Верхний баннер
11:46 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

00:00, 22 августа 2014

"Большая часть проверок о создании ТСЖ проводится по заявлениям собственников", - Светлана Токмакова

- Все мы слышали истории, как УК, не отпуская свои дома в ТСЖ, начинают выставлять квитанции, людям приходят двойные.  Мы решили разобрать конфликт сегодня, получить ответы, кто поступил неправильно, где те тонкие моменты, на которые нужно обращать внимание. Чтобы начать разговор, я хочу спросить – много таких ситуаций в городе и крае, где приходят двойные квитанции?

 

- Такая проблема действительно существует, особенно остро она стоит для Перми. Основные
обращения поступают именно с территории города. Нам известна ситуация по 27 домам, там могут быть разные варианты, либо ТСЖ и УК, либо две-три УК выставляют собственникам документы на оплату ЖКУ.

 

- У нас на связи должна быть Сания Кадеровна. Добрый день.

 

Сания Козлова: Добрый день, я вас слышу.

 

- По ходу вашего рассказа Светлана Геннадьевна тоже может задавать уточняющие вопросы. Давайте с самого начала вашу ситуацию, что случилось?

 

- Я являлась собственницей двухкомнатной квартиры по адресу Куйбышева, 107, квартира 14. Я всегда исправно оплачивала все ЖКУ, у нас была УК «Моторостроитель», однако с сентября мы решили организовать ТСЖ. Стали тогда приходить квитанции из УК и от ТСЖ. Мы решили платить с сентября в ТСЖ, так как все голосовали за эту организацию. Но в феврале я стала продавать свою квартиру и обратилась в УК «Моторостроитель» за справкой, что у меня нет никакой задолженности. С сентября по февраль я уже уплатила в ТСЖ, они мне дали такую справку. А УК заявила, что у меня не оплачено за полгода, и отказалась давать мне бумагу, что у меня нет задолженности.

 

- Сания Кадеровна, вы просили, чтобы вам выдали справку, что у вас нет задолженности до сентября? Я правильно понимаю.

 

- Правильно, с января по август. Но они заявили, что у меня задолженность с сентября по февраль, то, что у меня было оплачено в ТСЖ, и отказались. Но у меня срывалась сделка, и уже не было времени ходить по инстанциям. Поэтому я была вынуждена проплатить 20 с лишним тысяч, чтобы она не сорвалась. После этого я уже стала общаться с УК, чтобы они мне возместили убытки, которые я понесла, чтобы вернули эту сумму. До сих пор я хожу по инстанциям, никто мне назад ничего не возвращает.

 

- Вы обращались в УК «Моторостроитель»? Или просто пришли и сказали, что ребята, вы не правильно поступили?

 

- Нет, я подала заявление, они мне ответили, что совершенно правомерно взяли с меня эту оплату. Я даже ходила потом к Дроздову, председателю УК, он мне сказал, чтобы я подавала в суд на ТСЖ. Я из ТСЖ обратилась с заявлением, у меня есть ответы – и там, и там мне отказали в возврате денег.

 

- Когда вы обратились в УК с февраля, УК была вообще в курсе, что у вас законно создано ТСЖ?

 

- Конечно. Они считали, что ТСЖ не имеет права взимать с нас, что это все незаконно. У них не было договоров по теплоснабжению и водоснабжению. Но я считаю, что это жильцов совершенно не касается, потому что это они подавали друг на друга в суд. Во всяком случае, у меня было письмо из инспекции государственного жилищного надзора о том, что правомерно создание ТСЖ Куйбышева, 107.

 

- А получили письмо вы откуда? Сами обращались в инспекцию госжилнадзора?

 

- Нет, я взяла это в УК.

 

- То есть они сами вам предоставили ответ о том, что ТСЖ законно, но несмотря на это, какое-то время собирали плату? Более того, не собирались отдавать вам деньги, которые вы им платили?

 

- Совершенно верно. Он мне сказал, что пришло письмо из госжилинспекции, я попросила разрешения снять копию. Председатель УК разрешил, я сняла, и оно у меня на руках.

 

Светлана Токмакова: Ситуация мне более-менее понятна. К сожалению, к эфиру я не подняла результаты нашей проверки, что послужило основанием для нее, но прокомментировать ситуацию я уже могу.

 

- Спасибо, Сания Кадыровна, за ваш рассказ. Вчера, когда мы пообщались, я решила, что нужно услышать и вторую сторону. Я позвонила в УК, до директора Владимира Дроздова дозвониться не удалось, но я дозвонилась до заместителя директора по юридическим вопросам Валентины Череневой. Мы поговорили с Валентиной Владимировной, запись разговора есть у нас в редакции. Я спросила, действительно ли они выставляла такие счета. Она подтвердила, что по Куйбышева, 107 выставляли счета, потому что не знали, правомерно ли создано ТСЖ. На мой вопрос, как же не знали, ТСЖ должно было принести документы, Валентина Владимировна подтвердила, что документы принесли, но по закону ТСЖ должно было проинформировать… Сколько это получится?

 

- Если собственники приняли решение о смене способа управления или выборе иной управляющей организации, они должны в течение 5 дней уведомить организацию, ранее управляющую домом…

 

- Точно в 5 дней?

 

- Точно. И не только организацию, которая управляет домом, но и орган государственного жилищного надзора, и орган местного самоуправления. Если вдруг возникнут ситуации, наподобие той, о которой вы сейчас рассказываете, органы могут среагировать быстро и эффективно.

 

- Далее она говорит, что документы предоставили, насколько помню, за неделю или за 10 дней. Получается еще больший срок. Но УК почему-то посчитала неправомерным создание ТСЖ.

 

- За 10 дней какого срока? Что за 10 дней?

 

- Вы сказали, что ТСЖ должно уведомить в течение 5 дней.

 

- После принятия решения. Не после регистрации ТСЖ, а после принятия решения должна быть уведомлена организация.

 

- Возможно, в этом надо еще разбираться. После этого УК начала проводить проверку. Как сказала Валентина Владимировна, вначале они выясняли, кто голосовал, кто не голосовал. После этого собранный материал они передали вам в инспекцию, и по сути дела то, что отдали Сание Кадеровне из ИГЖН – это был ответ ваших специалистов, что ТСЖ было создано законно, никаких претензий быть не должно. После этого, как сказала мне замдиректора по юридическим вопросам, они перестали выставлять оплату. Конечно же, возникает много вопросов. Поскольку у нас нет полной информации, подтвержденной документально, кто за сколько дней уведомил, кто за сколько дней принял, как это должно быть и как должны поступать стороны в таких ситуациях. Может ли УК организовывать такие проверки, если их уведомили, даже с нарушением срока?

 

- Проверки – и управляющая организация может обратиться в орган государственного жилищного надзора для проведения такой проверки, если у компании есть факты, что выбранное решение собственниками либо выбиралось не всеми, были допущены какие-то нарушения как в процедуре принятия решения, так и в организации деятельности в последующем. У нас действуют достаточно четкие процедуры, их устанавливает Жилищный кодекс. Возможно, пока не все в курсе, хотя и постановлению уже больше года. Это постановление РФ о праве управления многоквартирными домами. Ситуация по передаче технической документации этими правилами установлена. Либо собственники от незнания жилищного законодательства в полной мере либо по иным причинам не соблюдают эти правила, что впоследствии вытекает в такие истории. Но опять же такие истории достаточно часто случаются, они есть. Нужно пытаться разрешить вопрос путем переговоров. Безусловно, организовался какой-то период времени, за который граждане получали две квитанции от двух управляющих организаций, в том числе ТСЖ. Кто-то оплачивал и в адрес управляющей организации, это неизвестно. Были ли товариществом заключены договоры с ресурсоснабжающей организацией, на каком основании выставлялись платежи за коммунальную услугу?

 

- Может ли сам факт несвоевременной подачи документов послужить основанием для такой проверки, которую организовала УК?

 

- Именно нарушение срока, я думаю, не послужит основанием для проведения проверки. Здесь должны быть более существенные нарушения, более серьезные факты, где инспекция может принять меры для проведения проверки.

 

- Когда я разговаривала с представителем УК и спросила, почему вы потребовали внести плату, мне Валентина Черенева сказала, что шла проверка, и мы так и поступали. Хорошо, плата внесена, Сания Кадеровна обратилась в мировой суд. Наверное, он встанет на сторону собственника, факт нарушения налицо, хотя это только мои предположения. Каков может быть дальнейший алгоритм действий, когда Сания Кадеровна добьется справедливости и заставит УК вернуть ей причитающиеся деньги? Ведь она не одна такая, там целый дом.

 

- Такие проблемы решаются двумя основными путями – либо путем соглашений и переговоров с управляющей организацией, и уже по соглашению сторон ситуация находит разрешение, либо второй путь, в судебном порядке, который заявитель выбрала, не найдя взаимопонимания с управляющей организацией. Значит, решение будет принято в суде.

 

- А есть ли у инспекции ГЖН такой рычаг, чтобы остановить? Если так говорить, то это по сути некий беспредел.

 

- Нет, случаи проведения проверок, когда инспекция проводит проверку, устанавливает факты неправомерного…

 

- В это время УК выставляет совершенно спокойно квитанции как минимум 6 месяцев, а потом поднимает лапки кверху и говорит: «А мы не знали, ребята, у нас проверка проводится».

 

- По результатам проверок в случае выявления ситуации, когда платежные элементы выставлялись неправомерно, мы выдаем предписания о прекращении поступления платежных документов, прекратить нарушения, и о ситуации, которую мы выявили в процессе проверки, мы сообщаем в правоохранительные органы и прокуратуру. Поэтому так же разъясняем гражданам, какой здесь возможен путь. Вопрос возврата средств в рамках проверки инспекции не разрешается. Здесь мы устанавливаем факт нарушения, принимаем меры со своей стороны, передаем информацию в другие органы и поясняем гражданам, как нужно действовать в такой ситуации.

 

- Про дальнейший путь, вы сказали, если такое заявление к вам поступает, если квитанции до сих пор приходят, а вы говорите, прекратить. А если квитанции не поступают, как была ситуация с Куйбышева, 107, то в этом случае что? Вы так же передаете это в правоохранительные органы, а дальше?

 

- Передача документов идет в правоохранительные органы только в том случае, когда инспекция проверила, либо из обращения гражданина видно, что есть какое-то нарушение, именно этот факт требует проведения проверки уже со стороны правоохранительных органов. Если обращение в инспекцию по поводу представления платежных документов от нескольких управляющих организаций не поступило, меры смо стороны инспекции и не принимались.

 

- Понятно, что как и в любом госоргане, у вас существует заявительный характер.

 

- Да, для проведения проверок нам нужны основания, информация о нарушении прав потребителей в жилищной сфере.

 

- А должна ли быть эта информация массовой? Либо вам достаточно одного заявления?

 

- Одного заявления.

 

- Я понимаю, что вы не вправе отвечать за другие структуры, но как дальше бывает на практике? Правоохранительные органы уже дальше разбираются с нарушителем сами?

 

- Как правило, да. Учитывая, что это ситуация достаточно острая, я имею в виду ситуацию, когда собственникам пытаются выставить несколько организаций платежные документы. Эти ситуации находятся на контроле у всех органов, которые я вам назвала. Наверное, можно добавить и органы местного самоуправления. Каждый орган, исходя из своих полномочий, принимает меры.

 

- Как мы разговаривали во время перерыва, наша героиня, по словам Светланы Геннадьевны, возможно, юридически безграмотно поступила. Но мы все бываем в той или иной степени юридически беграмотными. По словам Светланы Геннадьевны, достаточно было предоставить квитанции об оплате и показать, что платили. Но вопрос-то в том, что везде нужна справка и так далее. Встает вопрос о возврате средств. Как вы считаете, реально ли в этой ситуации вернуть Сание Кадеровне свои деньги, которые она платила дважды, один раз незаконно?

 

- Какие здесь возможные пути, я уже сказала. Их два – либо соглашение, либо обращение в суд. В зависимости от того, по какому пути пойдет заявитель, как вопрос будет рассматриваться в суде, предполагаю, что здесь могут быть разные ситуации и решения. За коммунальные услуги если взималась плата ТСЖ без договора ресурсоснабжения – вопрос. Расторгнут ли договор ресурсоснабжения между управляющей и ресурсоснабжающей организациями? Заключен ли такой договор с ТСЖ? Все эти нюансы при рассмотрении дела в суде могут сыграть определенное значение. Но в любом случае услуга оплачивается единожды, дважды оплате не подлежит, поэтому средства нужно будет взыскивать, излишне уплаченные, в судебном порядке.

 

- Для этого сразу же нужно собственникам, попавшим в такую ситуацию, обращаться в суд или же идти через вас?

 

- Если деньги уже уплачены дважды, такой вопрос лучше решать в судебном порядке, если он не решается путем соглашения. Если отказывают УК или ТСЖ в выдаче справок, ссылаясь на то, что за вами числится задолженность, такие жалобы поступают в инспекцию – здесь правильно было бы обратиться в органы прокуратуры. Выдача справок регламентируется не жилищным законодательством, здесь нарушается законодательство, надзор за которым жилищная инспекция не осуществляет. Поэтому мы такие обращения сами направляем, если видим в них достаточно информации, для разрешения в органы прокуратуры, либо рекомендуем гражданам обратиться в органы прокуратуры.

 

- В этой части мы вошли в некоторый клинч. Я вам говорила – когда происходит сделка, надо быстро, сейчас и сразу. Вы говорили, что нельзя доводить до такой ситуации, когда собственник, получая две квитанции, не решает эту ситуацию сейчас. Я правильно понимаю?

 

- Да, конечно. Как только в какой-то дом приходят квитанции от нескольких организаций, нужно сразу же насторожиться и приступать к разрешению ситуации. Это очень тяжелые ситуации, порой они разрешаются не быстро, в течение нескольких лет. У нас есть примеры – Героев Хасана, 97.

 

- В течение двух лет собственники получали квитанции от двух управляющих организаций и никуда не сигнализировали?

 

- Сигнализировали. Проводились многократные проверки, компании менялись, названия большими и маленькими буквами выставляли.

 

- Там боролись две УК?

 

- Да. Решение было такое, что в доме было создано ТСЖ. Была проведена проверка, ТСЖ по нашему заключению создано правомерно, вопрос разрешился. В случае, когда компания начинает бороться, необходимо сообщить в инспекцию государственного жилищного надзора, в орган местного самоуправления и любые другие органы дать знак. Прокуратура и правоохранительные органы должны знать, что в доме складывается такая ситуация.

 

- Вот вы только что сказали, два года перекидывание шло. Возможно было разрешить ситуацию быстрее? Или все было настолько запущено?

 

- У собственников есть право выбрать способ управления, управляющую организацию, отказаться от управляющей организации, которая ненадлежащим образом исполняет условия договора управления, выбрать иную организацию, довести решение, чтобы все собственники знали, и заключить договоры управления с вновь выбранной организацией, ТСЖ будет создано, собственники примут решение о создании ТСЖ, и оплачивать только в ту организацию, которую собственники сами определят. Только от решения собственников зависит исход данных ситуаций.

 

- Это понятно, но не всегда наши желания совпадают с возможностями, как вы только что сказали по героев Хасана. Понятно, что там боролись одни с другими собственниками, а точнее, одна управляющая организация с другой.

 

- Поддержка была со стороны собственников. Если у них нет единого решения, то даже чисто теоретически возможно провести три собрания и выбрать три разные организации.

 

- При этих словах я бы насторожилась и тем, кто сейчас меняет одну УК на другую, создает ТСЖ – если вдруг у вас не получается набрать хорошее крепкое большинство, не 50% +1, а хотя бы 70-80%, тогда и не стоит. Если нет единения в стане собственников, дальше мы получаем то, когда две УК борются. Хотя если создается ТСЖ, и 55% собственников проголосовали «за», всегда есть опасность, что 45% могут быть обработаны управляющей организацией в свою пользу.

 

- Да, и проверки мы проводим не только по обращению УК, когда создается ТСЖ. Большая часть проверок о правомерности создания ТСЖ проводится по заявлениям собственников. Либо не согласны с решением, либо видят серьезные нарушения в проведении собрания. Конечно, здесь единение собственников нужно. Я всегда на личном приеме, когда собственники приходят ко мне с такими вопросами, говорю им, что чтобы инспекция выдала хорошее заключение и подтвердила, что тот или иной способ управления выбран правомерно, нужно хорошее большинство. Когда это идет на грани 50+1, собрание имеет кворум, если в нем приняло участие более 50% собственников. А решение принимается большинством голосов, то есть 25% плюс один голос могут принять решение о выборе способа управления. Такие решения на грани, как правило, затем порождают большое количество обращений в надзорные органы для проведения проверок, принятия решений и так далее. Вот такая ситуация неоднозначная формируется.

 

- Мы разбирали спорную ситуацию с двойными квитанциями, которая есть в Перми в 27 домах. В конце нашей программы Светлана Геннадьевна хотела дать совет.

 

- В начале сентября мы по согласованию с администрацией города Перми будем проводить горячую линию. На нее мы будем ждать звонки от тех домов и собственников, в домах которых приходят квитанции от нескольких управляющих организаций. Мы знаем о 27 домах, но может быть, картинка неполная. Чтобы собрать полную картину, для координации всех органов, о которых я уже сказала, горячая линия будет проведена. Мы объявим в начале сентября.


Обсуждение
2464
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.