Пермские истории. Год 1917. Выпуск тридцать первый
25 октября по старому стилю, 7 ноября по новому стилю в столице начались события, которые в дальнейшем назовут Великой октябрьской революцией. Как это было, вспоминаем ежедневно в программе «Пермские истории. Год 1917» на «Эхо Москвы в Перми», 91.2 FM.
Революционные события 1917 года затронули не только политическую, а затем и социально-экономическую сферы. Не меньший размах имела и так называемая «культурная революция». На первых порах её влияние в Перми сказалось в том, что постановки опер в театре шли с изменённым текстом либретто. Так, отдавший в 1613 году жизнь за царя Иван Сусанин превращался в красного партизана, «спасавшего» Ленина, певица Флория Тоска чудесным образом преображалась в русскую девушку, принимавшую участие в Парижской коммуне 1870 года. Разумеется, Тоска и её возлюбленный, художник Марио Каварадосси теперь признавались в любви не друг к другу, а к мировому коммунизму.
Спустя десять лет после февральской революции внедрение новых веяний в искусстве было поставлено в нашем городе на широкую ногу – в марте 1927 года в Перми был открыт театр рабочей молодёжи (сокращённо ТРАМ). Создатели театра были преисполнены революционным энтузиазмом. Они стремились сделать некий «новый» театр, театр-трибуну, театр-пропагандист, театр – участник социалистического соревнования, альтернативный академической драме. Названия первых постановок говорят сами за себя: «Шлак», «Ярость», «Ржавчина», «Рельсы гудят», «Вредный элемент».
Актёрское мастерство «трамовцы» считали чем-то устаревшим и ненужным, к профессиональным актёрам демонстрировали высокомерное презрение. Подобно известному персонажу фильма «Берегись автомобиля», «трамовцы» были убеждены, что если актёр вместо репетиций будет весь день стоять на заводе у станка, то сыграет в 10 раз лучше – то есть очень громко зачитает со сцены кое-как выученный текст. А если и не выучит, ничего страшного – суфлёры-то на что? «Трамовские звёзды» поражали публику вечно сжатыми кулаками, напряжёнными мышцами, тяжёлой походкой, экзальтированными выкриками в зал.
Впрочем, пройдёт несколько лет, и пермским культурным революционерам скажут «давай, до свиданья». ТРАМ-театр чудесным образом превратиться в классический театр драмы с профессиональными актёрами и режиссёрами. Впоследствии Пермский драматический театр даже получит звание академического. Наследие 17-го года станет уже неактуальным.