В школах Прикамья могут ввести «трудовое воспитание»
Члены Совета Федерации внесли в Государственную думу законопроект о введении в закон «Об образовании» понятия «трудовое воспитание», составленный в соответствии со стратегией развития воспитания в России до 2025 года.
Авторами инициативы выступили сенаторы Виктор Кресс и Александр Волков. Под понятием «трудовое воспитание» они подразумевают организацию и стимулирование трудовой деятельности учеников, направленное на приобретение навыков, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей и стремления к достижению высоких результатов.
Авторы законопроекта подчеркивают, что трудолюбие и способность к труду важно воспитывать с самого раннего детства. По их мнению, отсутствие понятия трудового воспитания в законодательстве мешает его внедрению в школах. При этом неделю назад против внесения понятия «трудовое воспитание» в закон «Об образовании» выступило Минобрнауки. Депутаты с позицией ведомства не согласились, указав на то, что без этого понятия в законе надзорные органы штрафуют школы за использование детского труда.
Как заявила в беседе с «Эхом Перми» министр образования Пермского края Раиса Кассина, она поддерживает трудовое воспитание, но не очень верит в какие-то специальные меры:
«Я за то, чтобы обязательно была в школах технология. Мы постепенно постараемся сейчас вернуть уроки технологии в школы, а не так, как было когда-то, когда все мастерские были полностью ликвидированы. Не осталось никаких станков, либо они морально совершенно устарели, и работать на них нельзя. Еще одна тема, о которой стоит говорить — это профессиональные пробы. Когда ребята пробуют себя на реальном производстве, на реальных станках, в том числе прямо на самих предприятиях либо на станках, которые есть в школах, и примеряют на себя трудовые функции».
При этом Раиса Кассина отметила, если в законопроекте будет большая роль отводиться общественно-полезному труду, то непонятно, как его можно законно ввести. Например, заставлять сейчас детей мыть полы в классах не совсем правильно, так как они никогда не сделают это так, как нужно по нынешним нормам СанПиНа. Сейчас классы убирают специально обученные люди специальными моющими средствами и приспособлениями, поэтому нет смысла что-то в этом плане менять.
Отметим, дежурства по классу отменили лет двадцать назад. Тогда, когда было принято такое решение, считалось: дело школьника — учиться, а мыть полы должны специально нанятые для этого люди. Также около пяти лет назад сократили количество уроков труда: раньше этот предмет изучался до девятого класса, а теперь до восьмого. Как сообщила «Эху Перми» учитель технологии одной из школ Прикамья, в учебных учреждениях, действительно, не хватает новых кухонных плит, швейных машин и токарных станков, так как у школ недостаточно денег на покупку нового оборудования.