Пермские истории. Год 1917. Выпуск сорок второй
25 октября по старому стилю, 7 ноября по новому стилю в столице начались события, которые в дальнейшем назовут Великой октябрьской революцией. Как это было, вспоминаем ежедневно в программе «Пермские истории. Год 1917» на «Эхо Москвы в Перми», 91.2 FM.
Революционные события 1917 года привели к переменам в жизни воспитанников Пермского детского приюта – ухудшилось питание, испортился педагогический состав… Изменилось даже название. Но обо всём по порядку.
Открытие Пермского губернского детского приюта состоялось в мае 1850 года. В то время предполагалось, что дети должны находиться там только днём. Таким образом, речь шла об учреждении, которое сейчас назвали бы детским садом.
Председатель Главного попечительства детских приютов граф Григорий Александрович Строганов в 1841 году направил из Петербурга пермскому губернатору Илье Ивановичу Огарёву предписание о необходимости создания приюта. Губернатор же счёл открытие приюта преждевременным, о чём и написал графу Строганову:
Незначительный класс рабочих людей, занимаясь работами преимущественно при домах своих, не имеет нужды отдавать детей своих в приюты, и цель благотворительного учреждения сих заведений осталась бы не достигнутою по недостатку желающих помещать в оные детей.
Спустя девять лет приют всё-таки был открыт. Он не только не испытывал недостатка в воспитанниках, но желающих оказалось настолько много, что пришлось увеличить количество принимаемых детей с 30 до 50.
В 1860 году в приюте появилось ночлежное отделение, в котором поначалу содержали 10 воспитанниц-сирот. В отделение принимали девочек, которые не имели ни родственников, ни благотворителей, которые брали бы ребёнка к себе на ночлег. Постепенное ослабление патриархальных общественных отношений, усиление капиталистических начал приводило к тому, что число сирот увеличивалось – спустя пять лет после открытия ночлежного отделения в приюте было уже 38 воспитанниц.
Приют предоставлял как приходящим детям, так и пансионерам, одежду, питание, медицинский уход, образование. Учитывая особенности контингента учащихся (сироты и дети беднейших родителей), рекомендовалось не перегружать их занятиями, которые должны были быть «легки и разнообразны», значительное внимание уделялось обучению ремеслу. Таким образом, ещё 150 лет назад якобы современный «компетентностный» подход уже был внедрён в учебный процесс. Разница лишь в том, что раньше преподавание не глубоких знаний, а всего лишь «компетенций» считали уместным лишь для детей, оказавшихся в трудных социальных условиях, теперь же его стараются навязать всем.
В 1866 году для приюта предоставили прекрасное двухэтажное каменное здание на углу Покровской и Кунгурской улиц (ныне Ленина и Компрос). На приют охотно жертвовали благотворители, «первую скрипку» среди которых играла семья Любимовых. Четверть века попечительницей Пермского приюта была Елизавета Ивановна Любимова.
После 1917 года в духе революционных веяний Пермский губернский детский приют назвали именем Карла Маркса. Ни к Перми, ни даже к России теоретик коммунизма никакого отношения не имел. Но это переименование всё-таки более логично, нежели расплодившиеся по всей стране названия, в том числе детских учреждений, в честь Ленина. Всё-таки чета Крупских была бездетной. Зато у Марксов родились аж семеро детей!