власти к населению. При прямых выборах вы напрямую избираете мэра, можете к нему напрямую прийти, он несет перед вами прямую ответственность. Здесь первое звено, второе звено, третье звено. Первые избирают вторых, вторые третьих. Кто перед кем несет ответственность. Все это совершенно растворяется и обезличивается. Получается, схема двухступенчатого делегирования, это в Европе 19 век, это то, что умерло где-то 150 лет назад. Современный прогресс – это развитие всеобщего избирательного права и приближение органов власти к населению. Чтобы не было никакого делегирования, чтобы не было никаких многоступенчатых схем.

 

- Максимальное количество референдумов в том числе.

 

- То есть, делегирование – это архаика, это времена Российской империи, это курьи. Чтобы избавиться от этого, в том числе, маразма революции в странах происходили. Мы пытаемся вернуть то, что в цивилизованных странах умерло 150 лет назад. И нам говорят, что это новое веяние, и новое слов. Так более того, я сказал, что на третьем уровне последний депутат поучаствует в формировании половины конкурсной комиссии. Дело в том, что по этому же закону доля назначенцев губернатора в конкурсной комиссии  увеличивается с 30% до 50%. Что получается, когда губернатор назначает половину членов конкурсной комиссии, что получается? Давайте назовем сейчас вещи своими именами. Это полностью отмена выборов главы. Потому что когда губернатор назначает половину членов, это означает, что он фактически назначает главу администрации. Было бы странно, если бы назначенные губернатором члены комиссии не выбрали бы того, кого предложил губернатор. Например, в Самаре, такое ноу-хау, губернатор стал лично входить в конкурсные комиссии.

 

- Молодец.

 

- Лично с замами.

 

- Вы согласны, что если этот абсурд идет, то пусть идет в эту сторону.

 

- Если уж абсурд, то доводить до конца. То есть, это уже никакая не конкурсная комиссия. Это чистое прямое назначение. Потому что назначенцы городской думы превращаются в чистый декор,  они уже ничего не решают. Потому что нужно 50% +1 голос. Ну, это смешно. Получается, что сама схема многоступенчатая, абсолютно размывается ответственность. Вы избираете депутата, а он ни за что не отвечает, его единственное полномочие – избрать следующего депутата. А вот следующий говорит, что я тоже ни за что не отвечаю, потому что отвечает администрация. Никто ни за что не отвечает. Более того, фактически у нас даже в тех регионах, где существует внутри городов районное деление, по факту мы привыкли, что есть район. Районная администрация должна быть, по факту это очень давно просто отделы мэрии. Просто отделы по работе с гражданами на территорию, система давно существует единая. Даже, районы существуют уже номинально, уже не везде даже администрации сохранились в Перми они есть, а например, городе Сыктывкаре 3 района, а администрация только в  одном самом удаленном осталась, Ижвинском.   В районах центральной части Сыктывкара даже администраций уже нет, районы есть, а администраций физически не существует. Во многих случаях они даже не являются юрлицами, потому что во многих городах хозяйство единое, люди живут в одном районе, работают в третьем. То, что когда-то объединяло в советские годы людей в рамках какого-то замкнутого пространства, в каждом районе должна быть школа, поликлиника, спортивный комплекс, все это давным-давно размылось. Люди хотят получать услуги вне зависимости от того, где они прописаны. И все социальные реформы нулевых годов направлены на то, чтобы люди могли получать услуги, не зависимо от адреса своей регистрации. Из-за этого вся реформа здравоохранения проводится и так далее. не важно, что у вас в паспорте, важно, куда вы пришли и где вы встали на учет. Возникает вопрос, а ради чего все эти органы начинают создаваться, в чем смысл. Здесь есть большая пробелам того перечня вопросов, которые они должны решать. У нас же предыдущая реформа МСУ, когда стали избирать поселенческие органы местного самоуправления, шла около 10 лет, потому что МСУ – это огромный перечень вопросов. Кому принадлежат теплосети, кто отвечает за дороги, кому принадлежат кладбища, кто вывозит мусор и так далее. 10 лет и по регионам все еще не решены проблемы, потому что есть проблемы границ, никак не могут решить судебные процессы, правильно или нет решили статус. Нам предлагают, не завершив одну реформу, которая шла 10 лет…

 

- А здесь полгода.

 

- За полгода поделить имущество, дома, дороги. Есть регионы, где проблемы до сих пор не решены, есть много мест, где до сих пор имущественные споры…

 

- Чья дорога, чей газопровод.

 

- Да, конечно. Реорганизация МУПов, ГУПов. Попробуйте закрыть маленькое какое-нибудль ООО, как предприниматель, сколько времени это у вас займет. А это гигантские города, с огромным хозяйством, и действительно создается ситуация мутной воды, в которой кто-то хочет половить рыбку. Станет ли от этого лучше жителям, я очень сомневаюсь, потому что резко увеличиваются шансы бардака, безответственности, скандалов, бесконечных судов. Более того, уже совершен очевидно, там, где эту реформу начинают реализовывать, реализуют ее юридически безграмотно, с массой нарушений, и уже очевидная перспектива бесконечных судов, скандалов. И так далее. Она уже на лицо. Очевидная была проблема у некоторых людей, там где были проблемы с МСУ, взять, вмешаться, усилить полномочия губернатора, то, что в результате в качестве побочного эффекта можно в целом просто радикально ухудшить качество правления, создать массу проблем на пустом месте, это никого не интересует. Это для нашего сознания очень типично. Когда пытаются ради шкурных интересов что-то накрутить, в этой мутной воде рыбку поймать, а потом, как говориться, после нас хоть потоп. 

 

- Давайте пара ваших комментариев в след Юрию Гурману. В качестве флеш-моба собираются челябинцы поставить рекорд книги Гиннеса, а именно зарегистрировать количество кандидатов в избирательном округе равное количеству избирателей.  Это будет как шутка

 

- Почему нет. Я думаю, это будет разумный ответ на эту реформу.

 

- В этой реформе с двухуровневым разделением городом на районы и районные думы, избирательные округа слишком маленькие, и там нет сбора подписей. Его нет по той причине, что закон прямо говорит, что количество подписей завязано на количестве избирателей в округе. Если избирателей ниже определенной планки, подписи не собираются. Может ли быть хоть какой-то положительный эффект от этой реформы. Хотя бы тот эффект, что… 170 человек для Челябинска.

 

 -Но у этих районных дум не будет никаких полномочий.

 

- Это люди, которые прошли некоторое горнило…

 

- Смотрите, к чему приведет. Избирается некая районная дума, полномочий у нее нет, а людей выбрали, это означает, что люди сами будут придумывать себе работу. Да, будут, надо пропиарить, будет эпатирование, скандал. Чем занимаются наши депутаты, когда показать нечего.

 

- Кружевные трусы запрещают.

 

- Вот, вот. На локальном уровне начинают заниматься всякими глупостями.

 

- Нет юрьева дня у этой реформы. Вроде как в любой момент можно взбунтовать как-то, выйти с протестом, как-то взмолиться, в конце-концов и вернуться назад.

 

- Я думаю, что вся эта авантюра, она же будет накладываться на массу других процессов. У нас же очевидно, что общая социально экономическая динамика оставляет желать, мягко говоря, лучшего. Тревожные тенденции обозначились и в прошлом году. Посмотрите ситуацию с банками. С осени прошлого года. Обесценивание национальной валюты началось до всякого Крыма. На все это накладываются санкции. В условиях больших проблем, проблем у региональных бюджетов, проблем очень сильных. Когда на этом фоне еще будет в том случае, если регион решит пойти по этой тропе накладывает ситуацию хаоса в муниципальном управлении, можно получить коктейль Молотова в конце. Как правило, какие-то пертурбации происходят тогда, когда есть некое роковое стечение обстоятельств. У системы внутри самой себя есть некоторые страховочные механизмы, которые позволяют ее делать устойчивее. Это как в технике. Когда происходит авария, катастрофа самолета, это роковое стечение обстоятельств. Человеческий фактор, плохая погода, возможно…

 

- И никогда ни один из них, всегда некая группа.

 

- Да, всегда некое роковое стечение обстоятельств.  Риск именно в том, что может происходить стечение негативных процессов в ряде сфер, и он может реализоваться в очень серьезный кризис. Именно поэтому я думаю, когда на практике города, типа Челябинска все это пройдут, я не исключаю вариант того, что если инициаторы этой реформы увидят, к чему она ведет, по возможности просто попытаются спустить ее на тормозах, просто не педалировать ее расширение, чтобы они просто все это забыли.

 

- Ведь и с сити-менеджерами тоже не додавливали до конца.

 

- Либо просто напросто вообще от нее отойти. Посмотрим. Я думаю, что много больших возникает вопросов, которые делает сомнительное ее силовое введение по всей стране во всех видах муниципалитетов.

 

- Оставят ли в этом случае уже избранных 170 депутатов. Мои старшие коллеги, товарищи говорят, кто наблюдал Пермь 1989 года, когда был совет народных депутатов, тот единственный, как и по всей стране демократический, по-моему, 120 депутатов было в Перми.

 

- Во всех регионах по-разному. Были областные гигантские, по несколько сот человек. Был Моссовет почти 500 человек, например. Когда у вас маленькие округа, низкая явка, представьте, округ 3000 человек, а явка 15%, даже 10%. Из 3000 человек 300 пришло, каждый голос может определить победу. Это означает избрание массы случайных людей. Вы избираете органы без полномочий, но с большим количеством людей, допустим, не самых вменяемых. Просто городских сумасшедших. Представляете, что будет происходить. Проблема конца 80-х начала 90-х была именно в том, что слишком многочисленные органы, когда они были декоративными, проблемы не было, когда они собирались раз в год, штамповали решение, расходились, а как только они стали после падения КПСС реальными центрами власти, они оказались не дееспособны в таком составе в таком количестве. Это была одна из причин кризиса советской системы, того, что от нее отошли в 1993 году. Потому что, когда есть неуправляемый, многочисленный орган, где масса людей совершенно случайных, ему же хочется как-то себя реализовывать, в результате дело просто кончается тем, что система управления просто заходит в тупик. Происходит управленческая катастрофа. Повторять конец 80-х годов…

 

 А по сценарию он может произойти. Вот смотрите, сперва мы вводим районные думы, увеличиваем количество депутатов до 170 в Челябинске. Говорим, ладно, мы ошиблись, делаем общую думу, но с таким же маленьким количеством избирателей на одного депутата. И у нас уже городская дума 170. И мы получаем ровно 1989 год.

 

- Да.

 

- Потом у нас окончательно приходит кризис, нет хлеба, водки.

 

- Распад Советского Союза.

 

- Дораспад России, как империи. О чем тоже говорят.

 

- Если другие негативные факторы сложатся. Давайте всегда говорить, что другие негативные вещи… Все может быть, посмотрим. Я хороших последствий, кроме того, что часть людей сможет реализовать свои личные амбиции, не вижу

 

- О чем говорят, о чем думают сейчас эксперты, наблюдая за компаниями 30 глав регионов. Это не выборы, но это уже не назначение

 

- Это процедура, напоминающая больше референдум. Потому что, конечно, те правила, которые сейчас, они позволяют властям регионов самим себе, фактически назначать конкурентов. Губернатор выбирает для себя спарринг-партнера, и организует такую процедуру, похожую на референдум, когда при этом интриги нет, то и явка низкая. Ели посмотрим на прошлый год, во Владимирской области явка 28%. Это новый рекорд, это на сегодняшний день самая низкая явка на выборах губернатора, ниже нет, за последние 25 лет ни в одном регионе. Обычно явка на выборах губернатора была за 40%, иногда по 50-60%. Это говорит о том, что люди проголосовали ногами, потому что интриги не было, есть ряд регионов, где интрига на этих выборах все-таки возможна. Таких регионов можно посчитать по пальцам, 5-6. Во многом там она будет зависеть от того, кого зарегистрируют. Потому что сам по себе муниципальный фильтр сверх жесткий. Это тоже наше ноу-хау, ни в одной стране нет никакого муниципального фильтра на выборах глав регионов. На выборах президентов, скажем, есть например во Франции. Но если пересчитать количество депутатов, департаментов, то там получается около 1%. У нас минимум 5%.

 

- И 3/4 муниципалитетов.

 

- Да, он у нас многослойный. Там процент от количества депутатов, потом есть еще отдельные требования, процент от количества депутатов сельских, городских. Нужно еще ¾ чтобы было районных представлено. Есть еще один ценз. Каждая подпись должна быть нотариально заверена. Это тоже ценз, потому что он денежный, потому что за каждое заверение нужно платить деньги. Кроме того означает, что вам еще нужно потратиться транспортно ,потому что далеко не в каждом селе есть нотариус. Вам еще нужно привезти туда, где эти нотариусы есть. Понятно, что весь этот ресурс есть только у губернатора в таком объеме. Поэтому, конечно, что бы был зарегистрировано оппонент, должна быть ситуация, либо когда идет федеральный политик  и не зарегистрировать его нельзя, потому что это вопрос федерального политического скандала, как это было с Навальным в Москве. Власть в том году выбирала между двумя плохими вариантами для себя. Она решала, что для нее хуже, регистрация Навального или не регистрация Навального и получение  массового протеста. Если это не навальный, а какой-то региональный политик, то в любой случае регистрация второго кандидата, значимого, серьезного, с серьезным ресурсом, это либо вопрос доброй воли губернатора, но как показывает практика, такой доброй воли мы нигде не видим. Фактически, губернаторы везде хотят иметь максимально слабых конкурентов. С тем, чтобы просто имитировать конкуренцию. Либо это вопрос, связанный с раскладом сил в федеральном центре, когда например, у кого-то из оппонентов есть свои выходы на Москву. Или скажем, он представляет системную партию, а системную партию обидеть нельзя. Это КПРФ, например, или федеральных отношений со «Справедливой Россией». И власть вынуждена идти на регистрацию этого кандидата и ему помогать. Потому что это не ее вопрос, это вопрос федеральной политики. И таких регионов на этих выборах у нас 5-6, где есть либо значимые политики с федеральными связями и их нельзя не регистрировать, у них есть свои связи. Они могут собрать подписи, либо это представители партий, которые тоже, в общем, достаточно сильны. Это Ставропольский край, где против нынешнего губернатора идет бывший  губернатор Черноговоров. И здесь тоже интересно, зарегистрируют бывшего губернатора против нынешнего или нет. Это первый случай за 2 года. Ожидали несколько раз, но негде не сбыло, вот теперь первый раз идет бывший губернатор против нынешнего. В республике Алтай, где против нынешнего губернатора выдвинулся бывший министр энергетики России Калюжный. У нас бывшие министры еще не ходили в губернаторы против действующих. Это Башкортостан, где против главы региона Хамитова идет бывший премьер министр Башкортостана Раиль Сарбаев, который является ключевым человеком из администрации бывшего главы региона Муртазы Рахимов, фактически, его политическим наследником. Тем более, это соседний регион с Пермским краем, думаю, здесь кто-то следит. Это Санкт-Петербург, где идет политик федерального значения Оксана Генриховна Дмитриева, и вопрос регистрации Дмитриевой – вопрос федеральной политики, увидим, что из этого получится. И это возможно еще Оренбургская область и Орловская.

 


Обсуждение
1466
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.