В сельских школах «бушует» противоестественный отбор преподавателей.
Численность учеников в школах падает. Руководители общеобразовательных учреждений вынуждены сокращать преподавательский штат.
Сегодня директора пермских школ вместе с коллегами из Москвы и Санкт-Петербурга в рамках семинара «Проблемы модернизации школьного образования» обсудили вопрос педагогических кадров в школах. Учителей сокращают и основная причина этого — демографический кризис, рассказала директор школы Александровска Людмила Зырянова.
- Если несколько лет назад в нашей школе обучались до 1 200 ребят, то сегодня 570. Сами понимаете, что существенное снижение. Уменьшается не просто количество учащихся, а население.
Небольшое количество учеников вынуждает Людмилу Зырянову предпринимать крайние меры — увольнять сотрудников, чаще всего отправлять педагогов в возрасте на пенсию. Дело в том, что зарплата учителя напрямую зависит от количества учеников — так называемая подушевая система оплаты труда. В школе, как рассказала Людмила Зырянова, зачастую на одного учителя приходится всего 14 учеников.
- Бюджет школы зависит от количества обучающихся там учеников. И у нас учитель работающий, молодой специалист, имеющий 9-10 разряд у него ставка получается ниже, чем минимальная оплата труда уборщицы.
На сегодняшний день минимальная оплата труда младшего педагогического персонала составляет менее четырёх с половиной тысяч рублей. Желающих работать по 12-15 часов в день — таков обычный трудовой день учителя — за такую зарплату среди молодых специалистов нет. В некоторых районах края педагоги с высшим образованием редкость. Работа в сельском поселении малопривлекательна для выпускников педвузов, рассказала директор куединской школы Факира Санникова. В ответ на это министр образования Пермского края Николай Карпушин пожелал только настойчивости руководителям школ.
- Учителей мы к вам, к сожалению, завезти не можем, но оставить у себя учителей, привлечь их в ваших силах, в том числе это решение исполнительной власти, подкреплённое представительным Земским собранием. Вы можете установить подобного рода правила и доплачивать тем учителям дефицитных направлений (иностранный язык, информатика), чтобы удержать их.
«Решить данную проблему можно только на местном уровне», - добавил министр.