Верхний баннер
14:46 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:05, 04 ноября 2012

Министр образования края – о зарплатах воспитателей, революции в системе СПО, семейном обучении и многом другом

Раиса Алексеевна, депутаты приняли концепцию долгосрочной целевой программы развития системы образования Пермского края на 2013 – 2017 годы. То есть, на 4 года принят депутатами какой-то документ. Вы знакомы с этим документом гораздо лучше, чем я. О чем он?

 

Раиса Кассина: Начну с того, что поправлю вас. Депутаты ещё не приняли концепцию. Мы пробуем заложить деньги, начиная с 2013 года до 2017 года, на эти 5 лет, если внесем концепцию. Мы еще должны внести её, мы её уже разработали, сейчас я о ней расскажу. После того, как будет принята концепция, мы будем разрабатывать программу.

 

Все, понял. Потому что у меня тут перед глазами проект концепции, и в проекте перед глазами 5-й строчкой запись – принято Законодательным собранием Пермского края. Я смотрю на эту строчку – принято, значит принято. То есть еще только разрабатывается?

 

Раиса Кассина: Да, и этим ценно, что еще только разрабатывается, еще можно успеть поправить, внести, можно поучаствовать. Она очень широко обсуждается.

 

А у этой концепции есть идеология?

 

Раиса Кассина: Трудно заложить отдельную идеологию из-за двух составляющих. Во-первых, понятно, что нужно выдерживать общую идеологию российского образования, разработан проект программы развития образования, конечно, мы должны в него вписаться, мы не отдельное государство, чтобы жить отдельно по какой-то другой идеологии. И второе: понятно, что она выдерживает идеологию программы социально-экономического развития, которая как раз уже внесена в наше Законодательное собрание и в первом чтении принята.

 

Если говорить об образовании в Пермском крае, мы вправе говорить о какой-то специфике, каких-то особенностях в образовании, о пермском образовании?

 

Раиса Кассина: Не сторонница такую сторону явно как флюс надувать, что у нас какое-то особое образование, точно не сторонница. Хотя особенности есть. Например, у нас многонациональный край, и не учитывать то, что есть коми-пермяцкое население, татарское население, коми-язьвинцы, которые преподают на своём языке.

Нельзя не учитывать и то, что у нас редконаселенное население. То есть, от одного населенного пункта до другого огромное расстояние, поэтому общую концепцию, в которой двигается вся Россия, мы не всегда можем применить. Специфика есть, но скажем, общее первично по отношению к частностям.

 

Вы человек команды Карпушина, вы выполняли определенные задачи под его началом. Сейчас министерство образования движется в том же самом направлении, русле, которое было задано несколько лет назад?

 

Раиса Кассина: И так, и не так. Опять же, есть то, что приходится менять довольно круто.

 

Например?

 

Раиса Кассина: Например, дошкольное образование. Оно не было достаточно доступным, как должно было быть. Мы очень долго двигались по направлению к тому, чтобы родители сидели с детьми дома максимально, как минимум до 3 лет, а мы бы выплачивали пособие. Это была главная линия. Сейчас главная линия – мы устраиваем детей в детский сад. Мощнейшее направление – это строительство детских садов.

 

Ну и в путь. Какое это принципиальное отношение имеет к министерству образования?

 

Раиса Кассина: Это имеет принципиальное отношение. Потому что когда мы ведем линию, что родители должны находиться с детьми дома, соответственно, мы все делаем в эту сторону. Мы готовим родителей, мы развиваем сеть учреждений неполного дня, чтобы они могли находиться с детьми дома и при этом ходить с детьми на занятия, чтобы их развивать.

И совсем другое дело, когда нужно построить детские сады. Их обязательно нужно насытить кадрами, а, соответственно, в системе СПО (среднего профессионального образования) нужно увеличить набор на эти кадры. А ребята придут только тогда, когда будет достойная заработная плата. У нас же сейчас нехватка кадров огромная. То есть, одно действо тянет за собой огромный спектр других действий.

 

А сколько сейчас среднестатистический воспитатель в детском саду получает в Перми, допустим?

 

Раиса Кассина: Огромная разница в Перми и в небольших населенных пунктах, потому что везде тоже подушевое финансирование. Но, в среднем, скажем, от 10 до 15. Есть территории, где еще меньше.

 

А есть какая-то сверхзадача вывести уровень зарплаты…

 

Раиса Кассина: Есть.

 

Когда и какой?

 

Раиса Кассина: Сверхзадача поставлена, в том числе, и указом президента от 7 мая, средняя заработная плата воспитателей должна быть равна средней заработной плате в школе. Обращаю ваше внимание – не учителей в школе, а вообще, средней заработной плате в школе.

 

То есть, берем зарплату уборщицы, зарплату директора и получаем…

 

Раиса Кассина: Да, примерно так.

 

А какая у нас сейчас средняя заработная плата в школе?

 

Раиса Кассина: У учителей 21 250 рублей. А если по школе – около 18 тысяч. Вот на эту зарплату – 18 тысяч – мы должны вывести зарплату воспитателей. На самом деле огромная задача, потому что требуется, в общей сложности, почти миллиард рублей.

 

И это притом, что у нас количество воспитателей в связи со строительством новых детских садов должно увеличиваться.

 

Раиса Кассина: Все правильно.

 

Ладно, хорошо, это с дошкольным образованием. Здесь несколько поменялись приоритеты. А если будем брать, допустим, школьное образование?

 

Раиса Кассина: Не скажу, что здесь что-то принципиально менять надо. Год назад уже поменяли, это было связано с введением новых стандартов. Но говорить о том, что мы в них уже зашли, и уже новые стандарты вовсю, я бы не стала. На самом деле весь смысл новых стандартов переворачивает школу. Потому что перейти к компетентностному подходу, по которому живет весь мир, когда дети умеют что-либо применять – это очень непростое дело. Надо поменять ментальность учителя, отношение родителей к этому процессу, поменять всю среду школы. Это громадные изменения, на самом деле, это то, что мы должны делать в школе.

 

А я сейчас на вас умными глазами смотрю и делаю вид, что понимаю, о чем вы сказали! О чем вы сказали? Что такое компетентностный подход?

 

Раиса Кассина: Нужно не знать про это что-то, потому что информацию всегда можно найти, сейчас информации предостаточно. А нужно уметь сделать что-то, то есть применить на практике. То есть сейчас задачки решают не про то, как в трубы вливается, выливается вода, что-то такое, очень далекое, а жизненные задачи. Потому что наши дети, оказывается, задачи решать не умеют. Тест PISA показал место России в международном рейтинге по качеству образования. Наши дети, как только вопрос про то, как это применить, теряются.

 

В Советском Союзе была лучшая система образования.

 

Раиса Кассина: Это миф.

 

Все смотрели в затылок Советскому союзу. Все развалили в 90-х полностью и сейчас еще что-то пытаются нам… Дети тупеют и смотрят «Дом 2».

 

Раиса Кассина: Скажу так, у нас действительно было хорошее образование. Знаете, что нам очень помогло в образовании? Покорение космоса. Конец 50-х - 60-е, когда активно осваивали космос, тогда все перевернулось в образовании. Точно стало понятно, что главное – это физика, математика. Это мечта, а чтобы у детей была мечта, система воспитания должна быть другая и школа должна быть сильная. Но жизнь меняется, все движется вперед, а мы где-то там и остались. Понятно, что 90-е годы – это переломный момент, который сильно расслоил население и очень сильно расслоил детей.

 

А что, у детей не должно быть великой мечты?

 

Раиса Кассина: Должна быть. Но та мечта, которая хорошо подходила в 1960-е годы, не подходит в 1990-х, а по-новому дети мечтать не научились.

 

А новой мечты не придумали.

 

Раиса Кассина: Да, великая мечта должна быть и у каждого, и общая. Я в это свято верю. Поэтому есть школы, которые эту мечту создают вместе. Те школы, которые смогли создать мечту, состоялись. Но остались школы – «вот работаю и работаю здесь, вот детей ко мне привели, вот первых, вот вторых, и опять я работаю». Нет времени или желания о подумать о чем-то великом, и школы скучные, а школа не может быть скучной. В школе должно быть интересно. Все должно быть построено на интересе, но пока не везде так. И это, наверное, самое трудное, что происходит сейчас в школе.

 

Как мы объясним людям, что они должны вселять в головы детей мечту, если у них у самих этой мечты нет давным-давно? Эта мечта свелась к выполнению маленьких задач – дожить до аванса, дожить до «окончаловки». Я с трудом себе представляю среднестатистического учителя, который на отпуск отправляется в какой-нибудь не очень дорогой турецкий или египетский отель. Не то, чтобы я не знаю таких учителей, нет-нет, я знаю. Но почему-то я знаю либо тех, кто абсолютно спокойно может себе позволить отпуск среднего класса, либо тех, к кому, по вашему же выражению, «ну приходят дети и приходят». А представить себе, что между ними есть еще огромное количество преподавателей не могу, потому что я их не вижу. Либо это единицы, либо те, от которых школы должны давным-давно избавиться.

 

Раиса Кассина: Иногда бывает так, директор «сверхумный» думает: «Вот мне бы этого убрать, того убрать, а вот лучших бы принять, собрать бы группу таких учителей, и все бы у меня получилось». Бывает, наверное, так. Только я таких школ не встречала. Я верю в школу, которая взяла обычных, из педагогического вуза, а в педагогический вуз когда-то поступили не лучшие... На самом деле, у нас хороший педагогический вуз, но приходили разные... А потом они вместе создали такую среду, в которой всем стало интересно жить. Вот в такое я поверю. Потому что, если ты сам такой, вокруг которого собирается команда интересных людей, то они к тебе прилипнут, они захотят быть такими же.

 

То есть, нам нужен топ-менеджмент, у нас нехватка топ-менеджеров в школах.

 

Раиса Кассина: Я не понимаю, что такое топ-менеджмент, слава Богу, мне это не очень близко…

 

Директор, замдиректора, завуч, то есть, 2–3 управленца, которые вместе делают одно дело. Нанимают на работу персонал, обучают этот персонал, являются для него примером.

 

Раиса Кассина: Я верю в тех менеджеров, не назову их «топ», которые умеют мечтать, у которых есть идея, которые умеют создавать вокруг себя команду, которые умеют к себе привлекать. Вот в таких я верю, таких я видела. А так, чтобы, знаете, построить школу по жесткому регламенту, как принято в менеджменте... Мы пытались, у нас многие директора получили второе высшее образование по специальности «Менеджмент», знают примеры, как всё выстраивать. Но как-то по-другому живет школьная среда.

 

Что у нас с детьми нынче? Как у нас в этом году дети, изменились ли, пытаются ли привыкнуть к новым стандартам? Или, может, еще и время не прошло подводить какие-то итоги?

 

Раиса Кассина: Знаете, что хорошо в новых стандартах? Дети о них не догадываются, их начали внедрять с первого класса, у них не было никакого другого опыта. Сейчас те, кто учился в первом классе, перешли во второй, пришли новые, то есть их не будут с седьмого класса внедрять, их внедряют с первого класса, потом с пятого, и постепенно десятый, одиннадцатый класс. То есть постепенно. Дети об этом не догадываются.

Самое сложное, поменять отношение к предмету, к идеологии, к технологии ведения предмета, у учителя. Вот учителям трудно. Очень трудно, а дети этого не замечают.

 

Раньше ведь было просто, есть параграф, после него 2 – 3 вопроса, 5 – 6 проверочных заданий, потом пошел следующий параграф.

 

Раиса Кассина: Не знаю, вы либо работали в той старой школе, либо учились. У вас четкое понимание, какой школа была раньше.

 

Я вам честно скажу, я и учился в той, старой школе, и работал.

 

Раиса Кассина: Я угадала. Вы знаете, я начинала работать в школе в 80-х годах, и я уже тогда так не работала.

 

Я тоже так не работал, но учебники до сих пор так пишутся. Я был в шоке. Пришёл в класс. Давая домашнее задание, распределил класс на группы: одним одно, другим другое, третьим третье. И говорю: мы на следующем уроке, друзья мои, будем с вами делать большой средневековый суд. Я был в абсолютном шоке, когда увидел, что у детей просто непонимание в глазах: почему?! Ведь это же гораздо проще - параграф прочитал, задание сделал. В учебнике написано. Я был в шоке.

 

Раиса Кассина: Да, учителям так легче. Им очень легко скатиться снова к такой методике и по ней жить. И поэтому таких учителей много, и еще долго будет много. Потому что, гораздо легче так жить. А пытаться, чтобы дети сами переоткрыли второй закон Ньютона – это сложно, но возможно. И такие учителя тоже есть. Самое сложно школе – полностью поменять, переделать в деятельностный режим, сделать так, чтобы ребенок все доставал сам, получал знания самостоятельно, открывал, сравнивал, делал выводы, был активным, в тоже время вписался в нашу современную действительность. Это важно, это трудно. Это и есть новая школа.

 

У нас же есть примеры таких школ. Я заканчивал 92-ю, сейчас это гимназия №4. Делайте слепки и копируйте, там уникальнейшие преподаватели, многие из которых работают до сих пор.

 

Раиса Кассина: Хорошо, что вы сказали, когда заканчивали, школа работала по системе Эльконина-Давыдова. Это норма была для немногих школ. Эти немногие школы вырвались вперед.

 

А почему нельзя, видя этот пример, брать и внедрять?

 

Раиса Кассина: Гимназия №4 набирала лучших учителей, создавала среду, единое понимание, это не делается в 1-2 года, даже в 5 лет это не сделаешь.

 

Про школы я примерно ситуацию понял, введены новые стандарты, они идут с 1-о класса, очень тяжело работать с учителями. Я отдаю себе отчет в том, как это тяжело. Как учить тех, кто будет учить? Будут ли им верить? А ведь человек, который начинает учить, за очень короткий промежуток времени приобретает специфические настройки мозга. Они у него, мне кажется, в какой-то момент, атрофируют ту функцию мозга, которая отвечает за самообучение.

 

Раиса Кассина: Жить по алгоритму всегда легче, это естественно. Если пустить это на самотек, разрешить жить по алгоритму и учителям, и детям, то в конечном итоге, все этим и закончится.

 

Давайте вузы. вузы неэффективные, замечу я. У нас совсем недавно появилась информация большая, федеральная, еще и со списочком неэффективных вузов. Я с трудом себе представляю, что такое эффективный вуз. Как мы должны это оценивать?

 

Раиса Кассина: Я поправлю: с признаками неэффективности.

 

Это как грибок такой, подходишь к вузу, а у него грибок по стене – «признаки неэффективности»... Жутковато звучит.

 

Раиса Кассина: Идея была правильная. Посмотреть те вузы, которые не работают на экономику, маломощные. Вот есть такой филиальчик, не буду называть, там порядка 30 детей учатся. Ну, это не вуз! Никакое образование дети в нем не получают, нет материальной базы, какие там специалисты выйдут?

 

Сразу вспоминаю у Макаренко: «- А это кто? - А это агрономы».

 

Раиса Кассина: Да, примерно так. То есть, идея была хорошая. Посмотреть на эти вузы по определенным критериям, не просто так, умозрительно, нравится-не нравится, а по определенным критериям. Но в конечном итоге попытка сравнить вузы не просто разновеликие, а разнонаправленные, мне показалась не очень успешной. Для примера: технический университет оценивают по тем же критериям, что и педагогический университет, при этом, один из показателей – наличие НИОКРов, научно-исследовательские работы по заказу предприятий. Разве можно сравнить политехнический университет в данном случае с педагогическим, ему что-то заказано от предприятий?

 

А школу нельзя считать предприятием?

 

Раиса Кассина: Для этого надо, чтобы школа начала все заказывать у университета. Можно, но мы же понимаем, что это другие деньги, даже если есть такие заказы. Школа должна, на самом деле, учить, не должна она разрабатывать всякие научные методики, для этого есть другие институты.

Второе - количество иностранных студенев, которые обучаются в наших вузах. Одно дело обучаться в фармакадемии, в техническом университете, другое дело - педагогический университет. Нужно российское педагогическое образование какой-нибудь Кении?! Это же национальная педагогика, это другое совсем, не поедут они сюда учиться. И так далее.

Или институт культуры сравнивать по количеству НИОКРов на душу населения? Они другим должны гордиться и, понятно, что у них другие должны быть оценки.

В любом случае, слава Богу, что мы имеем право отстаивать те вузы, которые играют огромную роль для Пермского края. Институт культуры, Педагогический университет или филиал Академии ваяния и зодчества - это те вузы, которые нам нужны, больше готовить таких специалистов негде, мы их будем отстаивать.

 

 

 

То, что я хотел услышать. Может быть, есть смысл, разработать единую систему оценки. В таком случае, давайте придумывать шкалу, в которую по одним показателям и значениям будут вписываться одни вузы, по другим показателям – другие. Когда система оценки для всех одинаковая и шкала одинаковая, получается странно. Ну, хорошо, давайте подождем, пока останется из вузов только Москва, Питер, Омск, Томск, Новосибирск, и классические вузы в некоторых городах, все остальное можно закрыть за неэффективностью... Ладно. Это вузы. А сузы?

 

Раиса Кассина: Здесь будет революция, на самом деле, и заключается она в маленькой фразе, которая есть в законе об образовании. Пока это проект, но он в Госдуму уже внесен, заключается в том, что не будет отдельных учреждений начального профессионального образования. Все сразу пугаются, что не будет ПТУ, по старому говоря, что их закроют, как, там же дети... На самом деле, не будет только отдельных учреждений, но программы начального профессионального образования будут реализовываться.

 

То есть, фактически, ПТУ сольются с сузами?

 

Раиса Кассина: Два варианта. Либо они становятся филиалом или каким-то структурным подразделением суза, техникума или колледжа, либо они сами превращаются в этот самый техникум. Я проехала очень большое количество образовательных учреждений, очень сложно ездить, более 30 уже проехала... Начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование. Я хочу сказать, что есть такое начальное профессиональное образование, которое не сравнится даже со средним, их можно сразу делать техникумами, чтобы они начали реализовывать программы среднего профессионального образования, у них для этого есть все мощности, включая кадры. Чтобы закрывать что-то - в этом смысла не вижу. По крайней мере, из тех, что я проехала, я не увидела ни одного а) не нужного для данной территории, б) что еще более важно, плохо работающего с признаками неэффективности. Дети приходят, учителя приличные, база есть. Если её нет, то это наша проблема.

 

Я с вами соглашусь процентов на 99, если мы говорим про Пермь. У нас в Перми с учебными заведениями почти все хорошо, за исключением полутора десятков, которые на бумаге, они появляются, отмирают... А если мы будем говорить про регион? Там ведь серьезнее ситуация, и те же самые ПТУ в некоторых поселках - просто единственный способ для получения хоть какого-то образования.

 

Раиса Кассина: Конечно, конечно. Если в, например, в Большой Соснове или в Сиве не будет среднего звена - это на самом деле катастрофа.

 

Логично, если парню негде учиться, он просто уедет.

 

Раиса Кассина: И все. После 9-о класса первая половина уехала, потому что негде учиться. Вторая половина ушла в 10-й класс, потом они уехали, потому что поступили в институты. И полное вымирание данной территории через каких-нибудь 10 – 15 лет. Поэтому сейчас, во-первых, губернатор принял решение, после того, как он был в Сиве... Мы там открывали просто великолепную новую школу, просто супер, детям есть, где учиться, но эта школа не даст развития району, если не будет следующего звена системы профессионального образования. Поэтому, сейчас мы там открываем, по поручению губернатор, СПО.

 

До определенного возраста есть возможность удержать ребят здесь. Я помню, Елена Ефимовна Гилязова, проект по агроклассам. Это ведь тоже работа по удержанию людей в территории. Кстати, а что у нас с агроклассами?

 

Раиса Кассина: Агроклассы попали в новую программу развития села или сельского хозяйства, не помню, как она точно называется. Они будут. Это очень хорошее начинание. Правда, сейчас нет точного понимания, в какую сторону они будут развиваться. Мы поддерживаем стремление министерства сельского хозяйства эти классы сохранять.

Если возвратиться к территориям, недавно была в Юсьве. Не все ведь даже знают, где Юсьва, а там огромное просто учреждение начального профессионального образования, то есть ПТУ. Дай Бог, чтобы все прошли через такое ПТУ, специалисты там точно получатся. Мощнейшая база, 7 – 8 корпусов, всё в хорошем состоянии. Нормально организован учебный процесс. И всё, будет эта территория жить, потому что специалисты, на этой территории подготовленные, пойдут работать в это же производство.

 

Опять же, хватает у нас сейчас таких - абсолютно из головы название выдумываю -Агролесотехнических училищ, в которых есть любые специальности, парикмахер, психолог, даже какой-нибудь менеджер, но нет агро-лесо-техника.

 

Раиса Кассина: Я думаю, мы знаем, про какое учреждение вы говорите, категорически против этого, чтобы в одном месте было все подряд, кроме самого леса. Тут мы наводим порядок, достаточно сказать, что юристов и экономистов там практически не осталось, мы больше не учим их в техникуме. Если это лесотехнический, надо учить лесным специальностям. За одним исключением. Если это, например, та же Юсьва, то учреждение должно быть многопрофильным.

 

Я не против многопрофильности. И я не про единственное учреждение говорю. Меня просто забавляет, когда есть почти все, кроме тех специальностей, которые представлены в названии.

 

Раиса Кассина: Мне не очень нравится, когда скрещиваются, извините за такой сленг, учителя с механизаторами в одном учреждении. Но иногда многопрофильность – это маленькие, малосильные, разнопрофильные на одной территории находящиеся учреждения. То есть, каждый раз нужно смотреть и набор специальностей делать индивидуально под территорию. Важно, чтобы они соответствовали тем потребностям, которые есть в территории.

 

На этот счет есть какая-то программа краевая?

 

Раиса Кассина: Да, мы ее делаем. Это тоже входит в ту самую программу развития образования, которая у нас будет разрабатываться.

 

Концепция которой разрабатывается сейчас и будет приниматься депутатами

 

Раиса Кассина: Да. Концепция будет принята депутатами. Она в следующий четверг у нас широко обсуждается, уже ряд таких обсуждений прошел, широкое обсуждение общественное у нас будет в четверг. После этого мы ее уже вносить будем. Разрабатывается программа, где будут конкретные шаги, будет много конкретики, вплоть до каждого училища, что мы хотим сделать.

 

Ряд вопросов приходил на сайт. Сейчас пробежимся в абсолютном разбросе, что прислали, то задаю. «Что вы можете сказать о семейном образовании?», - Александр спрашивает. И Лариса добивает: «Когда в Пермском крае примут закон о семейном образовании?»

 

Раиса Кассина: Стыдно. Это то, за что мне стыдно. Мы никак не можем принять постановление по этому поводу. Оно точно будет. Оно нами разработано, но оказался документ настолько сложным, что, например, все еще из прокуратуры мы не можем получить на него заключение. То есть, мы не можем принимать решение без реакции прокуратуры. Ждем от них. Это точно будет, и мы поддерживаем семейное образование.

 

Что вообще такое семейное образование, я не очень понимаю?

 

Раиса Кассина: В двух словах - родители самостоятельно выбирают маршрут образования своего ребенка, со школой составляют контракт, получают деньги, ровно столько, сколько положено на этого ребенка, если бы он учился в школе, ребенок ходит в школу только для сдачи экзаменов, тестов, и так далее, либо на мероприятия. Ответственность несут родители. Есть такое люди, они мне показались интересными, они не для того, чтобы лишь бы деньги какие-то получить.

 

«Когда в Перми начнут строить муниципальные детские сады?». Тут именно вопрос сроков - когда начнут строить?

 

Раиса Кассина: Если речь про Пермь, то первые детские сады будут уже в 2013 году, будет построено всего 10 садов, по 5 – 2013 год и 2014 годы. Плюс будут восстановлены детские сады, которые не работали многие годы.

 

К 2014 году будет больше детских садов на…

 

Раиса Кассина: Построенных на 91, кроме того 56 возвращено в систему по Пермскому краю.

 

Хорошо. Здесь дальше просто есть продолжение вопроса: «Ели не строится, значит, руководство работает неэффективно, уходите в отставку».

 

Раиса Кассина: Будем строить.

 

Наушники рядом с вами, они вам сейчас понадобятся. Здравствуйте, добрый день.

 

Слушатель: Добрый день. У меня вот такой вопрос. Вы знаете, что идет массовое сокращение преподавателей в учебных заведениях края? Причем предметы оставляют без специалистов. Это все происходит до первой прокурорской проверки, поэтому, имейте в виду, незаконно идет массовое сокращение. Спасибо.

 

Пожалуйста.

 

Раиса Кассина: Не взяла с собой цифру, сегодня утром работала с документом, у нас на 800 человек увеличилось число учителей, работающих в школах. Это связано с увеличением числа детей. Сокращений нет, смысла в этом нет.

 

«Когда школа будет закупать учебники в полном объеме?» И дальше история. Стандартная абсолютно. В очередной раз поставили перед фактом, что в 10 классе вы все покупаете сами.

 

Раиса Кассина: Объясняю раз и навсегда, все остальное будет жестко пресекаться: школа обязана купить учебники. Обращаю ваше внимание, родители. Учебники. В полном объеме. Не покупает школа только учебные тетради, все остальное школа обязана предоставить.

 

«Правомерно ли школа требует плату за охрану, если в договоре охраны прописано, что охраняется имущество школы и преподавательский состав, про учеников ни слова?»

 

Раиса Кассина: С охраной, конечно, все сложнее, потому что это добровольное дело школы, решение должно быть школьного коллектива, а лучше управляющего совета. Как охранять, что охранять, с кем заключать договоры, на какую сумму. Этим управляет школа.

 

Кстати, вам достались от Николая Карпушина какие-то дела, которые он просто не успел начать? Мы начинали разговор с того, что вы человек его команды. Есть ли у вас в багажнике, в портфеле проекты, которые были разработаны, но не успели стартовать при нем? Они будут стартовать при вас?

 

Раиса Кассина: Сейчас, по крайней мере, с ходу, мне ничего такого в голову не приходит. В разной степени запуска все проекты. Просто одни уже в режиме функционирования, мы про них уже сейчас не думаем, а есть те, что в самом начале. К тем, которые в самом начале я отношу МИГи – международные исследовательские группы, запустили при Николае Яковлевиче еще. Они идут трудно, но страшно необходимы вузам.

Или была разработана, но не начиналась поддержка молодых ученых, сейчас мы ее начали.

 

А что с проектом школы нового типа, которая собирает старшеклассников по интересам? Что-то такое было.

 

Раиса Кассина: Любимейший наш проект. Называется он НОЦ – Новый образовательный центр школы для старшеклассников. Он доказал свою эффективность, теперь уже не надо никому доказывать, что такие школы должны быть, то есть нам их искусственно вводить не надо. Ребята, которые без всякого отбора поступают и заканчивают эти школы, имеют результаты выше, чем в среднем по Пермскому краю.

 

Где у нас эти школы?

 

Раиса Кассина: Их 11. Это Чусовой, интересная школа получилась, там обучаются все старшеклассники Чусовского района. Великолепные результаты. Это Добрянка, это Нытва, это Лысьва, недавно к нам присоединился Кунгур, Пермь, Березники.

 

А в Перми – это?..

 

Раиса Кассина: В Перми по такому типу стал работать лицей№2. Наряду с общими программами, которые были, они принимают ребят по месту жительства и обучают по образовательным траекториям. Проект, кстати, получился настолько уникальным, что сейчас мы обучаем всю Россию работе по индивидуальным образовательным траекториям для старшеклассников.

 

Эти НОЦы скоро у нас будут везде?

 

Раиса Кассина: Нет, их нельзя сделать везде. Потому что, если в Оханске одна единственная школа, не будешь же ее искусственно дробить – это 10, 11 класс, а это отдельная школа. Если она одна… Проект заключается в том, что из близлежащих районов все старшеклассники стали ездить в одну единственную школу Оханска. Там обучают всех детей с 1 по 11 класс.

 

То есть, Оханские плюс старшеклассники.

 

Раиса Кассина: Да, старшеклассники со всего района. Но, тем не менее, то, что нужно объединять ресурсы и кадровые, и материальные - это всем сейчас понятно, только тогда может быть хорошее образование.

 

Что с историей про новые системы и стандарты оплаты труда учителей? Они были введены пару лет назад, потом были скандалы, непонятки, потом вроде как разобрались, потом снова волна, пошумели - успокоились. Как сейчас?

 

Раиса Кассина: Ну, как сейчас... Вроде, с одной стороны, успокоились. Но мы не успокаиваемся. Нам кажется, что это не идеальная система, сейчас мы разработали другую систему, в основе которой лежит не «ученико-час». «Ученико-час» - хорошо, когда детей много. Когда детей в школе мало, тогда это работает плохо. Поэтому, мы предлагаем другую систему окладную, которая больше подходит для небольших школ. Но решение, по какой системе работать, принимает муниципалитет. Не мы. Мы только разрабатываем методические рекомендации и отдаем.

 

То есть, теперь уже будет более справедливо.

 

Раиса Кассина: Для маленьких школ – да.

 

История, при которой учитель, может и упахивается, но что он сделает, если у него в классе 12 человек, а не 25.

 

Раиса Кассина: Все правильно. Поэтому, наряду с тем, что мы серьезно поменяли методику оплаты труда, мы еще и норматив разрабатываем на малокомплектные школы. Он должен быть другой. Нельзя сказать, что они сейчас только по количеству детей получают. На самом деле, у нас 200 с лишним школ получают дополнительные деньги сверх норматива, но раз они их все равно получают, надо завести в правила, не индивидуально каждому додавать, а чтобы норматив мог обеспечивать эти школы малокомплектные на большинство средств, которые требуются на нормальное функционирование.

 

Еще одна история про сельские и малые школы. Лет 5 назад разворачивалась большая дискуссия на тему их закрытия. Где начинается тот самый порог, после которого школа будет закрыта, расформирована, а какая-то соседняя школа будет укрупнена? Сейчас я все меньше и меньше вижу дискуссий на этот счет и не могу понять - почему? То ли все мелкие и малокомплектные уже позакрывали, то ли просто отложили эту идею в сторону.

 

 

Раиса Кассина: На самом деле, идея закрытия школ сейчас сводится к двум моментам. Слово «идея» сюда не подходит. Школы закрывают только в двух случаях. Первое - если школа не может функционировать из-за своего плачевного состояния, и в ней не только неприлично, но просто опасно детей учить, и ремонтировать ее просто нельзя. Вторая причина - детей мало, учителей нет, качества никакого, а рядом приличная школа. Второй случай - более частый. Мы просто показываем, что ради детей будет лучше проехать 5 – 7 километров в соседнюю школу, где ты получишь надлежащее образование. Тем более что мы поставляем автобус, у нас сейчас автобусов 500 штук. И, вы знаете, уже никого уговаривать не надо. Родители сами выбирают лучшую школу. Когда они сравнивают, где лучше, вопросы все кончаются. Более того, не мы руководим этим процессом. Это решение принимает школа, территория, поселение. Все хотят получать хорошее образование, это точно.

 

Депутаты готовятся дискутировать на тему программы развития системы образования Пермского края на 2013 – 2017 годы. Я правильно понимаю, что сейчас можно еще общественности поучаствовать в этой работе?

 

Раиса Кассина: Всех призываю к этому. Сначала к концепции, а потом будет долгий разговор о программе, обсуждение программы. Обращайтесь к нам, на сайте все вывешиваем, будем рады любому предложению с вашей стороны.


Обсуждение
3934
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.