Верхний баннер
02:24 | ЧЕТВЕРГ | 09 АПРЕЛЯ 2020

$ 75.75 € 82.23

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:18, 16 октября 2018

«Так сложилось, что культурные коды пространства, где мы живем, очень во многом связаны вот с этой парадигмой смерти», — культуролог Анна Суворова о надписи «Смерть не за горами»

Доцент кафедры истории философии ПГНИУ, культуролог Анна Суворова рассказала «Эху Перми», почему мотивы смерти так актуальны в пермском паблик-арте, почему современные художники должны быть готовы к переосмыслению своих работ и как трансформировалось восприятие людьми разных эпох категории смерти.


Фото: Пермь Активная

«По сути своей этот перевёртыш,который мы видим в надписи «Смерть не за горами», он отвечает традиционному религиозному сознанию»

На самом деле категория смерти является очень устойчивой в мировой истории искусства вообще. Она намного более устойчива, нежели категория счастья. И когда мы говорим о том, что в современном искусстве появилась эта тема смерти — это большое лукавство, потому что в истории мирового искусства, начиная с искусства Древнего Египта, раннехристианского искусства, мотив смерти часто присутствует. Также часто он присутствует в искусстве XX века. Сегодня тема смерти ничуть не более превалирует, нежели в истории мирового искусства вообще.

Вообще тема смерти связана с традиционным религиозным сознанием. Для человека традиционной культуры, смерть не является чем-то ужасающим, пугающим, потому что это всего лишь некоторая точка в его длинном пути, и за смертью начнется какая-то новая история. Эти мотивы являются частыми и легитимными и в христианской вере, и в буддизме. Но как раз в период 19 века, с кризисом религиозного сознания, тема смерти становится пугающей для большей части людей, потому что атеистическая парадигма говорит, что смерть — это итог, смерть — это точка, далее ничего не будет. По сути своей этот перевёртыш,который мы видим в надписи «Смерть не за горами», он отвечает традиционному религиозному сознанию.

«По сути художник транслирует некое коллективное бессознательное в этом изменении надписи»

Как бы не стремилась пропаганда разного толка, будь то ленинский план монументальной пропаганды, или, например, многочисленные программы паблик-арта, транслировать некоторые оптимистичные идеалы в сознание массовое человека, человек живет в обыденной реальности и он видит бесконечную серую осень или однотипные стандартные девятиэтажки и идея какого-то социального оптимизма, такого радостного взгляда на реальность, она не является универсальной и повсеместной. Поэтому культурные коды, которые существуют в нашем сознании, они оказываются более устойчивыми, более сильными, и приводят к этому переозначиванию существующих объектов паблик-арта. По сути художник транслирует некое коллективное бессознательное в этом изменении надписи.

«В постмодернизме произведение искусства - это некоторое продолжение смыслов»

Современное искусство подразумевает вообще открытость смыслов и игру с этими смыслами. Если, например, для парадигмы классического искусства или искусства эпохи модернизма, такое радикальное изменение смыслов было бы, конечно, актом вандализма, то для постмодернистского, произведение искусства - это некоторое продолжение смыслов. То есть художник, создавая произведение эпохи постмодерна, подразумевает открытость для интерпретации.

«Так сложилось, что культурные коды пространства, где мы живем, очень во многом связаны вот с этой парадигмой смерти»

Мы все привыкли, что искусство, современное искусство, должно нас развлекать, веселить, внушать бесконечный оптимизм, радость. Но искусство вообще говорит о значимых, важных категориях нашей жизни. Оно заставляет нас задуматься — кто мы такие, куда мы идем, что нас ждет? И, конечно, это переозначивание, изменение смыслов надписи, оно, наверное, отвечает в большей степени нашему внутреннему запросу.

Так сложилось, что культурные коды пространства, где мы живем, очень во многом связаны вот с этой парадигмой смерти. И парадигма трагического наполняет и историю Прикамья 20 века, и более ранние этапы пермского пространства, и поэтому эти новые объекты стрит-арта и паблик-арта логично встраиваются в линейку культурных кодов Прикамья.

Напомним, ранее мы сообщали, что на набережной Камы изменили надпись «Счастье не за горами». Позже, измнененное слово демонтировали по распоряжению администрации города. Вскоре после этого надпись пропала полностью. Как сообщили в администрации города, она отправлена на ремонт и вернется на набережную в течение двух месяцев.

Слушайте радио «Эхо Москвы — Пермь» на 91,2 FM или онлайн на нашем сайте.

 


Обсуждение
2549
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.