Верхний баннер
23:01 | ВТОРНИК | 16 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.07 € 99.93

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 19 января 2010

20-летие Академического хора «Млада».

20-летие Академического хора «Млада».

Ведущий: Добрый день, дамы и господа. В студии ведущая программы «Крупным планом» Нина Соловей. Итак, сегодня в нашей программе мы поговорим о музыке, о хоровой музыке. Так случилось, что время летит незаметно. Не успели мы с вами оглянуться, не успели мы неоднократно принимать в нашей студии художественного руководителя одного из лучших хоров России, как этому хору исполнилось уже ни больше, ни меньше, а двадцать лет. 20-летний юбилей отмечает Академический хор «Млада» в этом месяце, в месяце январь. В 1990 году, если мы берем одну из первых побед в июне, хоровой коллектив тогда старших классов детской музыкальной школы № 2 стал Лауреатом пятого областного фестиваля детского музыкального творчества. Эта первая победа хора, в будущем это стал хор «Млада», открыла, в общем-то, дорожку талантливому коллективу. И сегодня художественный руководитель Академического хора «Млада» Ольга Выгузова в гостях. Здравствуйте.

Ольга Выгузова: Добрый день, радиослушатели.

Ведущий: Прозвучит у нас сегодня, безусловно, и музыка. Хор «Млада» не только гастролирует, не только много концертирует, не только устраивает юбилейные вечера, о которых мы сегодня поговорим. Но также и выпускает диски. Ну, давайте сейчас вернемся немножечко на 20 лет назад.

О.В.: Вспомним историю. «Млада» выросла из обычного хора при детской музыкальной школе № 2. Когда-то именно в этой школе учился будущий композитор Евгений Павлович Крылатов. Кстати, в этом году «Млада» была приглашена на его 75-летний юбилей. Если он раньше приглашал солистов или малые формы, ансамблевые формы, нынче всем коллективом, всем составом выезжали и выступали в музыкальном театре имени Немировича-Данченко и Станиславского.

Ведущий: Я знаю, что ваша любимая песня «Прекрасное далеко».

О.В.: Да, это наша песня, которая была одна из первых исполнена. И она определила, наверно, наш внутренний мир. Потому что страну «Прекрасное далеко» за эти двадцать лет мы все-таки успели сделать и сотворить. Так что, спасибо Евгению Павловичу за страну «Прекрасное далеко».

Ведущий: Итак, это был простой хор.

О.В.: Это был обычный хор. Но в 90-м году нам было суждено поехать, как тогда, наверно, многим хоровым коллективам на фестиваль, который проходил достаточно регулярно у нас в области, Пермской тогда области. Это был фестиваль имени Кабалевского, который проходил в городе Чайковском. И я думаю, что «Млада», в тот момент она еще не называлась «Млада», это был хор детской музыкальной школы, ну, совершила, если скажем так, маленькую революцию. Мы обошли всех маститых лауреатов прежних лет. И выиграли этот конкурс. Но даже тогда никто не мог предположить, что вырастет вообще этот хор. И я не могла предположить, как руководитель. И уже точно никто не знал тогда, что дети, выступающие на том конкурсе, будут петь в «Младе» через 20 лет, или спустя 20 лет.

Ведущий: Ольга Владимировна, когда вы организовывали этот хор, в общем, каких в каждой музыкальной школе есть. Но вы сразу думали, что я хочу руководить хором, который в дальнейшем будет серьезным хором? И у меня должна быть, ну, грубо говоря, какая-то некая изюминка, которая выведет обычный хор музыкальной школы на более высокую ступеньку?

О.В.: Вы понимаете, я до сегодняшнего дня живу одним днем. И думать о том, что хор, во что он превратится и во что он вырастет, может быть, какие-то амбиции появились уже гораздо позже, такие профессиональные амбиции.

Ведущий: Ну, хорошо. Когда у вас был хор, вы сказали, значит, ребята, мы будем петь только так. Ну, я имею в виду, какая-то художественная направленность, отличительная черта вашего хора от ряда других хоров.

О.В.: Отличительной чертой было то, что я не работала еще с хором. Вот я пришла в детскую музыкальную школу № 2. потому что до этого у меня была другая специальность. Окончив музыкальное училище теоретико-композиторское отделение, я преспокойно преподавала сольфеджио и муз.литературу в музыкальной студии, тогда школы общеобразовательной № 118. И, придя в 89 году в детскую музыкальную школу, я вместе с детьми только-только начала чувствовать этот хор и понимать, что это должно быть. Я росла вместе с ними, экспериментировала вместе с ними.

Ведущий: Вот как часто бывает, получается у тех, кто не знает, как нужно делать правильно.

О.В.: Конечно. Поэтому, какой был путь, как я его определяла, это, скорее всего, что было чисто интуитивно. Ведь, вы понимаете, профессия дирижера – это профессия второй половины жизни. Я думаю, что вы с этим согласитесь. Потому что нужна воля определенная, нужен опыт, нужен характер, нужен талант, если он у тебя, конечно, имеется. И самое главное, чтоб количество жизненных ошибок перешло в качество. Вот прошло 20 лет. И я думаю, у нас сейчас как раз тот самый период, когда количество жизненных ошибок перешло в качество.

Ведущий: Вы уже чувствуете, что вы достигли какого-то определенного мастерства?

О.В.: Понимаете, про мастерство говорить, наверно, нужно будет другим. Это не совсем корректно. Но то, что мы на сегодняшний день «Млада» - это созданная вертикальная структура, которая базируется на хоровом отделении детской музыкальной школы, и переросла в муниципальное учреждение культуры.

Ведущий: Вот уж, простите, да, это не просто теперь хор. Это учреждение культуры.

О.В.: Поэтому здесь есть определенные требования, есть определенное чувство ответственности. И все, что из того исходит. Когда это профессиональный коллектив, который вот когда-то вырос из детской музыкальной школы № 2. Эта структура достаточно для нас проста, потому что мы ее понимаем. Здесь ограниченный педагогический контингент на ней работает. А с другой стороны, наверно, она сложна. Сложна, чем? Что мы создаем конкуренцию внутри своей собственной структуры. У нас есть младший хор. В этом году мы опять сделали набор. То есть, у нас есть маленькие дети. У нас есть средний женский хор со своим собственным репертуаром. И есть профессиональный хор – муниципальное учреждение культуры Академический хор «Млада».

Ведущий: Где уже работают.

О.В.: Да. Один из участников этого хора недавно сказал, что мы первые шесть лет, Ольга Владимировна, были не с вами. Поэтому некоторые, ну, не некоторые, а 80 процентов состава Академического хора «Млада», уже со мной 20 лет. Поэтому, когда я задумываюсь об этом – двадцать лет вместе, эта цифра, меня просто распирает чувство гордости. Это первое. А второе – чувство ответственности. Третье, я думаю, господи, как же все это произошло? Потому что 20 лет – это все-таки срок. Согласитесь со мной.

Ведущий: Хорошо. Когда уже вы поняли, что хор образовался, хор уже съездил, выступил на ряде концертов, съездил на ряд фестивалей, все равно у вас есть какая-то строгая репертуарная политика. Вот что никогда не будет исполнять хор «Млада»? А что точно будет в репертуаре хора «Млада»?

О.В.: Я тоже не совсем, может быть, конкретно отвечу вам на этот вопрос. Чем это определяется? Ну, определенным чувством вкуса. Чувством меры. У нас нет ни одного произведения, которое бы мы спели, исполнили одноразово. То есть, у нас нет ни одного проходного произведения. Если произведение исполнено, значит в него вложено.

Ведущий: Значит, над ним работали.

О.В.: Над ним работали, в него вложен определенный душевный порыв. Поэтому это произведение становится частью репертуарного багажа. Проходящих произведений нет. И из тех произведений, которые складываются, они, может быть, какие-то становятся центральными. И вокруг них обрастает и появляется новая концертная программа. Определяющее для той или иной программы бывает произведение. А иногда мы просто сразу представляем себе, что мы можем сделать… вот как у нас случайно получилось. Совершенно был такой момент, когда Валерий Стариков попросил нас сделать концертную программу из бардовской музыки. И я себе, вообще, представить это не могла.

Ведущий: Окуджаву, по-моему, вы пели, я помню.

О.В.: Да. И я еще так иронично, так сказать, подметила, ну, что мы сейчас будем Грушинский фестиваль делать на сцене. Это уже было. Костер мы развести не можем на сцене, понимаете. То есть, какая-то обязательная атрибутика. Ну, пожалуйста, сделай. И, понимаете, так получилось, что эти произведения нужно было все отслушать, применить к ним хоровые аранжировки.

Ведущий: Усложнить.

О.В.: Усложнить, естественно. И это получилась совершенно просто очень интересная программа. Вот так бывает, необычно складываются наши взаимоотношения с теми, кто попросит нас исполнить ту или другую музыку.

Ведущий: Но, тем не менее, вы же чувствуете ответственность за тех ребят, которые у вас учатся и потом работают, и тех зрителей, которые приходят на ваши концерты. Ответственность, ну, скажем так, за их духовный уровень, за их культурный уровень. Все равно существует какой-то отбор, чтобы этот вкус развивать, прививать.

О.В.: Естественно. Потому что вкус, прежде всего, необходим руководителю. Чувство ответственности, вы меня прямо, как сказать, как прессом. У меня чувство ответственности всегда и за все, начиная с моих организаторских моментов. Потому что ведь хор – это большой организм, который нужно организовать, чтоб он определенным образом… Это должна быть система. Система воспитания, система образования, система подготовки репертуара. Его нужно отслушать. И определяющим моментом, ну, наверно, является вкус, является чувство меры. Ну, я точно могу сказать, что за 20 лет со своими участниками и с дорогими моему сердцу коллегами, с которыми я работаю уже, практически, 20 лет, поскольку это мои наполовину родственники и близкие друзья, у нас большая, большая семья, мы научились любить и уважать своего зрителя. Потому что это является определяющим для нас. Момент общения через музыку, музыку интересную, позволяет нам быть на волне востребованности. И с этой точки зрения, я думаю, что коллектив «Млада» - это коллектив счастливой творческой судьбы. Потому что мы востребованы не только у своего зрителя на Родине, где мы можем чувствовать себя патриотом просто. И если мы выезжаем куда-то на международные конкурсы или фестивали, это чувство гордости за свою собственную, как сказать, родную музыку, нас просто переполняет.

Ведущий: Пришел вопрос от Сергея: «Наверняка, ваш хор – это не только те, кто стоят на сцене и дирижер. Наверно, есть и те, кто за кулисами, и вкладывают не меньше». Ну, вот как раз про преподавателей, про педсостав.

О.В.: У нас ограниченный состав. Вот так получилось просто по жизни. Но, тем не менее, это моя ближайшая коллега, с которой мы работаем в тандеме, это Ольга Геннадьевна Саравайская, ее супруг Яков Саравайский. И так получилось, что это мой муж Сергей Выгузов. И получилось так, что две семьи, два семейных подряда просто работают на весь этот коллектив. И много, конечно, людей, которые просто к «Младе» относятся очень уважительно, с пониманием.

Ведущий: Друзей.

О.В.: Да. И в любой момент свою помощь могут…

Ведущий: Но вы пока справляетесь вот таким маленьким составом.

О.В.: Вы понимаете, маленький состав, это что. Это усиливает чувство ответственности на каждого. Ну, и потом просто, чем меньше народа, тем меньше перетягивания одеяла в ту или иную сторону.

Ведущий: У каждого есть своя роль уже. А вот те ребята, которые уже работают в Академическом хоре «Млада», они как-то принимают участие? Я не знаю, репетиторство.

О.В.: Понимаете, они настолько привыкли, что…

Ведущий: Ими управляют.

О.В.: Да, что ими управляют. Потому что они же у меня с детства. Они были маленькими детьми. И эти чувства, в принципе, у них остались не привиты. Но, с другой стороны, есть такой трогательный момент, как педагог-ученик. И он сохранился. Отсюда вытекающее уважение определенное, априорное понятие уважения тех и других.

Ведущий: А как же последователи? Вы еще не задумываетесь об этом?

О.В.: Ну, как сказать, у нас возраст еще всего только 20 лет.

Ведущий: Двадцать лет, да.

О.В.: Конечно. Что же думать о последователях. А потом, если уж говорить о последователях, это же такой естественный исторический момент. Они приходят. И они сразу очевидны. Они прочитываются. Они ясны. И, может быть, они где-то так локоточки поставят пошире. Им придется это место уступить. Пока такой конкуренции не чувствую.

Ведущий: «Для меня хор – это ассоциация с пионерским коллективом. Какую музыку вы исполняете? Я вас ни разу не слышал». Ну, вот так вот. Некий Пантелеймон подписался. Не слышал еще Пантелеймон.

О.В.: У большинства людей слово хор, Пантелеймон, ассоциируется с большой группой людей, исполняющих по нотам серьезную музыку с такими же серьезными лицами. Это совершенно нормально. При этом подразумевается, ну, наверно, традиционность, академичность, повышенная духовность, и воспевание только самых высоких ценностей. Я не хочу сказать, что мы не делаем этого. Мы пошли, может быть, чуть-чуть дальше. Или, может быть, у нас что-то выглядит иначе. Ну, во-первых, «Млада» это современный молодежный концертный хор. Поэтому зритель, когда приходят на сцену, он видит красивых, молодых обаятельных людей в стильных, эксклюзивных костюмах. Вы знаете, что у нас костюмы эксклюзивные, коллекцию мы тоже продумываем сами, которые не только хорошо поют, но и представляют на суд зрителя настоящий хоровой спектакль, насыщенный драматургическими приемами, различными смысловыми лейтмотивами, динамикой, движением, энергетикой. И это, естественно, все захватывает. И наша задача этого зрителя заполучить. Потому что момент общения – вот это самое дорогое, что должно быть. Мы раздвигаем границы хорового жанра. И на сцене происходит спектакль. Так бы хотелось думать.

Ведущий: Ну, вот мы говорили уже о репертуаре. Хочется более углубиться, скажем, в этот раздел хора. Вы уделяете большое внимание духовной музыке. В этом году хор «Млада» достаточно смело накануне своего 20-летия смело участвовал, ну, на мой взгляд, смело, в двух экспериментах. Это работа с группой «Хуун-Хуур-Ту». Исполнение сочинений Мартынова. И второй эксперимент, может, для вас это и не эксперимент, это «Джаз-лихорадка». Как вы решились на это?

О.В.: Давайте поговорим. Может быть, это еще одна особенность хорового коллектива, это я сейчас уже все для Пантелеймона говорю, это ее эксклюзивный репертуар. Потому что 80, 70 или 80 процентов, он эксклюзивный. Мы сами пишем хоровые аранжировки, работаем с пермскими композиторами, которые создают музыку специально для «Млады». А стилевая палитра, если говорить об этом, репертуарной коллекции, она, наверно, необычна для хорового коллектива. И здесь не только традиционная хоровая и оперная классика, духовная музыка, как вы заметили, и фольклор, но и современная профессиональная музыка. Также джаз, эстрада, авторская песня, я уже говорила об этом. И, в общем-то, часто, может быть, то, что, казалось бы, спеть нельзя, например, виртуозная инструментальная музыка. И в качестве иллюстрации стилевой всеядности коллектива достаточно вспомнить вот три этих главных события. Потому что первое событие, это мы пели в Германии полифонические произведения Баха. Но мы их пели акапельно. На юбилее Крылатова мы пели эстрадную музыку, потому что это требование жанра песенного. А в проекте «Дети выдры» нам пришлось освоить совершенно новую манеру природного звука, такого нутряного звука, без обертонов, очищенного от всяких обертонов. И вот совсем недавно мы еще выступили в международном фестивале «Джаз-лихорадка».

Ведущий: Вот давайте с «Хуун-Хуур-Ту». Как ребятам в этом работалось? Я так понимаю, это другой посыл голоса, совсем другая техника.

О.В.: Абсолютно. Вот, понимаете, я очень много работаю со звуком. Я к звуку отношусь, вообще, просто очень трепетно, как к живой субстанции.

Ведущий: К звуку человеческого голоса, да?

О.В.: Да. Потому что звук может восхищать, звук может трогать, звук может раздражать. Ну, факт то, что если ты достанешь этот звук, ну, правда, он должен превратиться в голос, красивый голос, наполненный тембром, дыханием, ты с этим звуком, если у тебя есть какие-то эстетические представления свои, ты, в принципе, можешь экспериментировать, как ты хочешь. Поэтому проект «Дети выдры» это для нас был эксперимент. Причем, эксперимент очень интересный. Здесь за рулем стояла не Выгузова Ольга Владимировна. А была Татьяна Гринденко. Это такой мощный, совершенно, как сказать, руководитель, который тоже может добиться того, чего ей нужно. И она четко понимает, что ей нужно.

Ведущий: Но ваши-то привыкли с Ольгой Выгузовой работать.

О.В.: А, ничего, они перестраиваются.

Ведущий: Вот им была практика.

О.В.: ???????? (неразборчиво) они перестраиваются. И мало того, что, понимаете, мы же всегда работаем… Для нас энергетика, концертная энергетика, это такое определяющее понятие. А в этом проекте с «Хуун-Хуур-Ту», это тоже было определяющим моментом. Поэтому мощная, зашкаливающая энергетика, экспрессия. И вот этот звук такой природный, самоговорящий, который живет в каждом. Ну, вот такой был животрепещущий очень проект. Было очень много необычного в той математической поэзии Вельямина Хлебникова, которую нужно было освоить. Это же была такая тарабарщина, которую нужно перевести, представить какой-то ассоциативный ряд, доставь эмоцию, и начинить все это звуком. Это было мощно. Это было стильно.

Ведущий: Нет ли желания продолжить этот проект? Либо это вот такой разовый был?

О.В.: Это, к сожалению, от нас не зависит. Но если будут какие-то предложения, мы с удовольствием на них откликнемся.

Ведущий: Одним словом, вы участвовали в этом проекте, поняли, что, в общем-то, мы и не только это можем. И отправились на джаз.

О.В.: Эксперименты околоджазовые у нас были всегда. Вот, понимаете, что ведь стилистически, ну, очень хочется вот… У нас такое есть понятие, как стилистическая всеядность, или жанровая всеядность. Всеядность к разному звуку. Слава богу, что нас в этих экспериментах никто не ограничивает. Но это эксперимент не ради эксперимента, а раджи того, чтобы овладеть разными техническими задачами. Поэтому «Джазовая лихорадка» - это тоже эксперимент. Потому что там нужно освоить…

Ведущий: Новая техника опять же.

О.В.: Новая техника. Это ощущение свинга, это ощущение импровизации.

Ведущий: Другой зритель.

О.В.: Хочется верить.

Ведущий: Но все равно другой зритель.

О.В.: Поэтому вот, как сказать, завоевание еще одного пласта зрительского.

Ведущий: И, тем не менее, основа репертуара составляет духовная?

О.В.: Основа репертуара, я думаю, что это духовная музыка. И если уже мы с вами будем говорить о нашем последнем предъюбилейном мероприятии, когда хор был приглашен на международный фестиваль, который проходит в городе Ницце, фестиваль русской музыки и кинематографии. То есть, само название «русской музыки» было уже определяющим. Мы должны были продемонстрировать русскую музыку. Русская музыка в первом отделении была исполнена духовная, от произведений от 18-го века до наших дней. Мы представили ее творчеством композиторов Бортнянского, Николая Сидельникова. Были исполнены крупные формы – духовные концерты того и другого. Были русские миниатюры исполнены русских композиторов, и произведения Льва Горбунова из цикла «Русский календарь».

Ведущий: Мы сейчас послушаем немножко Академический хор «Млада». Что это будет?

О.В.: Это будет музыка Георгия Свиридова «О России петь», которая как раз определяет название нашего выпущенного диска.

Ведущий: Диск выйдет также в рамках юбилейных мероприятий.

О.В.: Диск выйдет в рамках юбилейных мероприятий. Прямо 24 и 25 его можно будет приобрести.

Ведущий: Академический хор «Млада» отмечает 20 лет своей плодотворной, в обще-то, деятельности и жизни. Итак, уже переходим к практической части нашего эфира. Грядут юбилейные концерты, как это и положено. Коли творческий коллектив, то тут уж отчитайтесь творчески перед нами.

О.В.: Мы сделаем это с удовольствием. 24 и 25 января, в этом году наши юбилейные мероприятия проходят в два дня. У нас всегда было по традиции… В «Младе», вообще, много традиций. Одна из той, что мы 25 января всегда отмечали, День студента.

Ведущий: Татьянин день.

О.В.: Татьянин день. Нынче, уважаемые студенты, не перепутайте, пожалуйста. Мы вас рады будем встретить 24 января. И при поддержке министерства культуры Пермского края мы проводим свои праздничные мероприятия в рамках этого дня, дня студентов, 24 января. А 25-е это будет…

Ведущий: Вот там уже будут торжественные речи звучать

.В.: Ну, будет везде торжественно. 24 и 25 января у нас будет две одинаковые программы. Просто ракурс будет немножечко иной. Все-таки юбилейный акцент.

Ведущий: В юбилейном концерте будут исполнены, скажем так, ваши хитовые сочинения, самые лучшие? Что это будет? Это будет винегрет, извините за такое слово, собранный из тех композиций, которые звучали в разное время? Либо там будет сделан акцент на исполнение каких-то новых произведений?

О.В.: Конечно, без полюбившихся произведений, я думаю, что ни одно юбилейное мероприятие не обходится. Всегда есть какие-то хиты, есть полюбившиеся произведения. Это будут, мы будем перелистывать вместе со зрителем страницы полюбившейся уже программы «Музыка народов мира». А второе отделение – это будет, естественно, премьерные моменты. Можно, я о них немножечко умолчу. Я думаю, что это будет секрет. Так что, создадим определенную интригу. Это будут произведения, которые раньше не звучали. Но начнется второе отделение с короткометражного фильма, посвященного 20-летней истории Академического хора «Млада. И после него сразу зазвучит музыка Равеля «Болеро».

Ведущий: В исполнении хора.

О.В.: В исполнении хора, да.

Ведущий: Вот это один из сюрпризов.

О.В.: Один из сюрпризов, если хотите.

Ведущий: Светлана спрашивает: «Была на ваших концертах в Органном зале. А как же вы будете выступать во дворце, где нет органа?» Ну, хор может и без органа выступать.

О.В.: Да, иногда. Иногда может. Так что «Млада» отметит свое 20-летие сольными концертами в программе «Улыбнутся с неба звезды». И я, уважаемые слушатели, желаю вам, чтобы у вас так же, как у «Млады», был такой вот запас прочности духа на десятилетия.

Ведущий: Ну, само название уже говорит. «Млада». Молодейте. Молодейте вместе с «Младой».

О.В.: Но для того, чтобы этот запас прочности был у каждого, я думаю, что необходимо ежедневно вкладывать свои душевные силы, знания, опыт, талант, проявлять терпение, азарт, ну, и, конечно, чувство юмора. И чувство юмора нам в концерте, естественно, тоже не откажет.

Ведущий: Спрашивает, ну, я так полагаю, родитель: «Как попасть моему ребенку в ваш хор? Очень любит петь». Вот уже практический вопрос пошел. Ребенок, только мальчик или девочка? Но, у нас разницы нет в хоре «Млада». Это ж не хор мальчиков, где только мальчики.

О.В.: Не могу сказать, что больше симпатий к мальчикам. Но мы всегда живем перспективой. А перспектива звучания все-таки бы хотелось, чтоб она была в смешанном звучании. Поэтому интерес у нас повышенный к мальчикам. Но если девочки талантливые, мы не отказываем никому. Тем более, родителю, проявившему интерес. 244-15-03 наш телефон. Записывайте, звоните, и будем прослушиваться.

Ведущий: А еще не поздно в середине учебного года?

О.В.: Ну, к нам вообще никогда не поздно.

Ведущий: То есть, можно приходить?

О.В.: Да. Мы смотрим ребенка и родителя, а там уже определяем его судьбу.

Ведущий: Спрашивают про участие в фестивале во Франции. Ну, вот уже частично упомянули. Да, этот фестиваль «Ruskoff»?

О.В.: Да, «Ruskoff». У нас было два концерта. Один концерт был в национальном театре Ницце, я уже говорила, он был в двух отделениях. Первое наше выступление началось с колокольного звона и произведением Георгия Васильевича Свиридова «Наша Родина – Россия». И под этим эпиграфом прошла вся наша…

Ведущий: Французы всплакнули. Еще с колоколами.

О.В.: Я, понимаете, не могу не сказать о том, что… первые два произведения были какие-то шевеления в зале, покашливания. После третьего произведения… То есть, любое произведение мы начинали просто из потрясающей тишины, которая потом осторожно, осторожно переходила в аплодисменты и в овации. И обратил внимание на себя тот факт, что, когда уже первое отделение закончилось, занавес закрылся, и меня интервьюировали ваши коллеги из канала «Культура», российского канала, меня только волновал один вопрос – успею ли я переодеться из белого в черное. Потому что второе отделение мы выступали в других костюмах. Сказали, что без вас не начнут. Я начала вспоминать, спрашивают – что вы будете исполнять во втором отделении? Честно говоря, такой был мощный выброс, что я даже забыла. что мы будем петь во втором отделении. Мне нужно было несколько секунд отмотать, открыть все файлы и вспомнить, что мы будем выступать. Но в этот момент я услышала просто из зала такой… овацирующие аплодисменты. И спросила – что происходит? То есть, я давала интервью под аплодисменты, которые вот нескончаемо звучали в зале во время перерыва. В то время, когда все люди уходят в буфет и общаются друг с другом. Вот весь перерыв они так и аплодировали. Это недосказанные эмоции, которые они, видимо, не успели выплеснуть в первом отделении. Ну, во втором французская публика оторвалась. И, когда они меня спрашивают – почему мы плачем, когда вы исполняете. Потому что у них не было программы. Был только общий перевод, что будет исполнено. И вот это понятие, характерное, может быть, для русского исполнения, или вообще для русских, понятие – вопреки. И, как бы нам с вами, понимаете, трудно не жилось, музыка – это же чистилище душ. То есть, вот когда проходишь это чистилище, жизнь, наверно, становится гораздо лучше и прекрасней.

Ведущий: Ну, вот я думала не задавать этот вопрос. Людмила спросила: «Говорят, что все певцы легче переживают личные драмы? Это так и есть? Как ваши солистки?» Я думала не задавать. А сейчас придется задать.

О.В.: Вот видите, просто читают мои мысли. Потому что священнодейственный, вообще, момент для меня, это репетиционный. И в каком бы состоянии ты не пришел духа на репетицию, вот… понимаете, мне очень дорого состояние, я его называю так – душа вспотела. Вот когда ты вспотеешь душой, отдашь все, происходит такой обмен. То есть, понимаете, у всех же накапливается этот негатив. Но музыка – это чистилище. И когда ты его пройдешь, ты выходишь после репетиции… Кого хотел убить, уже думаешь – пусть он поживет еще несколько лет вместе с нами.

Ведущий: Нет, наоборот думаешь - жаль мне его, пусть живет, и пусть все у него будет хорошо.

О.В.: Хорошо. Если вообще у тебя есть силы думать. А вообще ты выходишь просто в прострации. Светлый, чистый сосуд, совершенно способный для восприятия любых моментов, в том числе, и негативных.

Ведущий: Не могу не спросить. Вы сказали, что были колокола. То есть, звонарь с вами ездил какой-то?

О.В.: Да. Звонарь, господин Петровский, который был приглашен из города Архангельска. Мне очень нравится произнести – архангелогородец. Архангелогородец со своей звонницей. И, естественно, это было очень эффектно.

Ведущий: Вы первый раз встретились там? Как-то репетировали?

О.В.: Мы первый раз. Ну, понимаете, как сказать, у профессионалов репетиционные моменты в сжатом времени проходят очень интенсивно.

Ведущий: Глаза встретились, и все.

О.В.: И понимание друг друга просто пришло сразу. Я думаю, что он со многими коллективами практиковал или исполнял какие-то произведения. Но наш коллектив его определенным образом потряс.

Ведущий: У вас это первый опыт был?

О.В.: Я думаю, что у нас продолжится сотрудничество.

Ведущий: Вот, да, я к этому и веду.

О.В.: У нас был первый опыт.

Ведущий: В ваших юбилейных концертах, кроме хора «Млада», кто-то еще принимает участие из музыкантов?

О.В.: Понимаете, у нас так много произведений, которые просто хочется исполнить. И вот это распирающее чувство и… нам всегда не хватает времени. Потом, когда мы начинаем тасовать произведения, вот это исполним, нет, давайте вот это, вот это. Это всегда вечный спор. Нет, мы, практически, это тоже одна из наших традиций, что мы все свои мероприятия праздничные отмечаем самостоятельно, своими собственными силами. А музыканты, которые хотят нас поздравить, ну, вот так получается, что они бывают в зрительном зале.

Ведущий: Какой для хора «Млада» будет лучший подарок накануне юбилея, в день юбилея? Вот что вас особенно порадовало бы?

О.В.: Накануне юбилея, я думаю, что нас уже вот может порадовать мысль.

Ведущий: Кроме полного зала.

О.В.: Я сейчас, как сказать, такими вещественными категориями не могу апеллировать. Это полный зал. То есть, 24 и 25 января, а вы знаете, что ДК Солдатова, это, ну, я думаю, что тысячный зал, и может быть, даже чуть-чуть побольше. То есть, две тысячи зрителей уже придет к нам на концерт. Ну, что еще больше может порадовать коллектив? То есть, вот эта востребованность – это самое дорогое, то, ради чего мы живем и работаем.

Ведущий: Хор «Млада» уже на протяжении долгих лет является, уж, простите за такое слово, брендом. Брендом нашего города. Это накладывает какую-то особую ответственность на вас?

О.В.: Вы меня сегодня ответственностью просто задавали.

Ведущий: А как же?

О.В.: Я ни в коем случае, как сказать, не снимаю со счетов ничего. Чувство ответственности - это наше основное чувство.

Ведущий: Но эту марку держать нужно, соблюдать.

О.В.: Конечно. То есть, в природе статики нет. То есть, есть или падение вниз, или стремление вверх. Поэтому ты можешь планку всегда ставить туда, можно поставить ее низко и перешагнуть, и быть выше ее. А можно всегда ставить ее чуть вверх. И сверхзадачей определять свое творчество.

Ведущий: Мы сегодня, правда, безответственно себя ведет по отношению к тем, кто к нам звонит по телефону. Успеваем сейчас принять один звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Владимир. Пермь. Знаете, у меня простенький вопрос. Скажите, пожалуйста, вот ваш хор может сам себя прокормить? Или вас кто-то содержит?

О.В.: Вы понимаете, мы не ставим такой цели. У нас получилось так, что профессия у руководителя совпала с хобби. И я думаю, что это чувство уже вот странслировано детям, воспитано в них. И, ну, это уже, наверно, не хобби, и может быть, и, понимаете, это не бизнес. Это не работа…

Ведущий: Это не мероприятие, которое убыточное или безубыточное.

О.В.: Это не предприятие. Я, честно говоря, вот 20 лет мы уже вместе. Но я не могу дать этому определение. Потому что для меня это что-то такое, чему я еще пока определение дать не могу. Но точно могу сказать, что это уже не хобби и это не бизнес. Это не работа.

Ведущий: Это профессиональный коллектив.

О.В.: Это нечто большее. Это чувство любви, хронической любви, постоянной любви. Друг к другу.

Ведущий: К музыке

. О.В.: К музыке.

Ведущий: Еще один звонок. Добрый день.

Слушатель: Добрый день. Здравствуйте. Бессонов Алексей Борисович. Вы знаете, мы обязательно придем, и приведу всю партийную организацию на ваш юбилейный концерт. Это первый вопрос. Второй. Вы знаете, что искусство везде все дотируют и содержат. Этот умник, который вопрос задавал. Везде культура находится на дотации. И она будет при мне на дотации. Спасибо.

О.В.: Спасибо вам большое.

Ведущий: Это будущий губернатор звонил, не абы кто.

О.В.: Спасибо большое. Да, очень бы хотелось, чтоб культуру поддерживали. Потому что есть много разных нюансов. Но это тема не сегодняшней передачи.

Ведущий: Но, тем не менее, в то время, как некоторые коллективы начинают, ярко о себе заявляют и закрываются, и, как правило, очень часто по финансовым причинам закрываются, хор «Млада», слава богу, востребован.

О.В.: Вы понимаете, у нас есть силы. У нас есть силы. Я, недавно разговаривая со своей коллегой, догоняя ее, кричу – ты знаешь, я сейчас бегу и думаю. И она говорит – дальше уже можешь не говорить. Поэтому, пока у нас есть силы бежать и при этом думать, я думаю, что мы еще поживем.

Ведущий: Я думаю, что мы неоднократно встретимся в этой студии. Поговорим уже не столько об юбилее, сколько о проблемах, которые, тем не менее, существуют в музыкальной культуре и в культуре нашего города. Я вас приглашаю принимать участие в наших эфирах еще неоднократно, Ольга Владимировна.

О.В.: Спасибо большое.

Ведущий: Поздравляю хор. Ну, и до встречи на концерте.

О.В.: До встречи на концертах. Милости просим. Спасибо.


Обсуждение
47111
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.