Верхний баннер
19:41 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.37 € 99.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 07 июня 2014

"Когда я прошу объяснить мне что такое "традиционная русская маскулинность", они не могут сказать", - Алексей Горшков

- Кроме прочего, Алексей - сотрудник центра гендерных исследований при классическом университете. Повод для нашей беседы более, чем актуальный. На днях, в прямом эфире "Эха Перми" один из корреспондентов бросил такую фразу "сейчас в Перми идет месячник сити-менеджеров". Мне она очень понравилась. Повод простой: мы видим десяток кандидатов на пост сити-менеджера. Все они мужчины. Женщинам никто не запрещал туда выдвигаться, но у нас на этот высокий пост претендуют одни мужчины. Презентуют они себя по-разному. Один то с лопатой, то с кирпичом. Другие развешивают баннеры по городу... Давайте поговорим об образе мужчины. Что это такое в современном городе? Что такое маскулинность?

 

-  Трактовок много. В русском контексте маскулинность всегда сопоставляется с мужественностью, мужчинностью - набор качеств, свойственных мужчине. Есть классические определения. например, Сандры Бем, известного гендеролога. Она говорила, что маскулинность - это социальное нечто, что не дается нам от рождения, но то, что общество нам навязывает в процессе воспитания, социализации. Маскулинность означает иметь набор мужских качеств - сила, агрессия, защита, зарабатывание денег. У нас все сводится к исключительно биологическому. Априори, если ты родился мальчиком, тебе должна быть присуща маскулинность. Поэтому у нас есть некоторые диспропорции в теории и на практике. Особенно если в городском пространстве или российском пространстве. Поэтому, я бы определил маскулинность как некую социальную систему ролей, которую общество предписывает мужчинам.

 

- Можно ли из этого сделать вывод о том, что существует несколько систем ролей в нашем обществе, которые могут быть распределены среди мужчин? Одни играют в одно, другие - в другое. Или существует некий общий цельный образ мужчины, а все остальные ближе или дальше от этого образа?

 

- Де-юре единый образ мужественности государство пытается создавать, но де-факто его нет и не будет. Глобализация, мода - она меняет классические представления о мужественности. Если мы обратимся к упомянутым кандидатам. Я их проанализировал с точки зрения этого концепта и получилось очень интересно. Исконной мужественности, которая подразумевает мужчину как патриархального хозяйственника, там единицы. например, Папков, который демонстрирует образ маскулинности, который несет в себе хозяйственные черты. Если взять Андрея Агишева, это уже такая лощеная метросексуальная маскулинность. Это уже, в нашем российском дискурсе, не маскулинность.

На протяжении последнего года-двух у нас возвращается старая-новая маскулинность - казаческая. Настоящий казак, брутальный, с бородой, с хоругвями, православный и т.д. Это навязывается государством. Но по факту, даже если мы идем по Перми, видим ли мы такие образы? Нет.

 

- В основном приталенные пиджачки.

 

- Узенькие брючки. Все это презентуется как хипстерство. Мне смешно. В университете я такое вижу и они позиционируют себя как хипстеры, которые вольны в стиле, в моде, в мыслях, не привязаны к конформизму, общественному мнению - сами по себе. Но, по сути своей, феномен хипстерства у нас конце 2000-х годов - это не что иное, как конформизм. Изначально хипстерство - это афроамериканская культура двадцатых годов XX века, которая строилась на противостоянии белым. Они подчеркивали свою маскулинность, этническую принадлежность, сексуальность. Была сегрегация. То, что сейчас называют хипстерством - это типичное подражание модным тенденциям. И это типичная маскулинность, которую не принимает казачья маскулинность.

 

- Определенное противоречие в ваших словах я уже увидел. С одной стороны, вы говорите, что утонченный интеллектуал Андрей Агишев - это не маскулинность. Все-таки, маскулинностей несколько или одна?

 

- Безусловно их несколько. Мы не можем выделить генеральную. Государство пытается, но в обществе она никак не устанавливается.

 

- А что маскулинного в этом псевдо-хипстерском образе?

 

- Только одно - самопозиционирование. Как они себя ощущают. Если он ощущает себя как мужчина - хипстер, мы не можем отрицать его маскулинность.

 

- Аристократия XVIII века - в кружевах, в чулочках, с макияжем, но при этом - полкокодцы, задиры, дуэлянты. Да и придушить императора пороху хватало неоднократно. Мужская мода может быть самой разнообразной.

 

- Это прочтение новой маскулинности в ущерб той, которая была на протяжении долгого периода, например, имперского или патриархального - в Западной Европе, они пытаются сейчас дифференциировать. Они могут исходить из стиля, из образа мыслей и т.д. Поэтому, конечно, если мы говорим об Андрее Агишеве, мы не можем отрицать его маскулинность. Он же не позициионирует себя как андрогин. Вот хипстерство, с точки зрения классической маскулинности - это нечто извращенное, перверсивное, немужское. Здесь нам очень хорошую ремарку дает Майкл Киммел. Он исследует современную маскулинность в Британии. Он говорит, что общество у нас сейчас полностью демаскулинизируется и мужчины пытаются доказать друг другу свою маскулинность. Вот кому они это доказывают? Как мы можем проверить мужественность?

 

- Я полагаю, что мы доказываем это другим мужчинам.

 

- Другим мужчинам. Он это называет "гомосоциальный спектакль".

 

 - Довольно традиционная процедура - меряться всем, чем можно. Вспомним советскую армию - все эти дембельские навороты - вставочки в погоны, приталенные пиджачки, ушитые брючки. Это констатация статуса, который тоже соединяется с маскулинностью.

 

- А была ли маскулинность в советском обществе?

 

- Абсолютно точно была, особенно в советской армии. Но, при всем том, это абсолютно альфа - самцы, которые "держат" казарму, могут "накатить" "духу". И попробуй сказать, что это не по-мужски.

 

- Вопрос в том, насколько естественна эта маскулинность. Это же закрытый институт. Там все равно культивируются определенные нормы. А в советском обществе все равно была попытка от маскулинности и феминности. Было понятие "товарищ". Не было западной, капиталистической маскулинности и феминности. Все должны были играть одну роль - "человек".

 

(перерыв)

 

- Мы определили два типа маскулинности среди кандидатов на пост сити-менеджера. среди других кандидатов другие типы встречаются?

 

- Встречаются. Очень любопытный персонаж - Алексей Луканин. Я бы это назвал лощеная маскулинность. Это у меня ассоциируется с некой скользкостью. Если посмотреть его интервью, он всегда маневрирует, уходя от ответов. Внешне, с одной стороны - это некая псевдоинтеллектуальность, с другой некий лоск. Когда он возглавлял Партию пенсионеров, его образ как-то не коррелировал с теми, кто в этой партии находится. Поэтому я такую маскулинность называю лощеной, щеголеватой. Некая искуственность есть. Если у Агишева она гармонична, то у Луканина это очень искуственно.

Очень интересный образ у Самойлова. Он не читается вообще, с точки зрения норм гендерологии. Я долго смотрел и пришлось признать, что это какая-то скрытая интравертивная маскулинность. Она не демонстрируемая, хотя он снимается с кирпичами и т.д. В его разговоре, в диалогах не читается вот тот привычный, по "линзам" Сандры Бем гендеры. Это такая местечковая, интравертивная, скрытая ото всех маскулинность. Пограничная. Говорит вкрадчиво, не стучит ботинком, нет агрессии. Поэтому, он для меня темная лошадка.

 

- Это он заявил, что будущий сити-менеджер должен быть, кроме прочего, традиционным?

 

- Да. Это очень интересно, потому что традиционной маскулинностью обладает, кроме Папкова, Бесфамильный.

 

- Четыре типа у нас уже есть. Теперь Бесфамильный - пятый тип.

 

- Да. А его назвал "плутократическая маскулинность". Олигархическая. Он родом из 90-х, из тех малиновых пиджаков, которые символизировали иллюзорную маскулинность. Криминальные группы... Это тип. Напоминание о том, что есть местечковые криминальные группы - вышибалы, рекетиры. Иаче сказать - пацанская маскулинность. Боевая, агрессивная, но агрессивная инфантильна. Она очень внушаема, нагнетаема.

Что такое традиционная маскулинность?

Недавно пермское сообщество бунтовало. На Евровидении победила Кончита Вюрст. на сцене это ОНА, вне сцены - ОН. Но как всколыхнулась пермская общественность в соцсетях! "Европа загнивает", "Европа полностью ушла от традиционной маскулинности". Студенты у меня возмущались, говорили, что это откат от традиционности. Хотя что такое традиционность - вопрос.

 

- Возможно в их устах это - отказ от естественности, от правильности.

 

- А что тогда такое "правильное" и "естественное".

 

- Коллеги, есть еще такой момент - громкие вопли гомофобского характера призваны заглушить внутренний голос, который подсказывает тебе, что ты тоже из "этих".

 

- Конечно. Интернализованная гомофобия.

 

- Это говорит о том, что пермское сообщество не совсем маскулинизировано.

 

- Это парадокс. Было много призывов сохранить традиционную русскую маскулинность. Когда я прошу объяснить мне что такое традиционная русская маскулинность, они не могут сказать. Они нагнетают волну против Европы, но сами не едут отдыхать в русское село Кукуево, а едут в нетрадиционную Европу, которая для них неестественна.

 

- Ну правильно! Если ты приедешь в маскулинное село Кукуево, то там тебе эти маскулинные типы, глядишь, еще и накатят. (смеются) Причем, даже если и не накатят, тебе придется взять в руки лопату и копать огород - демонстрировать мужскую модель поведения. Колоть дрова, принимать решения, ходить на медведя и не рыбалку.

 

- Вот тут политика двойных стандартов. С одной стороны, все отрицаем, говорим, что мы традиционны, но потребляем европейские ценности.

 

- Эта типология наших кандидатов может ли как-то повлиять на реальные поведенческие особенности человека в ранге сити-менеджера?

 

- Сложный вопрос. Стратегия, которая ими конструируется, направлена на привлечение электората. Но я не уверен, что будучи сити-менеджерами они будут применять эти маркеры.

 

- Эти образы ненастоящие?

 

- Думаю, что нет. Но наиболее естественным мне кажется Игорь Папков.

 

- Какой из этих типов, безотносительно к конкретным людям, больше подходит на роль сити-менеджера?

 

- Риторический вопрос. Номенклатурный тип. Хозяйственник, который будет спокойно действовать. 

 

- Можем ли мы сказать, что какие-то муниципальные институты власти заставляют мужчин усваивать тот или иной образ маскулинности.

- Они и женщин заставляют.

 

- Однако, исполнительный аппарат, в основном, женский.

 

- Вот сам по себе институт, со сложившимися ритуалами, языком, символами.

 

- Он заставляет человека в эти рамки втискиваться, как прокрустово ложе, но не изменяет внутренне. Внешне, атрибутивно, мы живем по этим формальным и неформальным правилам.

 

- Но тогда алкоголизм должен быть очень распространен среди этих людей.

 

- А кто сказал, что он не распространен?

 

- Несколько лет назад вышла книжка "Эрос в жизни бюрократии". Там анализируются страхи, фобии чиновников. Знаете, алкоголиков хватает. Садомазохозма более, чем...

 

(перерыв)

 

-   Кандидаты в сити-менеджеры не исчерпывают все типажи маскулинности. акие у нас в обществе еще есть типажи? Какие доминируют, какие встречаются реже? Что происходит с Пермской маскулинностью.

 

- Недавно мы занялись исследованиями пермской эволюции этого явления.

 

- Какие источники вы используете?

 

- Социологические опросы, наблюдения. Исследования маскулинности ведутся на протяжении 30 лет. Их вели британские исследователи. Мы используем их модель и проецируем на Пермь. Я пользуюсь своими воспоминаниями, материалами СМИ.

В 90-е годы доминировал подростково-максималистичный тип маскулинности. Тогда собирались банды в "адидасе", устраивали стрелки. Они не призанвали иных типов маскулинности.

В 2000-е годы адидасовские представители вдруг воплощаются в то, что мы называем метросексуалами и хипстерами. Облик изменился, риторика не изменилась. Осталась нетерпимость к тем, кто выглядит неформально. Это не те же самые люди, но они также отрицают все, что связано с нетрадиционностью, но используют нетрадиционные атрибуты.

Где-то с 2008 года ситуация кардинально меняется, потому что некий институт начинает диктовать обществу новый старый тип.

 

- Это что за институт?

 

- Институт церкви, в первую очередь. Усиление церкви, усиление культа. По результатам исследований Рябовых - это семейная чета из Иваново, Россия 90-х годов напоминает образ проститутки - женственной и продажной. Это ассоциации респондентов. А 2000-е годы - это силовой тип настоящего патриарха, настоящего мужика. Усиление этих компонентов постепенно проецируется на общество. Теперь у нас в тренде возврат к брутальности, но не в спортивных костюмах, а в идейно-ценностных ориентирах - ура-патриотизм, православность, православный фашизм. В этом поле, неожиданно, возрождается казачество. Мы видим, что на различных маршах появляются не скинхеды в спортивных костюмах, а люди, называющие себя потомственными казаками, хотя изначальн это было сословие, а не этническая группа.

Они себе рисуют такой тип маскулинности: русский мужик - не пьет, не курит, не носит хипстерское, ментально предан отчизне. Карты в руки им дает закон Елены Мизулиной о пропаганде нетрадиционных отношений. Эти казаки под нетрадиционностью понимают чуждую, враждебную им маскулинность, которую связывают с инспирацией Запада.

Это реальная угроза, потому что на модную индустрию начинает шествие традиционная индустрия.

 

- Угроза чего?

 

- Угроза психологическому здоровью. Центр гендерных исследований постоянно подвергается нападкам и обвинениям в пропаганде. В Перми буквально недавно стал проявляться этот массив новых брутальных православных казаков, которые внедряются в различные нетрадиционные сообщества для того, чтобы потом устроить массовую расправу, сафари.

 

- Когда представитель этой группы выходит из Вконтакте и идет на работу. решает какие-то проблемы... Как их мировоззрение влияет на их поведенческие особенности в реальной жизни?

 

- В реальной жизни не влияет. Это хороший вопрос. Мы знаем некоторых таких активистов среди своих студентов. За ширмой активистов в интернете они обрушиваются с критикой на всех. Придя в стены университета, они становятся кроткими, закрытыми, замкнутыми...

 

- Ведет ли он себя на зачете как мужик или впадает в истерику, волнуется?

 

- Как раз-таки нет. Очень часто впадают в истерику. Причем, свою истеричность он может переносить и на какие-то публикации. У нас есть акая организация - "Суть времени". Они за русскую Россию, за натуральность. Но читая их, анализируя, видя их в студенческом пространстве понимаешь, что образ они себе нарисовали.  Есть у нас такое Мужское движение" в России. У них есть библия маскулиниса, где четко прописано, что мужики - это главное, а бабы - это бабы. И они не ведут себя так, как пропагандируют. Могут прийти в деканат с мамой, чтобы мама замолвила словечко. Это выглядит диспропорционально.

 

- Получается, что демонстративная натуральность - это не более, чем компенсация того, что в реальной жизни ты мужиком быть не можешь, но в интернете создаешь себе желаемый образ.

 

- Это комформная гендерная идентичность или оппортунистичность. На протяжении последних трех лет телевидение тоже старается пропагандировать традиционализм через свои программы. "Давай поженимся"! Боже мой! Порнография на экране. И они пытаются что-то пропагандировать, хотя те, кто туда приходит - они кто?

 

- Не смотрю, поэтому не знаю.

 

- И не смотрите. Это и есть политика двойных стандартов. Мы пытаемся сконструировать и продемонстрировать то, что в реальности уже не получается. Эти стандарты заканчиваются там, где начинается потребление западных продуктов.

Если честно, я не вижу в нашем государстве преемственности традиционной маскулинности. Исторически ее не было.

 

- Так откуда же она возьмется? любые мужские поступки в нашей стране караются. Дали вы мерзавцу по роже - вас посадят. Защитите свою собственность - вас посадят. Наш человек лишен способности проявить мужественность в ее традиционном понимании, как бы к ней не относились. Вы должны сидеть и жалобно кричать: "Милиция, милиция!!!".

Один из губернаторов на Западной Украине, не помню его фамилию, 1906 год. Были выборы и победили в том районе не те, кто был нужен правительству. И этому губернатору предъявили из Петербурга - как же вы не могли повлиять на результаты выборов? На что тот возмутился и сказал - "Простите, но я граф, я сановник империи. Вы предлагаете мне передергивать карты, шельмовать?" После этого он хлопнул дверью и ушел. Но у него было свое поместье, куда он мог уйти (смеются).

Это серьезно. Пока у каждого не будет его священной неприкосновенной собственности, которую нельзя отжать по мановению пальца власти, ничего этого не будет.

Сегодня государство не поощряет такие маскулинные поступки. Тот граф вел себя в соответствии дворянской маскулинности. Сейчас он не выжил бы.

А вот взять двух наших высших лиц в государстве. Они же не бородатые и у них даже не пиджаки, а пиджачки. Однако, будучи уже в годах он может демонстрировать обнаженный торс с достаточной мышечной массой?

 

- Вопрос в том - демонстрация мужского торса, который выверенный, точеный - это признак маскулинности или искусственная сексуальность, которая направлена не на демонстрацию маскулинности. Это тоже определенная мода. Показаться на обложке модного журнала - это маскулинность? Поступки, которые он демонстрирует - ныряет, летает, водит машину, конечно, в обществе рисуют его как мужчину, но если сравнить его с Ельциным? На мой взгляд, Ельцин демонстрировал бОльшую маскулинность.

 

- Давайте ближе к Перми. Какие образы маскулинности преобладают в городском пермском пространстве?

 

- Нельзя сказать, сто преобладает традиционная маскулинность. Если мы пройдем по улице, тот увидим, что преобладает хипстерская. Она варьируется. Мужики-казаки появляются только когда проходят некие флэш-мобы, когда нужно появиться к кого-то разогнать, в качестве боевой силы. Но, в бытовом пространстве мы видим либо деловую маскулинность, либо молодежную - с татуировками и прочим. Сейчас появился еще любопытный тип маскулинности. Вы знаете кофейню Red cup? Туда берут мужчин с бородой, татуированных. Они не являются традиционно маскулинными. Пермь, в этом отношении уникальна. Если мы возьмем республику Коми, мы увидим, что там "Рубежей севера", националистических организаций, этих пацанчиков гораздо больше. Если сунемся в Воронеж, Краснодарский край, там то же самое. У нас как-то рецепция идет очень сложно. У нас в городском пространстве доминирует свобода.

 

- А если пройдемся по городам Пермского края?

 

- Если взять мелкие города, как Достоевский говорил, там сугубо мужицкая, кабацкая страна. Большая часть населения находится в алкогольной зависимости и они там ничего не демонстрируют. Либо работяги с пролетарской маскулинностью - она неагрессивная. И единично - хипстерская маскулинность. Она там минимальна. Там сохраняется лпределенная консервация 90-х или даже советская.

 

- А ваши прогнозы на будущее. Что будет побеждать? Будет ли усиливаться новая, псевдоказачья, демонстративно традиционная?

 

- Я думаю, она будет усиливаться. Сейчас принимаются новые законы. Семейная концепция. Демографическая политика. Общество волей-неволей начинает ментально копировать образы.  Результаты опросов социологических агентств показывают насколько преобладает православная, патриархальная маскулинность. Может быть, где-то внутри они не мыслят этими категориями, но российский конформизм просто зашкаливает - процентов 80. Целевая аудитория первого, второго канала - 75%. Люди подражают, не подвергая ничего критике, поэтому это будет усиливаться. Года три назад никто не мог предположить, что казачьи отряды будут фигурировать в правозащитных акциях.

 

- Это больше молодежь или средний возраст?

 

- Молодежь. Как ни странно. Интолерантной становится как раз молодежь 90-х годов.

 

- Ничего парадоксального как раз нет. Молодежь всегда более радикальна.

 

- Парадокс в том, что молодежь более открыта информационным каналам. Люди более старшие оказываются более терпимыми.

 

- Наверное, они уже расстались с иллюзиями о том, что вступят в комсомол и станут начальниками. А молодежь стремится соблюдать требуемые стандарты. У меня есть еще более простая версия - средний возраст - это семья, дети, повседневные проблемы...

 

- Карьерная реализованность...

 

- Да. Это ответственное поведение. На правозащитные акции с плетью не поедешь.

 

- Изредка встречаются и такие.

 

- Ну это уже более инфантильные, которые других способов самореализации не нашли.

 

- Все-таки, я надеюсь, что со временем мы перестанем судить о людях по искусственной маскулинности в отрыве от личности. На практике, живя бок о бок с маскулинизироваными женщинами или с гомосексуалами, люди с ними не конфликтуют, потому что видят не только внешнюю оболочку.

 

- Как и с межнациональными отношениями. Человек может ругать какую-то национальность и при этом душа в душу жить с соседом этой национальности.

Хотелось бы несколько подытожить и сказать, что не все так плохо. Чтобы навязать ту модель поведения, которой вы опасаетесь, им, все-таки, придется отрастить бороды, им придется устраивать торжественные молебны перед заседанием правительства, им придется замаливать грехи и поститься. Они ведь навязывают ее только внешне, очень неглубоко. Чтобы глубоко зашло, надо начинать с себя, отказываться от Версаче.


Обсуждение
3053
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.