Верхний баннер
21:17 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 03 мая 2014

"Требуется чиновник исполнительный, лояльный, неконфликтный", - Олег Лейбович, профессор, доктор исторических наук

- Поводом для нашей встречи послужили следующие события: на должности сити-менеджера уже понано три заявки – От Дмитрия Самойлова, Андрея Агишева и Александра Бесфамильного. Согласно конкурсной процедуре, они должны представить конкурсной комиссии эссе, в котором изложат свое представление о том, какой должна быть комфортная городская среда. Повод интересный, поскольку сразу поднимается несколько вопросов, как практических, так и теоретических. На них сегодня ответит Олег Леонидович. Давайте начнем.

Три кандидатуры. Кто они такие? Есть ли между ними разница? Представляют ли онни разные политические направления, стили и т.п.?

- Коллеги, а причем здесь политика. И события еще нет. Событие будет, когда их избирать начнут.

- Уже начали.

- Пока только зарегистрировали и сказали – пишите бумагу. Кстати, почему эта бумага называется эссе, я понять не могу. Вроде, это не студенческий семинар.

- Возможно, мы неточно употребляем это слово, но  в СМИ прозвучало «эссе». Не будем придираться к словам.

- Все эти три человека принадлежат к одному кругу. И по возрасту они близки – прилично за 40. Образование высшее, советское. Это выпускники 80-х годов, пришедшие во власть в начале – середине 90-х. За плечами у каждого достаточный опыт.  Бесфамильный был вице-мером во времена Трутнева. Был депутатом, председателем думы.

Андрей Агишев – бывший депутат законодательного собрания. Не помню какой срок он отбыл. Амнистия не позволила ему другие сроки отбыть.

Дмитрий Самойлов был губернатором при Игумнове, после чего занимался бизнесом. У всех троих есть опыт хозяйственного управления, корпоративного управления, есть опыт работы в бизнесе.

Выбор будет делаться из трех человек, принадлежащих к одной лиге.

- Означает ли это, что развернется конкурентная борьба?

- Нет, не означает. Отличие т футбольного чемпионата в том, что результат мы уже знаем. Победителя можно поздравлять сегодня.

- При этом мы знаем, что если Самойлов не вступал в конфронтацию с властью, то Агишев известен острыми заявлениями в адрес Олега Чиркунова и в адрес нынешней власти.

 

- Я думаю, мы тут несколько спрямляем ситуацию. В опыте участия в разных административных и властных инстанциях у всех трех бывали конфликты с шефами, с какими-то политическими лицами и учреждениями. Одно дело – часть этих конфликтов становилась публичной. Андрей Агишев, кстати, умеет быть публичным. Для сити-менеджера это совершенно не обязательно. Все остальные тоже вступали в конфликты, но об этом гораздо меньше писалось и говорилось.

- Можно сказать, что это были «внутрисемейные» конфликты, внутрикорпоративные? Люди давно друг друга знают, связаны общим комсомольским прошлым.  Есть у нних общее комсомольское прошлое?

- Нет. Кто-то из них был в комсомоле, кто-то пропустил этот этап.

- Эти «внутрисемейные конфликты не носили принципиальный характер?

- Внутри семьи конфликты бывают самими жесткими, самыми безальтернативными и бескомпромиссными. Это не про мягкость конфликта.

- Я имею в виду повод. Один предлагает один стиль управления, другой – другой стиль.

- Они все сити-менеджерами не были и мэрами не были, поэтому говорить о такого рода конфликте или противоречии еще рано. Вот почитаем что они напишут, посмотрим – есть принципиальные расхождения или нет.

- Расхождения будут, мне кажется, больше стилистического характера. Хотя, сейчас эссе заказывают в разных конторах, так что, может и в стилистике не будет отличий.

- Над этим всегда работает команда и стилистически оформить бумагу – это особая задача. Сити-менеджер и человек, который хорошо пишет бумаги – это разные люди. У них задачи разные.

- Можно ли и нашим думцам, которые часто резко высказывались по поводу Маховикова, и пермякам ждать от этих людей разных стратегий поведения? Или особого значения не имеет кто из них займет этот пост?

- Не знаю. Мы предваряем события. Вдруг мы прочтем три текста и увидим три разные стратегии. Я примерно представляю, о чем раньше писал Андрей Агишев. Он человек пишущий. Он объяснял как надо наводить порядок у городе, года три назад - суровые наказания за разбитые стекла, жесткие репрессии в отношении тех, кто город не любит. "Правда, город не любит" - это слова Самойлова. Вообще идея "побуждать" к доброму отношению тех, кто город не любит - это идея Дмитрия Самойлова тоже. Так что, общие точки соприкосновения будут. Идея правильная - давайте делить ответственность горожан и муниципальной власти. У города есть реальные проблемы. Есть проблемы, спровоцированные региональной властью.

- Например?

- Место для зоопарка. Это вообще не тема для дискуссий. Это темя для обсуждения специалистами. Сделав это публичной темой для дискуссии, есго сделали дурным наследием для любого нового сити-менеджера. Решение будут принимать краевые власти, а нести ответственность за решение будут власти муниципальные. Ответственность перед горожанами, которые очень плохо разбираются в этих оттенках.

- По-моему, краевые власти все сделали для того, чтобы эти уровни не разделялись. Дело даже не в нынешнем губернаторе. Это традиция.

- Это не совсем традиция. Было время, когда Юрий Трутнев был оппозиционным политиком и тогда было четко сказано: область - областью, а городское - городу. Юрий Трутнев внимательно наблюдал, чтобы краевые власти в городские дела не вмешивались. Когда он стал губернатором, он изменил ситуация на 180 градусов. Чиркунов ее тоже поддержал.

- Оп правильно понимал, что такая позиция городского главы - это прямая заявка на дальнейшее продвижение во власть. В Перми огромное количество избирателей.

- Коллеги, тут ведь еще одно обстоятельство - время. Это были старые добры времена. сейчас многое изменилось. Сейчас федеральное законодательство очень жестко распределяет муниципальные и краевые статьи бюджета. Я сейчас точно не могу сказать, сити-менеджер вообще каким-то своим кошельком располагает или ему каждый раз нужно к губернатору бегать? По-моему, о самостоятельной политике муниципалитетов сейчас вообще речи нет.

- Я не про политику. Сити-менеджер - он не политик.

- Я про хозяйственную политику. Вот, например, строить дорогу или не строить.

- Дорога - это чаще федеральная задачка.

- Внутри города...

- Это внутригородская. Вопрос в том, какие городские проблемы каждый из них видит первоочередными.

- Давайте перейдем к этой теме. Вот им велено написать некий текст о комфортной городской среде. Что бы вы посоветовали им писать?

- Избави Бог выступать в роли советника.

- Неблагодарная роль?

- Ненужная.

- Почему?

- Сейчас не время советников.

- Вы хотите намекнуть...

- Я прямо говорю.

- ...прямо говорите, что эти люди сами прекрасно знаю что они могут, хотят и должны делать, поэтому любые советы будут лишними.

- Именно так.

- Тогда скажите, чего они хотят?

- Как всегда - чтобы все было хорошо, чтобы все плохое ушло. Это единый, общий принцип. Чтобы был благоустроенный город.

- А что такое "благоустроенный город"?

- Об этом лучше их спросить, вообще-то.

- А с точки зрения, скажем так, горожан, городского сообщества?

- А вот нет у нас единого городского сообщества. Есть масса сообществ. Если у человека дети школьного возраста - он хочет улучшить ситуацию со школами. Если нет детей школьного возраста, ему это не интересно. Если человек перемещается на общественном транспорте, ему важна транспортная сеть, автобусы и прочее. Если он ездит не собственном автомобиле, ему хочется, чтобы автобусов не было вообще - чтобы не мешали проезду. Расхождение взглядов, оценок и суждений - главная характеристика пермского городского сообщества и не только пермского. Поэтому любой проект любого кандидата, каким бы хорошим он ни был, встретит поддержку только у одной определенной группы. У части вызовет недоумения, а у кого-то резкое отторжение. Поэтому говорить общих проблемах города Перми очень трудно.

- Из ваших слов можно сделать два вывода. Первый - текст должен содержать "всем сестрам по серьгам", где всем все обещается.

- У нас сити-менеджера не избирает 300 тысяч или 500 тысяч избирателей.

- За него будет голосовать городская дума.

- В конце концов, экспертная комиссия скажет с кем гордума должна соперничать либо сотрудничать. У нас двустепенная система.

- Почему у нас не складывается городска комфортная среда? Почему большинство жителей не считает Пермь удобным городом? В чем проблема?

- В СМИ, которые уже лет 20 объясняют, что Пермь некомфортны город. Мы к этому привыкли. Боюсь, что часть проблем городской среды носит искусственный характер. Куда масс-медиа смотрят и говорят, что это плохо, то для публики через некоторое время становится плохо.

- Например. Нельзя же сказать, что дороги - это проблема, созданная исключительно СМИ?

- Нет, конечно. Дороги реально плохи.

- Эту проблему ведь не решить на муниципальном уровне.

- Почему не решить? Если речь идет о городских дорогах - вполне реально. Дело в деньгах, подрядчика и т.д.

- И приоритеты при выборе подрядчиков.

- Да.

- Какие вы видите главные городские проблемы?

- Город грязный. Грязный по трем причинам. Первая в том, что сами сорим, второе - сорят учреждения, третье - специальные службы забывают вывозить мусор. Заставить нас перестать сорить не под силу сити-менеджеру.

- Почему?

- Изменить бытовое, повседневное поведение людей - это задача длительная.

- Но начинать-то можно.

- Со средней школы.

- Начнем с того, что МВД и ГУВД сити-менеджеру не подчиняются. Они даже губернатору не совсем подчиняются.

- Совсем не подчиняются.

- Но есть разного рода надзорные органы, которые могут штрафовать учреждения за мусор. Они же тоже принимают активное участие в замусоривании. Потом, я соглашусь, надо с школы начинать, пропаганду вести. Субботники проводить.

- Субботники - последнее дело. Сначала накидаем, потом прибираем.

- Всех тех, кто кидает мусор, людей нашего и более старшего поколения, всех их в школе учили хорошо себя вести. Не помогло.

- Плохо, значит, учили. Три фактора. Сити-менеджер может реально воздействовать на второй фактор - заставить учреждения прибирать за собой и косвенно на управляющие компании. Даже если он будет только этим заниматься, КПД будет недостаточно велик и результата мы не увилим.

Еще одна реальная проблема - это система здравоохранения. Помещения, квалификация, профилактика. Следующая проблема - городская безопасность. Несмотря на все меры ограничительного характера - продажа спиртного и т.д. - это сильно безопасность не повлияло. Что тут может сделать сити-менеджер? Дополнительной ужесточить запреты?

Большая проблема в том, как они буду себе выбирать ключевые задачи. Каким способом.

(Перерыв)

 - Вы сказали, что большинство городских проблем искусственно раздуты СМИ. Говорит ли это о том, что PR плохой у горадминистрации?

- Причем здесь PR. Речь о другом. Откуда горадминистрация узнает, что есть социальные какие-то проблемы? Есть два варианта. Первый - существует некое сообщество экспертов, пользующееся своими методами. Они что-то исследуют и сообщают о результатах. Тяжелый вариант. Второй вариант - новости читать. Вот наши городские власти уже лет 20 идут по второму простому пути. Что газетчики писали - это и есть реальность. В этом и проблемы. Сейчас к этому добавились блогеры. Вот власти и полаают, что все городские проблемы здесь обозначены. Задача - выбрать главные. А главные те, что чаще упоминаются. Вот их и будем решать. Например, главная проблема - где будет зоопарк. Будем ее решать. Завтра масс-медиа предложат что-нибудь другое и неторопливая городская власть будет медленно, лениво эту задачку решать. Действительно это важно для города или нет - дело третье.

Город живет своей жизнью - трудной, некрасивой, горадминистрация живет своей жизнью.

- Может быть, газетчики оказывают добрую услугу администрации. Вместо того, чтобы решать реальные проблемы, им предлагается решать веселые, интересные проблемы. Ломать копья вокруг переноса зоопарка легче, чем решать серьезные проблемы с дорогами, мусором и т.д.

- Есть т.н. эффект заражения. Медийная культура вдруг становится управленческой культурой. В медиа все ярко, энергично и горадминистрация становится яркой, энергичной. Там проект - здесь проект. Вместо переноса зоопарка будет борьба проектов переноса зоопарка. Какой-нибудь проект победит. У нас по художественной галерее уже сколько проектов побеждало, а воз и ныне там. В итоге, картины уплывут в столицу нашей родины. Это тоже будет новостью.

Перекличка культур - то, что для массмедиа нужно - что-то сочное, яркое, оно становится средством для местных властей.

- Я просил студентов подобрать мне пресс-релизы, которые рассылает горадминистрация по СМИ. Меня потрясла серость и скука. То, что они восприняли манеру подачи от СМИ - это хорошо.

- Не подача важна, а тематика и способ решения проблем.

- А может ли городская власть преодолеть этот информационный заслон СМИ? Каким образом она может начать интересоваться жизнью общества?

- Проблема обратной связи для муниципальной власти - одна из самых главных. Просто убирать СМИ тоже бессмысленно. Но есть второй путь  существуют отработанные техники поиска социальных проблем. Есть специализированные работники, обладающие определенными компетентностями.

- Что это за работники?

- Социологи, экологи...

- Они ведь страшные люди. Они городским властям, конечно, дадут советы...

- Не советы, круг проблем, которые они осознают, считают важными.

- Те самым зажмут власть в угол, заставят решать. По крайней мере чувство психологического дискомфорта возникнет.

- То, что страшные люди - это совершенно точно.

- Они еще и сумасшедшие немножко.

- Как и все профессионалы. Да, когда перед глазами лежит аргументированные текст, где указаны реальные первоочередные проблемы...

- Почему не обращаются к экспертам?

- Во-первых, чтобы свободу рук иметь.

- СМИ тоже зачастую подкидывают реальные проблемы. Помю, когда Чиркунов был губернатором, в его блоге была запись о том, что на каком-то перекрестке пахнет канализацией. Чиркунов отвечает: хорошо, разберусь, и смайлик ставит.

Хорошо, в конце концов, СМИ информируют о том, что город плохой, город грязный, такой-сякой. Я уже не говорю о блогах. Городским властям такие сообщения не нужны. - Я не думаю, что городские власти такие плохие и ничего не хотят делать. Что нужно, чтобы они через информационный барьер СМИ научились заглядывать в глаза простому горожанину?

- У нас же странные муниципальные власти. Они несут ответственность перед губернскими властями, федеральными и очень опосредованно, косвенно перед тем самым населением, чьи задачи они должны решать. а раз они не несут ответственности перед населением, так стоит ли обращать внимание на информационный шум. А есть еще рутина управления, есть планы, проекты...

- Не хватает времени посидеть, подумать о чем-то глобальном?

- Это ведь нормальная, человеческая и бюрократическая модель поведения. Нужно создать огромный объем работы при том, что реальной работы должно быть как можно меньше. Поэтому, гораздо легче разворачивать бурную деятельность с отчетами, показателями, регламентами. Это комфортно. Рассылаешь вопросы, строго требуешь ответы. Конфликтов избегаешь. Сражаться с управляющими компаниями - это очень сложно.

- На самом деле, не сражаться, а управлять вправляющими компаниями. Проблема муниципальной власти, кроме того, что она безответственна - в том что им приъодится управлять частными корпорациями. Кого-то брать на подряд, с кем-то договариваться, соглашаться. Не умеют. А дать распоряжение УК можно. Только те исполнять его не будут. Дать распоряжение Новогору можно, но тоже выполнять не будет. Создать условия, при которых в Пермь приходят только те УК, которые в состоянии поддерживать качество городской среды - это другое. Этого не умеют и не хотят учиться. То же самое с дорожным ремонтом. Я убираю коррупционный фактор. Мне так проще. Будем считать, что они честные люди, но некомпетентные.

- Вы правильно убрали коррупционный фактор. Если бы его не было, все было бы точно так же.

- Таким образом, ситуация патовая. Власти живут в своем мирке, город - в своем. А может проблема в том, что в городе нет по-настоящему амбициозного человека? Читаешь историю... Модерах - создал для Перми то-то... и так далее.Прошло 200 лет, а имя осталось. Сейчас ни у кого не появляется амбициозный план вписать свое имя в историю города? При той схеме, которую вы нарисовали, город действительно живет своей жизнью, а власти своей. Амбиций не хватает? Может нам выбрать из трех кандидатур самого амбициозного, чтобы воз сдвинулся?

- А есть ли таковые среди них?

- В 80-е и нулевые годы наше сообщество не рождало таких людей. Требуется чиновник исполнительный, лояльный, неконфликтный. Амбициозный человек, как правило, конфликтный, амбициозный. У меня есть подозрение, что люди такого склада просто сами не идут во властные структуры. Среди наших трех кандидатов людей нечестолюбивых, конечно, нет. Когда они прорывались наверх, социальных лифтов не было, а вот крутые ступеньки были, и они по этим ступенькам пробежали. Правда, потом остановились, а некоторые и спустились. Развили они после этого в себе другие свойства. Их амбиции стал скромнее.

- По кр. мере у одного из претендентов уровень амбициозности выше, на некоторые конфликты он не боится идти.

- Ты про Агишева?

- Мн...мн... Каком предмет этих амбиций? Войти в историю, войти в учебники? Или амбиции "вот я вас всех нагну сейчас всех"?   

- На самом деле, это одно и то же.

- Нет. там деяния нужны. Мосты строить, церкви. У Чиркунова такие амбиции были.

-  Но строил он проекты. Бумажные воздушные замки. В учебник не войдет, но легенда останется.

Конечно Андрей Агишев готов иди на конфликт, готов предложить идеи. Хотелось бы их почитать и посмотреть тему конфликта. В чем его природа? Вернуться в политический класс, откуда его старательно спускали в класс другой - неавторитетного предпринимателя?

- Тогда это будет очень скромное, выверенное, гладкое эссе - "ребята, я свой, не надо меня пугаться". Или другой вариант...

- Какой?

- Либо он устроит демонстрацию своих амбиций, сделает громкое заявление.

- Демонстрируют амбиции все трое.

- Разные амбиции - либо добиться признания в политическом классе, либо сыграть в "царь горы" и войти в историю.

- По проектам никто в учебники не входят. Эти трое должны создать или подписаться под неким проектом. Причем, содержание проекта одинаково у всех: я буду чистить город, а дальше описание - как. И как вы можете все это проверить. Если тексты будут составлены по этому шаблону, это уже хорошо.

- Будут предложены критерии проверки.

- Не только критерии. С чего начнут, что будут использовать. Не в абстрактном виде, а вполне конкретном. И чем завершу и к какому сроку. Если это будет, можно будет посмотреть кто амбициозен, а кто не очень.

- Тогда глядишь, и появится шанс у самого амбициозного проекта преодолеть какие-то корпоративные там...

- Нет. Будет шанс остаться в средствах массовой информации. Это чемпионат, где победитель назначен заранее.

- Получается, нашим претендентам лучше всего продемонстрировать депутатам гордумы лояльность, а большие заявления сделать потом?

- Почему лояльность? Компетентность. Продемонстрировать умения, компетентность, знания.

- Когда появятся эссе, готовы снова встретиться и их обсудить?

- Если не будут слишком скучными.


Обсуждение
1735
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.