Верхний баннер
07:16 | СРЕДА | 24 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.29 € 99.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:00, 16 июня 2013

Как проходят ЕГЭ в Пермском крае: результаты и нарушения

Теги: ЕГЭ

Сегодня мы обсуждаем одну из самых горячих тем последнего времени связанных с образованием, это сдача Единого государственного экзамена. Интересуют не столько цифры, сколько обстоятельства, тенденции, частные случаи. Хотелось бы с самого начала отметить важную тему. В этом году впервые в Пермском крае проведением ЕГЭ полностью занималось Министерство образования. Раньше все эти полномочия были у Инспекции по надзору за образованием. Получается, что вы такие новички в этом деле. Интересно послушать ваш взгляд на ситуацию.

Наталья Килина: Действительно, в июле прошлого года нам были переданы полномочия от Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края по проведению государственной итоговой аттестации. В этом году впервые Министерство образования и науки Российской Федерации проводили организационную работу и саму процедуру проведения государственной итоговой аттестации у учащихся 9-х классов и учащихся 11-х, 12-х классов, в том числе в форме ЕГЭ. Не буду лукавить и говорить, что все замечательно и просто, конечно это трудно. Все что делается в первый раз сопряжено с трудностями, однозначно. Мы начали готовиться заранее. Изучали нормативную базу. Определяли перечень вопросов, которые необходимо выполнить. Составляли алгоритм работы. Очень много консультировались.

Я так понимаю, одна из сложностей, с которой вы столкнулись -  человеческий фактор. Раньше вы работали только с цифрами, а теперь пришлось работать с родителями и детьми, которые за этими цифрами стоят.

Наталья Килина: Да, это пожалуй самое трудное сейчас в нашей работе. Одно дело когда мы получали готовые результаты о том, какой средний балл ЕГЭ в Пермском крае по каждому предмету или в целом по предметам, какой средний балл итоговой аттестации 9-х классов, потом уже анализировали эти цифры, принимали какие-то решения, встраивали эти цифры в проекты Министерства образования и науки. А сейчас мы посмотрели на процедуру с другой стороны: со стороны родителей, с которыми общаемся очень тесно, и со стороны выпускников, потому что бываем сами в пунктах, общаемся с педагогами. Именно эта сторона оказалась для нас самой трудной.

Что оказалось самым большим сюрпризом?

Наталья Килина: Немножко неожиданно было то, что огромное количество родителей и детей будут обращаться к нам на горячую линию министерства, в порядке живой очереди приходили и звонили.

Огромное количество -  это примерно сколько? Десятки, сотни?

Наталья Килина: Это сотни. Начали считать только тогда, когда вывесили баннер о горячей линии по вопросам проведения ЕГЭ и ГИА. Более 500 звонков поступило на конец февраля. После этого перестали считать, потому что телефон звонит практически не умолкая.

В каком режиме у вас работает горячая линия?

Наталья Килина: Если формально смотреть, она работает 2 дня в неделю по три часа. На самом деле мы отвечаем на вопросы родителей и выпускников в течение всего рабочего дня, с 9 до 6 часов каждый рабочий день.

С чем в основном связаны вопросы?

Наталья Килина: Вопросы разные. До первого марта, то есть до конца февраля вопросы возникали по выбору предметов по выбору. Вы все знаете, что выпускники сдают 2 обязательных предмета и предметы по выбору для поступления в ВУЗ. Согласно порядку проведения ЕГЭ, выпускник должен определиться с выбором этих предметов до 1 марта. И вот до 1 марта основная тематика звонков была связана с тем, что: а вот мы передумали, я не успел, я хотел выбрать, но почему-то растерялся, забыл, либо поменялась ориентировка ВУЗов, появилась возможность целевого набора на этот факультет. И для всего этого нужно было найти время, объяснить, пояснить, каждый случай рассматривался на заседаниях экзаменационной комиссии, потому что таковы требования.

Многим пошли на встречу?

Наталья Килина: Мы пошли навстречу практически всем детям, которые своевременно обратились с ходатайством в комиссию, рассмотрели все случаи, сочли их уважительными. Я даже не могу сказать, что мы кому-то отказали, потому что все равно попадают документы к нам уже выверенные. В основном это были военные ВУЗы, дети не смогли пройти медицинскую комиссию, это уважительная причина, им было отказано в поступлении, выпускнику нужно было ориентироваться срочно, выбирать другие предметы, чтобы выбрать другой ВУЗ.

Наталья Александровна, хочется немножечко обсудить тему перехода в ваши руки процедуры проведения единого госэкзамена. Вообще у нас в крае эта тема достаточно давно ведь существует. Мы сначала были экспериментальной площадкой, потом с 2008 г. это стало централизовано. Вы посмотрели свежим взглядом, у вас возникло ощущение, что ЕГЭ — это уже сложившаяся, устаканившаяся система или до сих пор это затянувшийся эксперимент, который каждый год приносит свои сюрпризы?

Наталья Килина: У нас ЕГЭ уже 10 лет в штатном режиме проводится. Об апробации какой-то говорить мы не можем. Это отлаженная работа, причем четко отлаженная работа людей, которые работают в пунктах приема экзаменов. Когда мы выезжали на экзамены мы увидели, что это уже профессионалы, люди которые работают уже не один год. Это наши педагоги, которые работают в школах, они работают в управлениях образования в наших муниципальных районах. И когда наступает горячая пора ЕГЭ, они становятся руководителями пунктов. Это люди, которые практически наизусть знают весь порядок проведения ЕГЭ. Они сталкивались с различными случаями, знают, как вести себя в той или иной ситуации, какие документы нужно заполнить. Они умеют работать с программным обеспечением, потому что у нас специальная региональная база участников. В этом случае мы были уверены в том, что у нас на местах, в плане организации, будет все хорошо.

На сколько активно у нас действует институт наблюдателей? Потому что я знаю, как и на выборах, так и на ЕГЭ могут присутствовать наблюдатели от общественности.

Наталья Килина: Они не только могут, они обязаны там присутствовать. За 2 недели до начала процедуры во всех территориях Пермского края были аккредитованы и люди получили удостоверения общественных наблюдателей. Во многих территориях это одни и те же люди, которые из года в год являются наблюдателями. Во многих территориях это вновь прибывшие люди, с ними вновь проводится обучение. Это человек, который моет присутствовать во время всей процедуры ЕГЭ в пункте, может присутствовать в аудитории и вне аудитории.

И при это он не должен быть педагогом.

Наталья Килина: Конечно, да. Он не должен быть из отрасли образования. Это абсолютно сторонний человек, сторонний наблюдатель. Он заполняет акт проверки в конце процедуры проведения ЕГЭ. И ни один пункт, в Пермском крае их 157 зарегистрировано, не остался без наблюдателя.

А кто эти люди? Что ими движет, когда они приходят наблюдать за корректностью процедуры?

Наталья Килина: Во-первых, это их собственное желание. В каждой территории создается банк независимых наблюдателей, он пополняется, кто-то придерживается мнения, что проще приглашать обученных уже людей и приглашают их с прошлого года, с позапрошлого года. Многие работают с вновь прибывшими людьми, обучают их. Мы со стороны министерства наоборот призываем увеличить число независимых наблюдателей. Чем больше будет присутствовать независимы наблюдателей, тем правильней мы сможем говорить, что соблюдался порядок, может быть строже, меньше было замечаний, потому что организаторы, руководители пунктов — это люди из образования, наши учителя, педагоги. Здесь же человек видит со стороны другим взглядом процедуру.

Раз уж мы об этом заговорили, то были ли нарушения в каких-то пунктах?

На сегодняшний день мы еще не говорим о том, что процедура закончена, потому что начались резервные дни основного периода. Впереди еще дополнительный период проведения ЕГЭ, который будет проходить в ВУЗах. Ну вот по результатам с 27 мая по 13 июня зафиксировано всего 11 нарушений по краю. В день проведения 1 обязательного экзамена 27 мая по русском языку у нас было зафиксировано 2 случая опубликования контрольно-измерительных материалов в сети интернет. Один из них не подтвердился. Один был подтвержден. Во всех территориях со всеми детьми проводилась работа о том, что контрольные снабжены специальной маркировкой, на них нанесены специальные знаки невидимые глазу. Во время опубликования любого фрагмента можно прочесть зашифрованный номер и в течение полутора- двух часов определить по номеру КИМа номер аудитории и конкретного участника ЕГЭ. Так произошло у нас в Чернушинском муниципальном районе. Выпускник прошлых лет опубликовал в сети Интернет фрагмент КИМа. Очень быстро мы получили сигнал из Москвы, из федерального центра тестирования, вычислили этого участника, и прямо в пункте он был удален из аудитории.

Он уже не первый раз сдавал ЕГЭ? 

Наталья Килина: У нас имеют права в основной период сдавать выпускники прошлых лет. Они могли получить аттестат, но в силу разных причин: не поступили в ВУЗ или ушел мальчик в армию, свидетельство теряет срок действия и для поступления в ВУЗ нужны свежие результаты, поэтому они заявляются в нашу базу и сдают.

И опять ему не повезло.

Наталья Килина: Выпускник был удален из аудитории, все акты были составлены, и решением государственной экзаменационной комиссии его результаты были аннулированы без права пересдачи в этом году. Что движет такими выпускниками? Трудно сказать. Когда мы ему задавали вопрос, он ответил просто: я хотел проверить, как работает ваша служба безопасности. Мы еще раз доказали всем, что служба безопасности работает отлично.

Хорошо. А еще 10 случаев с чем связаны?

Наталья Килина: Один случай — это опубликования в сети интернет. 7 случаев - это использование сотовых телефонов. Еще раз хочу уточнить, что проносить сотовый телефон, выключенный, не выключенный в пункт проведения экзаменов категорически запрещено, потому если у участника ЕГЭ зафиксировано наличие при себе телефона, составляется акт об удалении. Таких детей у нас было 7. На русском были 3 человека, из Перми, Березников и Лысьвенского района. 30 мая на информатике, биологии, истории 2 телефона из города Перми. На математике 1 случай из Березники. 10 июня на обществознании 1 случай из Перми. Все дети, которые были удалены из аудитории, у них всех будут аннулированы результаты по этому предмету без права пересдачи в этом году.

В принципе если предмет не обязателен, то теоретически человек может сдать еще какой-то другой предмет.

Наталья Килина: Уже нет. С предметами они должны были определиться до 1 марта. Сейчас они другой предмет выбрать не могут.

Тогда они получат аттестат.

Наталья Килина: Если это предмет по выбору. Если это русский и математика, то мы понимаем, что ребенок остается без аттестата. Ну и 4 случая - это так называемые шпаргалки, ответы скачанные из интернета, принесенные с собой, либо просто какие-то клочки бумаги с перечнем букв и цифр. Кто-то доставал пользовался и был замечен, у кого-то торчало из кармана. Все дети были удалены из аудитории и результаты у этих детей были аннулированы.

Есть ли какие-то случаи процедурных нарушений, которые связаны не с детьми, а с организующей стороной?

Наталья Килина: У нас в отношении должностных лиц: руководителей пункта, организаторов, организаторов в аудитории и вне аудитории и уполномоченный государственной экзаменационной комиссии, в отношении каждого из них может составляться протокол об административном правонарушении, если таковое замечено. Хочется напомнить о том, что у любого участника ЕГЭ есть право подать апелляцию прямо в пункте на нарушение процедуры. Если выпускник замечает, что организатор кому-то помогает или что-то передает, или ещё ведет себя каким-то образом, позволяющим другому участнику ЕГЭ усомниться, что процедура чиста, он вправе прямо в пункте подать апелляцию на процедуру.

Случались ли такие ситуации?

Наталья Килина: В этом году была одна апелляция. Это была апелляция не на должностных лиц,  а на то, что аудитория была плохо подготовлена к экзамену. Девочке, которая по автоматической рассадке получила место у окна, было очень жарко, очень душно, и она подала апелляцию, которую мы приняли, удовлетворили. И она будет переписывать в резервный день данный предмет.

Больше к должностным лицам никаких нареканий не было?

Наталья Килина: Нареканий не было.

Давайте тогда перейдем к цифрам. Цифры пока известны по 4 предметам.

Наталья Килина: По результатам хотелось бы отметить, что они пока являются предварительными, потому что один из обязательных предметов выпускники имеют права пересдать, если получают неудовлетворительный результат. Поэтому у нас немножечко изменятся результаты. Русский язык у нас писало около 13,5 тыс. выпускников школ. Сейчас говорю только про выпускников школ. В прошлом году 100-балльников было 45, в этом году 63. Их стало больше.

Это наводит на подозрение?

Наталья Килина: Это конечно радует, с одной стороны. С другой стороны, тревожит в том плане, что аномальное количество 100-бальников всегда вызывает вопросы. В принципе по русскому языку это объяснимо. С 2010 года у нас не менялись контрольно-измерительные материалы. Алгоритм КИМа и его структуры был известен всем и отработан педагогами, репетиторами. Дети когда готовились, примерную структуру КИМа отработали. В том плане все-таки три года не менялась структура КИМа, это позволило детям хорошо подготовиться. Можно с этой стороны объяснить. Рособрнадзор объяснил тем, что в Пермском крае высоко развита система общего образования, мощная система образования и большое количество статусных школ.

Это наш Рособрнадзор?

Наталья Килина: Нет, это федеральный. Это приятно конечно, но все равно мы тревожимся из-за такого количества 100-балльников.

Насколько я знаю, комиссия Рособрнадзора уже собирается перепроверять большое количество работ в регионах. В нашем регионе будут перепроверки?

Наталья Килина: Об этом пока у нас нет информации. Перепроверка может быть по любому предмету, у любого участника ЕГЭ. Но мы понимаем, что проверяют те субъекты, в которых аномально высокие результаты.

У нас аномально высокие результаты?

Наталья Килина: По 100 балльникам да. Мы понимаем, что может быть проверка федеральной экзаменационной комиссией. В первую очередь, конечно, рассматривают 100 балльные работы. Пока на сегодняшний день не было никаких подтверждений, что у нас это будет. Но у нас увеличилось и количество не сдавших русский язык. Если в прошлом году доля таких детей была 1,5%, то в этом году 1,7%.

А с чем это может быт связано?

Наталья Килина: Разные могут быть причины. Мы должны понимать, что у ребят, которые не сдали сейчас только русский язык, есть возможность переписать в резервный день. Но если выпускник не сдал оба предмета обязательных, то шанс у него будет только на следующий год. Мы видим увеличение процента не сдавших детей, но и средний балл в целом выше прошлогоднего на 2,8 балла и выше российского показателя. Еще раз повторяю, что все будет меняться после резервных дней.

Есть ли сейчас апелляции по результатам, по русскому языку в частности? 

Наталья Килина: Да апелляций много. Со дня официального опубликования результатов по каждому предмету у выпускников есть 2 рабочих дня, для того, чтобы подать апелляцию. Создана краевая конфликтная комиссия, которая рассматривает каждое заявление при участии выпускника либо без его участия. Не могу сейчас сказать сколько апелляций удовлетворено на сегодняшний день, пока такой информацией не располагаем, но в конце недели было около 150 апелляций по русскому языку, не согласие с выставленными баллами. Сколько будет удовлетворено, чуть позже будем готовы сказать.

По поводу какой части чаще всего возникают претензии? 

Наталья Килина: Апелляции подаются только на часть C. Первые две проверяет машина. Можно подать на ту часть, которую проверяет эксперт. Это эссе либо сочинение, в зависимости от предмета. Какая-то часть этих апелляций будет удовлетворена, какая-то оставлена без изменений.

Есть ли информация, что попадались ответы, где часть C дублируется.

Наталья Килина: У нас есть сигнал от председателя предметной комисии по обществознанию. Результатов обществознания еще нет, но эксперты, которые проверяли часть C, зафиксировали случаи часто дублирующихся ответов в части С. Каждая пятая работа была практически одинаково написана.

Кто у кого списывает выяснить невозможно.

Наталья Килина: Не понятно. Мы не можем аннулировать результаты, потому что не было зафиксировано нарушение во время самой процедуры. Мы не можем голословно утверждать, что ребенок списывал. Мы понимаем, что в целом по стране у нас прокатилась волна массового опубликования в сети Интернет ответов к КИМам, вполне возможно, что дети заучивали, многократно прочитывали тексты. Сейчас принимать решения мы не можем. Все работы допушены к проверке. Все они проверяются в соответствии с критериями.

Получается, что есть 3, 5, 10 абсолютно идентичных ответов.

Наталья Килина: Их больше.

Каждый из которых соответствуют критериям, но при этом они практически одинаковые. Как поступает экзаменационная комиссия в таких случаях. Есть ли у вас какие-то рычаги, для того, чтобы повлиять на ситуацию.

Наталья Килина: На данный момент нет. Если было зафиксировано нарушение участника ЕГЭ, тогда результат аннулируется, а если не было зафиксировано нарушение, работа проверяется в соответствии с критериями.

А так всем спасибо, все молодцы, получается.

Наталья Килина: Получается, что так. Завтра на заседании комиссии мы будем заслушивать председателя предметной комиссии по обществознанию. По крайней мере мы будем эту ситуацию обсуждать, возможно о ней мы будем докладывать в Москву в федеральный центр тестирования.

Угрозы, что результат будет аннулирован, на сегодняшний момент нет.

Наталья Килина: Думаю, что нет.

Давайте тогда еще по другим предметам пройдемся.

Наталья Килина: На сегодняшний день официально объявлены результаты по биологии, истории и информатике. Если посмотреть в сравнении с 2012 годом, мы видим, что по биологии так же, как и в прошлом году нет 100 балльных работ. Примерно то же самое количество детей выбрали этот экзамен - 1826 человек, чуть меньше чем в прошлом году. Средний балл по биологии остался на уровне прошлого года - 55,3 балла. Увеличилось число не сдавших предмет до 5%, в прошлом году - 3,4%.

Серьезное увеличение.

Наталья Килина: Чем объяснить, пока не знаем. Возможно, изменены КИМы, либо дети не ответственно отнеслись к выбору предмета, достаточно сложный предмет для написания ЕГЭ. По истории ситуация следующая. Сдавало примерно на 100 человек меньше чем в прошлом году. В прошлом году было 1750, в этом - 1696. 100 балльников увеличилось на 1, в прошлом году было 5, в этом 6.

Не сравнить, конечно, с результатами по русскому.

Наталья Килина: Такое увеличение прогнозируется всегда, оно не вызывает никаких вопросов. Также увеличилось число не сдавших предмет. В прошлом году 5%, в этом 6,4%. И средний балл чуть ниже чем в прошлом году на 0,5%. В этом году 56,7%. Информатику выбрали большое количество детей. В этом году 870 человек, 100 балльники увеличились примерно в 2 раза. В прошлом году – 7, в этом -13. Это очень радует нас. Здесь все объяснимо. Очень сложно написать информатику человеку, который не готовиться к предмету специально. Экзамен специфичный.

Шпаргалки не помогут, выучить наизусть тоже.

Наталья Килина: Здесь очень много выпускников целенаправленно готовилось к этому предмету. Радует, что написали хорошо. Чуть увеличилось число не сдавших предмет, 2,1% в прошлом году, 2,8% в этом году. Средний балл чуть выше прошлогоднего, 69,5 в этом году, в прошлом году 69,2 балла. Завтра будет официальный день опубликования второго обязательного предмета – математики. И сегодня ожидаем результаты по физике.

Я смотрю по всем предметам увеличилось число не сдавших ЕГЭ. Вы рассматриваете это как тревожный звоночек?

Наталья Килина: Здесь с разных сторон можно посмотреть. Уровень подготовки выпускников к ЕГЭ не достаточно высок. Можно анализировать с этой стороны, смотреть насколько дети подготовлены с сдаче выбранного предмета. Если у выпускника есть возможность пересдать один из обязательных, то предмет по выбору пересдать уже не может. Детям нужно понимать, что если данный предмет выбрал, он тебе нужен для поступления, нужно приложить все силы чтобы сдать его успешно, а то получает, что если ребенок не сдал выбравший предмет, не поступает в тот ВУЗ в который планировал.

А вообще, как распределяются приоритеты среди предметов по выбору? Какие наиболее популярны, какие наименее?

Наталья Килина: Несколько лет подряд в крае проводим статистику, выпускники приоритет отдают предметам естественно-научного цикла. Это такие предметы как физика, биология, информатика, география. Очень много сдают обществознание.

Это все-таки гуманитарные уже получается.

Наталья Килина: Во многие ВУЗы требуется для поступления обществознание. Дети его иногда выбирают как предмет на запас. Мы всегда проговариваем выпускникам, что когда вы определяетесь с выбором ВУЗа, вы должны понимать, что существует ряд объективных причин, по которым вы не сможете туда поступить. Это например, связано с военными ВУЗами, просто по медицинским показаниям для выпускника ВУЗ может быть закрыт. И поэтому до 1 марта мы предлагаем детям определяться примерно с двумя, тремя ВУЗами, и выбирать предметы на запас, чтобы в случае непредвиденной ситуации предметы были выбраны, и успели сдать. Сейчас говорить, что какой-то прошел перекос в сторону какого-то другого предмета, то это не замечено. Так же большое количество детей выбрали физику, обществознание, информатику, биологию, химию, то есть предметы естественно-научного цикла.

В принципе вы можете провести какие-то корреляции не только с ВУЗами, но и с ситуацией на рынке труда? Когда человек выбирает специализацию, он смотрит, куда он с этой специализацией пойдет.

Наталья Килина: Выбор предметов естественно-научного цикла может свидетельствовать о том, что больший спрос на технические специальности. Технические ВУЗы предлагают широкий спектр профессий. Возможно этим можно объяснить. Мы должны понимать, что не ограничивается выбор ВУЗов только края. Хотя мы за то, чтобы дети учились и оставались работать в Пермском крае. Но у ребенка есть право подачи документов в 5 разных ВУЗов, это ВУЗы Москвы и Питера, и Екатеринбурга. Выпускник простаивает, где в дальнейшем он хотел бы учиться и соответственно выбор предметов зависит от этого.

А вообще есть статистика, насколько возросла миграционная активность выпускников после массового всероссийского введения ЕГЭ?

Наталья Килина: На данный момент такая статистика в нашем отделе не ведется.  У нас есть отдел высшего профессионального образования, возможно, они отслеживают миграцию выпускников. Нам конечно важно, чтобы хорошие выпускники оставались у нас, учились в наших ВУЗах. 

У вас есть информация, на какие ВУЗы они прицеливаются? Насколько востребована идея учиться ближе к центру?

Наталья Килина: Ежегодно очень востребован классический университет, политехнический, военные ВУЗы. В этом году мы увидели на заседании комиссии, когда очень много детей поступало в военные ВУЗы по целевому набору, это Институт внутренних воск, ГУФСИН, еще ряд академий. Далее педагогический университет и филиалы в Березниках, Чайковском, Чусовом. Это те ВУЗы, которые каждый год собирают огромное количество абитуриентов для поступления.

А информация о студентах, которые хотят уехать за пределы края?

Наталья Килина: Мы не собираем такую информацию. Возможно, где-то ведется такая статистика. Мы понимаем, что выпускник вправе подать в 5 ВУЗов документы. Позднее определиться с выбором, это его право.

В принципе, в связи с тем, что происходит такая первая волна зачисления, потом идет корректировка по проходному баллу, на сколько я понимаю.

Наталья Килина: Да, сейчас после сдачи ЕГЭ выпускники получают на руки свидетельство, они определяются с выбором ВУЗа. Хотелось отметить следующее. В этом году дети должны понимать, что если они в какие-то годы, которые были ранее, могли досдать экзамен по выбору в дополнительный период проведения ЕГЭ, в июле, то в этом году такой возможности не будет. С чем сейчас придут в ВУЗ, с тем и будут поступать. У нас в дополнительный период в этом году выпускники текущего года не имеют права сдавать никакие экзамены. Это регламентировано федеральным порядком. Были некоторые случаи исключения из правил, когда разрешалось в ВУЗах до сдать какой-то предмет. В этом году такого не будет.

А в следующем году можно будет досдать какой-то предмет, имея на руках результаты всех остальных экзаменов?

Наталья Килина: Да, конечно, но только в июльский этап.

В этом году нельзя, а в следующем будет можно? А с чем это связано?

Наталья Килина: Да, потому что выпускник текущего года не может участвовать в дополнительный период, другие категории участников заявляются в дополнительный период. Это выпускники прошлых лет и выпускники учреждений НПО, СПО. Это для них создан дополнительный период, потому что они получают свои дипломы именно в июне. Для них июльский этап, дополнительный период, он начинается 8 июля и заканчивается 15 июля. 4 экзаменационных дня, когда дети могут сдать экзамены и получить свидетельство.

Мне бы хотелось вернуться к теме громких сливов, громких скандальных историй, которые в этом году звучат особенно громко, особенно скандально, вплоть до того, что на эту проблему обратили внимание первые лица государства, я по предыдущим годам такого не помню. Наши московские коллеги, обсуждая эту тему, пришли к выводу, что процедурно ничего не изменилось. Просто почему-то к этой теме стало повышено внимание общественности. По вашим ощущениям, есть ли какие перемены с прошлым годом в правонарушениях связанных с ЕГЭ?

Наталья Килина: Есть смотреть порядок, то он не изменился. Изменилась защита и безопасность контрольно-измерительных материалов.

Она ослабла что ли?

Наталья Килина: Она стала сильнее наоборот. Той маркировки, о которой я вам говорила ранее, позволяющая сразу же вычислить номер и участника в аудитории, который опубликовал, ранее не было. Была защита в виде штрих кодов, индивидуальных пакетов, специальной доставки КИМов, все это было. 

Источника утечки не возможно было определить раньше?

Наталья Килина: Да. Сейчас мы можем увидеть в интернете буквально за 1,5-2 часа опубликование. Дело то даже не в том, что порядок должен поменяться, может отношение людей к этому. Пермский край не был замечен в каких-то серьезных нарушениях, кроме случая опубликования КИМа по русскому языку. В случае других нарушений мы жестко наказали ребят. Мы понимаем, что они не получат аттестат, это очень серьезно. Понимаем и родителей, и детей.

Получается, что волна аннулирования результатов первый раз была в этом году.

Наталья Килина: Почему. И в прошлом году аннулировались результаты. За все нарушения, которые на процедуре проведения экзаменов, жестко наказываются. Мало того, что ученик удаляется с экзамена, его результат аннулируется, дальше комиссия решает, разрешить пересдачу в резервный день или нет. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Как вы считаете, так называемая проверка безопасности повлияет на количество правонарушений в следующем году?

Наталья Килина: Думаю, что да. Даже если посмотреть по нашей статистике нарушений, то в последний день экзамена 13 июня у нас не зафиксировано ни одно нарушения в крае. 10 июня, когда было обществознание и химия, был один случай. 6 июня по иностранным языкам - 1 случай. На край, в целом, если учесть, что 15,5 тысяч выпускников пишут экзамен, это достаточно небольшой процент. Но конечно хотелось, чтобы их не было совершенно.

При этом не очень понятны результаты возможных проверок по 100 балльникам.

Наталья Килина: Федеральная перепроверка возможна. Если таковая будет, мы должны понимать, что у некоторых 100 балльников результаты могут измениться.

На самом деле, можно ли говорить о существовании, если не в регионе, может быть по стране, теневого рынка результатов ЕГЭ?

Наталья Килина: Ну это наверно немножечко другие структуры должны заниматься, ни министерство образования, а правоохранительные структуры. Насколько этот теневой рынок продажи опубликования КИМов, мы видели, что на федеральном уровне, были заблокированы сообщества Вконтакте, которые публиковали результаты, ответы.  У нас на данный момент нет таких полномочий. Мы непосредственно, когда сталкиваемся с нарушением в пункте, на них реагируем, до этого момента вычислить в сети какие-то группы у нас нет полномочий. Здесь скорее всего что-то должно меняться с федерального уровня, какие-то наказания, мера защиты КИМа должна стать еще строже, должна стать другой.

У вас есть информация о дополнительных мерах безопасности, которые в следующем году будут предприняты?

Наталья Килина: Пока конкретных нет. Проговаривает и наш министр образования и науки Российской Федерации о том, что будут внесены изменения в порядок, какие конкретно изменения пока не говорится. Различные варианты рассматриваются, что, может быть, обязательные предметы будут сдаваться, а профильные только в ВУЗах, либо будет система видеонаблюдения в каждом пункте. Как будут изменения внесены, Пермский край будет их выполнять, потому что-то порядок единый. Проговаривается, как вариант, единое время начала экзамена. Понимая, что территория РФ большая, часовые пояса очень сильно отличаются, как получилось с Владивостоком в этом году, сделать разное начало проведения экзамена.

Разве содержательно не отличаются задания?

Наталья Килина: Возможно, но мы же видели, что утечка была по многим вариантам. Возможно они у нас не повторились, но как вариант рассматривается, что разное время будет проведения в каждом регионе или в каждом часовом поясе.

Чтобы они одновременно были?

Наталья Килина: Да. Рассматривается, что по итогам процедуры, будут внесены изменения на федеральном уровне.

Если говорить не только об информационной безопасности, а вообще ЕГЭ, как о механизме контроля качества образования, на протяжении всех этих лет, пока он у нас вводился и существует, идет критика со стороны экспертного, учительского сообщества и не утихает. Как по-вашему, представителя Министерства образования, насколько критично, что у нас сейчас вся система образования, особенно в старших классах, заточена под ЕГЭ? Готовятся ли какие-нибудь альтернативные модели этого контроля или как-то эта система изнутри будет развиваться для того, чтобы и подготовка к экзамену, и сама проверка качества были более эффективны?

Наталья Килина: Многие эксперты спорят, и уже не первый год ЕГЭ мы пишем, о том, все ли хорошо в этой процедуре, что нужно еще добавить. О том, что у нас разделяются взгляды на процедуру, это наоборот очень хорошо. Если бы ЕГЭ нравилось всем и родителям, и детям, и учителям, это было бы как-то тревожно. К этой процедуре все относятся по-разному. Она не совершенна, мы это понимаем. И каждый год мы видим какие-то моменты, части этой процедуры, которые западают и требуют доработки. Как получилось в этом году с тем же опубликованием контрольно-измерительных материалов. Где-то срабатывает человеческий фактор, потому что это люди в аудитории, это организаторы, руководители и поэтому отношение людей к этой процедуре разное и это правильно. Каждый относится так, как считает нужным. Мы понимаем, что на сегодняшний день, альтернативы ЕГЭ пока нет. Это единственная процедура независимой оценки знаний наших выпускников. А пока не придумана другая процедура, ЕГЭ будет оставаться. Возможно, она будет совершенствоваться, будет другой механизм.

Может быть, тут будут вопросы не столько на процедурном уровне, сколько на методическом. То есть вообще вопрос качества этих контрольно-измерительных материалов.

Наталья Килина: Возможно. Если рассматривать процедуру со всех сторон, здесь и технологическое обеспечение и содержательное в плане разработки КИМов и их наполняемости, и доставки этих материалов.

Сейчас у нас пока ОМОН и ФСБ не задействованы?

Наталья Килина: (смеется) А в некоторых странах такое есть.

А в каких странах?

Наталья Килина: Ну вот во Франции, например, привлекаются на процедуру военные силы. Доставка контрольно-измерительных материалов проводится таким образом. Процедура несовершенна и это признают все. Никто не говорит, что сейчас на данный момент она такая и она уникальна. Для того мы и работаем, чтобы делать эту процедуру более правильной из года в год. Мы смотрим, какие моменты не получаются, какие западают, и над этим работаем.

Как вы вообще открыты для общественности, для каких-то предложений извне и как можно с вами коммуницировать по этому поводу?

Наталья Килина: Мы порядок сами не разрабатываем, порядок разрабатывается на федеральном уровне, мы можем только транслировать их волю и мнения. Ну готовы со всеми сотрудничать, выслушать, пояснить. 

 

 


Обсуждение
3229
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.