"Терапевтическая культура возникла в движении населения северного полушария к эффективности", - Александр Боронников
- Последнее время в наших передачах обозначается интерес к психологии в разрезе социологического взгляда. Сегодня хотелось бы поднять тему терапевтической культуры. Термин я услышал недавно - прочитал в антропологической литературе. Там это понятие используется при описании современного общества. Вы занимаетесь и социологией, и психологией. В том числе - и в прикладном плане. Что такое терапевтическая культура?
- Давайте определимся что такое культура. Под культурой понимается набор ценностей, норм, установок, практик, образцов поведения, которые приняты в определенном слое, в определенной группе. С этой точки зрения, терапевтическая культура - это набор практик и ценностей, которые распространены в современном городском обществе во всем северном полушарии. Темпы проникновения терапевтической культуры возрастают в России. У нас это появилось еще в советское время. Методологи шли от ума и старались научить людей правильно рассуждать и правильно поступать. Тогда проводились тренинги. Что-то пришло из ГДР.
Перелом произошел в 86-м году, когда массово стали ездить в Таллин к Владимиру Тарасову, где он показал совсем другой стиль. Это у нас тоже есть. У нас есть свои классики в мировом масштабе. Это распространилось. Это способ быстро научить людей таким вещам, которые они не могли ни в семье, ни в школе, ни в вузе.
- Правильно я понимаю, что это навыки саморегулирования, самовоспитания, самосовершенствования. В основе лежит тезис о том, что у нас есть некие недостатки, недочеты в воспитании, в навыках, умениях и с помощью специалиста ты должен научиться сам себя совершенствовать. Поддерживать эмоционально-когнитивное здоровье во имя успеха.
- Да, очень важно, что терапевтическая культура возникла в тенденции движения населения северного полушария к эффективности. Ты должен быть полезным, социально сильным для того, чтобы не нуждаться в чужой помощи и быть полезным другим людям. Для этого надо обладать определенными навыками мышления, действий, умением добиваться результата. Надо уметь управлять, манипулировать собой и своим партнером, чтобы от вашего взаимодействия была социальная, экономическая польза.
- В чем терапевтическая культура проявляется. Какие маркеры наблюдаются нами?
- В тезисе о том, что главное, что ты должен сделать в школе и в вузе - это научиться учиться. Никаких вечных знаний. Понятно, что есть что-то неизменное, но необходимо быть готовым к тому, что то, что тебе в вузе и школе втолковали может перестать быть истиной.
- Исходя из этого тезиса можно сделать вывод, что терапевтическая культура распространена среди продвинутых слоев общества, которые находятся в динамике, ставят перед собой цели.
- Да, те, кто нацелен на эффективность собственной деятельности и эффективность тех, кто рядом. Второй маркер - это признание того, что есть люди, которые тебе продадут знания. Это монетизация узконаправленных, конкретных знаний, технологий. Прийти и научиться быть эффективным продавцом, инженером, управлять конфликтами в коллективе. В коллективе всегда возникают конфликтами. Одни продают знания, другие его покупают. Раз такой рынок возник, там стали устанавливаться правила.
Следующий маркер - существование специальных институций, в которых процесс передачи знаний происходит. Это тренинги, объединения, сообщества и профессиоалы, которые могут изготавливать этот продукт и т.д.
- Можно ли отнести к этим институциям рубрики СМИ ф формате "советы психолога", "Аналитика", "Как удержать мужчину", "Как уйти от мужчины" и т.п.? И все это под маркой "как быть успешной и современной"?
- Это все сложилось. Развилась даже такая индустрия помощи людям со своей структурой, гуру. Это востребовано.
- Можно ли сюда отнести литературу из разряда "помоги себе сам" с разного рода наставлениями и советами?
- Это очень интересное явление. Они пришли к нам из англо-саксонской культуры. В прежние эпохи подобная литература тоже существовала. Это так называемое "Житие святых", "Сказание благочестивой", "Домострой". Люди в этом нуждаются.
- Причиной появления это терапевтической культуры и ее массового распространения является кризис неких традиционных институтов?
- Это универсальное изобретение, но у него ограниченные возможности в случае кризиса. Сейчас жизнь сегментирована, мы довольно изолированы друг от друга. Нужны специализированные знания с узким диапазоном их применения.
- Усложнение жизни, увеличение количества социальных ролей требует большого количества специальных экспертов со своим набором технологий.
- И это надо точно и вовремя.
(перерыв)
- Вы говорили, что семья и школа перестали справляться и понадобились специальные эксперты, специальные технологии. Когда это произошло?
- Корни между двумя войнами - 30-е, 40-е годы XX века. Вместо прежних героев - когда-то это были святые, потом Наполеон и Гарибальди, потом пришел другой культурный герой - это, прежде всего, люди типа Генри Форда. И "Житие святых" поменялись на журналистские формы описания успеха. Это светская религия, поменявшая свои иконы. Довольно быстро это стало описанием привычек успешных людей, которые, по мнению автора, стали причиной его успеха - финансового и т.д. Большую роль сыграли такие инженеры и предприниматели, как Деминг. Авторы поставили под сомнение вещи, которые казались незыблемыми. Чарльз Бренсон - это предприниматель и автор книг. Он нарушает все нормы и правила. У него авиакомпания. Как положено, он рекламирует свою компанию. Обычно это делают в хорошем костюме, в окружении стюардесс. Что делает Бренсон? Он надевает костюм стюардессы, красит губы, снимает видеоролики. Это нарушение канона, но эффект есть. Его самолеты всегда загружены полностью.
Второй источник этой культуры - это те достижения, открытия, которые были сделаны психологами в годы второй мировой войны. Последователи Фрейда. Знаменитые треннинги, фокус-группы приобрели современную форму именно в годы второй мировой войны. Психологи тогда в массовом порядке пришли в армию. Проводилось тестирование на совместимость членов боевых команд.
Кстати, российские психологи сделали массу открытий. Например, знаменитая книжка Теплова Бориса Михайловича "Разум полководца" вышла в 1944 году. Психологи имели очень большое значение в обеспечении боеспособности войск.
Есть книжка "Как дрались в НКВД". Ее редактировали, отрабатывали психологи. Знаменитый мозговой штурм появился в 40-м году. Его изобрели психологи в Британии. Тогда требовалось согласование действий различных родов войск и была разработана методика мозгового штурма.
Третьей мировой войны не произошло потому что военные чины Америки и Великобритании мозговым штурмом разрабатывали разные сценарии развития событий в случае третьей мировой войны и появились аргументы против боевых действий. Возможность думать не только за себя, но и за противника значительно расширила психологические, интеллектуальные горизонты. Этого не было, когда начиналась первая мировая война. Тогда противника изображали идиотом.
- А в германской армии психологи работали?
- Да, конечно. Они сильно скомпрометированы людьми типа Менгеля, но общий рациональный когнитивный посыл, что война - это не дело энтузиастов, а дело миллионов людей. А миллионы людей не нацелены на то, чтобы прожить 3-5 минут и убить одиннадцать человек. Им нужно обеспечить вход в эту ситуацию, а потом выход.
- Необходимость массового внедрения терапевтической культуры возникает, когда кризис системный, когда от миллионов людей требуется личная эффективность. Следует ли из этого, мы живем в эпоху кризиса, которые не закончился после второй мировой войны.
- Горожане живут в очень сложной, противоречивой среде. В ней надо не просто выживать, но и быть эффективным, полезным, если не хочешь превратиться в объект социальной терапии, когда тебе помогают, лечат.
- Получается, что терапевтическая культура - это хорошо, это здорово. Она помогает, вытаскивает. Но это не единственная позиция. Первыми, кто обратил внимание на эту культуры были радикалы. Они ткнули нас носом, спросив: Ради чего вся эта эффективность? Чтобы буржуину продажи повысить? Все они в один голос говорят - это манипуляции, все очень плохо. Вам вбили в голову ложные потребности. Человек стал одномерным. Где же творчество, личность, переживание?
Все - таки, в терапевтической культуре больше плюсов или минусов?
- Хочется процитировать Пушкина: "Людей, о которых не сужу, поскольку к ним принадлежу". Я бы ответил так: включайте, господа, разум. Господь вас зачем им наградил? Одно дело - когда терапевты внушают: не переедайте, это вредно. Это разумно. Но когда это перерастает в массовый психоз, когда нормальные физически люди, рассматривают в журнале худеньких 50-летних подростков и печально вздыхают - это маразм. Разум наш должен быть регулятором. терапевтическая культура учит познавать самого себя, разбираться в том, что тебе действительно нужно. Важный компонент терапевтической культуры - это теория компенсации. Мы много делаем с целью компенсировать. Сам механизм компенсации замечателен, но когда вокруг нас много заменителей, суррогатов - это не то.
- Получается, что пытаясь компенсировать какие-то проблемы, мы, в рамках терапевтической культуры, приобретаем навыки, которые сами становятся проблемой.
- Абсолютного решения нет.
- Насколько оправданы упреки левых интеллектуалов в засилье этой культуры? Человек действительно пропадает по всем этом? Просто фраза "включайте разум" меня не удовлетворяет. Если ты объект манипуляции, а разум становится предметом терапии, он программируется под определенные цели и задачи. А может быть цели ложные? Может быть, человек в реальности другой? И вообще, рожден ли человек для успеха.
- Мы создали такую цивилизацию. Коли живешь здесь, пляши под общую дудку или уходи в другие социальные слои, уезжай на Гоа, в Ныроб, Красновишерск.
- Самое прискорбное, что когда люди, отказываясь от социального успеха уезжают в Ныроб, они действуют в рамках логики терапевтической культуры. "Я себя познал, деньги - не главное. Главное - семья, свобода".
- Даже этот отшельник с бородой, у которого 10 детей, не помню как его звали, рано или поздно сталкивается с проблемой того, что детей надо кормить, учить, что-то им давать. Сама жизнь заставляет быть социально эффективным.