Верхний баннер
14:48 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 21 июня 2014

"ЕГЭ дает возможность проверить способность думать соборно", - Дмитрий Круглов, кандидат философских наук классического университета

- Обсуждаем мы сегодня ЕГЭ. Все четверо в этой студии имеют к этому отношение. Отгремела эта ежегодная эпидемия ЕГЭ. Волнения позади, результаты объявлены. Согласитесь, мы чаще всего слышим негативные оценки ЕГЭ. Его принято ругать.

Дмитрий Круглов . – О, да. Мы жили без всяких ЕГЭ. И бабушки не сдавали, и дедушки. В вузы поступили, закончили, устроились.

- Настолько ли плох ЕГЭ? Когда я разговариваю с людьми, кажется, что большинство из них слабо представляет, что такое ЕГЭ, если у них нет детей-выпускников. Многие считают, что это простой тест. Сущность ЕГЭ?

Виталий Ковин. – ЕГЭ – это способ проверки знаний, умений, навыков выпускников средней школы. Также ЕГЭ предоставляет возможность поступить в ВУЗ. Т.е. это одновременно и выпускной экзамен в школе и вступительный экзамен в ВУЗ. Те, кто постарше, помнит, что мы сдавали сначала выпускные экзамены в школе, а потом вступительные в ВУЗ.

- Одним из аргументов, когда вводили ЕГЭ, было то, что дети избавятся от двойного стресса. Второй резон – снижение уровня коррупционности при поступлении в ВУЗ.

Дмитрий Круглов . – Это, в первую очередь, справедливая процедура. Главное тут в том, что экзамен единый. Есть единые требования, единые критерии, единая справедливость.

- Знания детей проверяют не те, кто их учил, не те, кто отвечает за качество знаний, а некие иные, абстрактные эксперты по единым критериям.

Дмитрий Круглов . – Это справедливая процедура. Мы можем критиковать критерии, содержательные подходы, но то, что сама процедура задумана как беспристрастная приводит к тому, что решение принимает, по сути, автор задания.

- В ЕГЭ есть три блока – блок А, блок Б – тестовые задания, которые вообще проверяются компьютером, а вот блок С, состоящий из менее формализованных, открытых заданий, оценивают эксперты ЕГЭ. Проверяют обязательно два эксперта, независимо друг от друга. Если их оценки расходятся больше, чем на два бала, подключается дополнительный проверяющий.

Виталий Ковин. – Причем, проверка подключается так, что эксперты не знают личности ученика и не знают кто какие работы проверяют. Эксперты не могут общаться друг с другом. В этом году поставили камеры для контроля.

- Сидящие здесь представители ВУЗов вполне могут дать свою оценку. Мы достигли той самой справедливости? Мы сумели снять уровень коррупционности? ЕГЭ снизил злоупотребления при поступлении детей в ВУЗы?

Дмитрий Круглов . - Процедура имеет изъяны, огрехи. Реализация идеи вызывает вопросы и сомнения. Стоит упомянуть лишь один факт – якобы московские турфирмы устраивали поездки на сдачу ЕГЭ в татарскую глубинку для того, чтобы в татарской глубинке сдать на 100 баллов. Известен чеченский феномен, когда одинаковые задания давали разные результаты в разные годы. Зависело это от команды администрации. Но, сколько ее не критикуй, остальные еще хуже.

- То есть, все-таки эффект есть?

Дмитрий Круглов . – Безусловно. Есть эффект в виде всеобщего социального лифта. Если говорить про ПГНИУ, мы немного от этого ЕГЭ приобрели. Приобрели в плане упрощения процедуры приема, но что касается качества абитуриентов, извините меня, с нашими-то проходными баллами на юридический факультет, любой бюджетник может поступить в лучший ВУЗ страны – Московская Юридическая Академия. Балл на бюджет там ниже. И что получается? Те абитуриенты, которых мы хотели бы видеть у себя, обучаются в Москве, безусловно, у лучших специалистов страны. Это минус, с нашей, эгоистической позиции. С помощью ЕГЭ более равномерно заполняются бюджетные места.

Одним из эффектов реформы образования, которая сейчас идет, должно быть ранжирование ВУЗов по достоинству. Даже слабый студент, поступивший в хороший ВУЗ, заканчивает его с достаточными компетенциями для будущего профессионального роста. Здесь мы видим перезаполнение рынка образовательных услуг. Статистика говорит, что у нас количество студентов на 10 000 жителей примерно втрое превышает аналогичный показатель конца 80-х годов.  Сейчас у нас ВУЗы 4-х сортов. Есть ВУЗы первого сорта – это наш ПГНИУ. Федеральные – это уже высший сорт. Среди ВУЗ-ов первого сорта надо ожидать какого-то ранжирование. Это приведет к тому, что для поступления в престижный ВУЗ абитуриенту придется пройти некие дополнительные испытания.

Виталий Ковин. – Что касается снижения коррупционности, я помню, что еще до введения ЕГЭ я участвовал в работе приемной комиссии. Помню, что устные ответы абитуриентов часто были сопряжены с субъективным эмоциональным восприятием личности поступающего.

- Если мальчик ходил на репетиторство к преподавателю, который потом сидит в приемной комиссии и ему же сдает этот самый предмет…  Еще есть преподавательские дети. А, как известно, мозги наследуются…  

Дмитрий Круглов . – Я облегчением воспринял то, что больше не придется сидеть в приемной комиссии. Сейчас проблема другая – критика со стороны преподавателей в адрес поступивших. Она сводится к тому, что все натасканы на тесты и письменные ответы и дети не умеют говорить.

- Давайте к этому и перейдем. Я согласен с тем, что система справедлива. Она одна на всех. Но представьте себе, что мы в балет будем отбирать людей по объему мышечной массы. Эта система справедлива, но неэффективна. Она замеряет совсем не то, что надо при поступлении в ВУЗ.

- А что же нужно замерять и что замеряется?

Дмитрий Круглов . –Есть заявленные цели. Есть такое слово – компетенция. Проще говоря, это способность действовать в нестандартной ситуации, способность самому добыть знания и применить их, решить вопрос. Проверяет ли ЕГЭ компетенции? ЕГЭ проверяет способность ученика сориентироваться в стрессовом режиме…

- Устный экзамен тоже.

Дмитрий Круглов . – ЕГЭ дает возможность проверить способность думать соборно. Содержание вопроса может быть любым, но и ученик, и автор вопроса в этот момент должны подумать одно и то же. И, если говорить о части С, тут участвуют трое и есть тот самый четвертый, который этот вопрос сочинил. Так вот, все трое должны подумать одно и то же. Поэтому, здесь мешает лишняя фантазия эксперта. Это проблема отупения эксперта, расставания с собственными иллюзиями, разочарований.

- И ребенок показывает, способен он с этим справиться или нет?

- Поэтому 90% времени подготовки к ЕГЭ тратится на то, чтобы ребенку объяснить этот шаблон, а на содержание времени не остается.

(перерыв)

- Итак, мы разобрались, что некий уровень справедливости ЕГЭ, все-таки, привнес. Дальше детали.  Так вот, я не истории сейчас должен детишек в школе учить, например. Я должен учить их шаблону. Например, есть такое задание в блоке «С»: есть исторический деятель, выдели основные направления его деятельности, кратко охарактеризуй эти направления и подведи итоги. Вот я должен объяснять ему что такое «охарактеризуй» по мнению автора задания ЕГЭ. Это не все, что вам в голову придет. Это то, что имел в виду автор. Или, в блоке «С» есть такое задание: приведите примеры. Это примерно следующее: Вася Пупкин пришел в налоговую, заполнил декларацию. А пример заполнения налоговой декларации – это здесь не пример.

Дмитрий Круглов . –Во-первых, если Константину предложить самому сочинить задания, вряд ли он сочинит лучше – это раз. Во-вторых, если тебе начальник дает некое указание, ты должен угадать, что он от тебя ждет. Если ты сам начальник, ты должен сформулировать задание, чтобы подчиненный понял.

- Вынужден согласиться. В реальной жизни это так. Беру свои слова обратно. Угадывать мысли начальства и подстраиваться под них – эта та компетенция, которую ЕГЭ, безусловно, формирует.

Виталий Ковин. – Конечно, есть противоречие в том, что разработчики заданий ЕГЭ и те, кто готовит к ним – они ориентируются на некие стандартные базовые знания, шаблоны. А жизнь намного многообразнее. Творчество наших детей тоже значительно шире, чем фантазия авторов заданий. Мы часто сталкиваемся с тем, что ответы выпускников носят творческий характер.

- Я не соглашусь. Изрядную часть балов дает блок «С». Там, отнюдь, далеко не только шаблоны. Там ученик должен написать короткое эссе на тот или иной афоризм. Из присутствующих здесь кто бы не поставил дополнительный балл, если бы это было творчески, необычно.

Дмитрий Круглов . – Если это красиво и необычно, балл выше ставишь.

- А я другой пример приведу: укажите три причины, два последствия исторического события. Один абитуриент указывает три причины, два последствия. Так себе ответы, дохленькие. Но три причины и два последствия. Три причины – ставь три балла. А другой указал одну причину, но причинищу!!!! А я не могу поставить ему три балла – у меня в бумажке четкие инструкции.

- Был такой британский социолог Эрик Гилберт. Анализируя массовое образование он ввел такой тезис: массовое образование делает модульного человека. Как модульная мебель – передвинул, состыковал. Это некая необходимость современного мира. Есть шаблонные ситуации и мы должны подготовить к ним человека.

Виталий Ковин. – Какой-то сверхглубины ЕГЭ от выпускников не требует. Часть «С» - это достаточно высокий, но все же стандарт. Проверка логики, умения мыслить…

- Насчет логики отдельный разговор. Если человек пишет: «В классе были отличники, двоечники, девочки, мальчики и рыжие…», я бы поставил ему двойку и выгнал. Но в задании по ЕГЭ пишут: Укажите четыре типа учеников в классе. Это условный пример. Например, требуется указать три причины, которые вытекают одна из другой. Я бы за это наказал.

- Константин не прав. Последний случай попадает под положение «приведен один и тот же пример».

- А ЕГЭ было задание: Укажите обязанности налогоплательщика. И если ученик пишет: Платить налоги, платить налоги вовремя, платить их в полном объеме – это не засчитывается за три обязанности.

- Для этого нужно быть хорошо натренированным.

- Все-таки, логику проверяют. Далее, мы как-то обсуждали то, что блок «С» по обществознанию невозможно написать, если ученик не смотрел новости, не читал газет… не обладает широким кругозором. Самый лучший способ к этому подготовиться – смотреть в течение полугода «ящик».  Не аниме, не сериалы, а новости. А так же слушать радиостанцию «Эхо Перми».

- Тогда высокий балл точно гарантирован.

Дмитрий Круглов . – Это очень интересная тема. Да и по истории тоже. Делает такой социальный срез умонастроений, которые доминируют у молодежи.

- Хочу поделиться. Сижу, проверяю блок «С». Задание: Охарактеризуйте исторического деятеля. Выпускник выбирает В,И, Ленина. И я читаю одну строчку: Ленин В.И. жил в XXI веке. Великий полководец. Сразу же вспоминается: «Как сказал выдающийся немецкий социолог Вильям Шекспир…». В этом случае, вне зависимости от того, что он написал в части «А» и «В», я бы собрал все его материалы в папочку и поставил бы ему 2. Но он же набрал какие-то баллы. И даже 21 балл по истории набрал. Меня это волнует. На любом экзамене за такую грубую ошибку тебя просто вышибут. По-моему, 20 баллов из ста набрать можно всегда методом научного тыка.

- Это уже вопрос функции высшей школы, а не ЕГЭ. ВУЗы надо санировать. ЕГЭ тут выполняет очень важную работу. Очень скоро немало ВУЗов превратятся в аналог американских колледжей. Останутся элитные ВУЗы, где будут ваши любимые отборы.

- Не случайно в ВУЗах один из критерием их эффективности является средний балл ЕГЭ.

Дмитрий Круглов . – ВУЗ может поставить достаточно высокий свой проходной балл.

- А родители ориентируются на средний балл ЕГЭ, когда мотивируют своих детей поступать туда или туда.

- Идет перераспределение. Более сильные студенты откочевывают в более престижные ВУЗы. А слабые попадают в отстойные ВУЗ , которые сами умрут.

Дмитрий Круглов . – А родители, все-таки, смотрят какой проходной балл был в прошлом году и соображают.

- А еще более мудрые смотрят на разницу между количеством поступивших и закончивших. Я сейчас не говорю об умных детях. Я говорю о том, что ЕГЭ дает поступить в ВУЗ, чтобы не идти не работу.

- Что можно сделать для того, чтобы ЕГЭ стал инструментом более адекватного отбора?

Виталий Ковин. – Есть предложение – отказаться от части «А» по ряду предметов. Такой подход резко увеличит количество сдавших неуспешно. Но надо понимать социальные последствия такого решения. Надо понимать, что сегодня уровень поступивших в ВУЗы снижен. Надо принимать меры для того, чтобы высшее образование перестало быть всеобщим.

- Была же идея: для аттестата достаточно «А» и «В», а для ВУЗов  - «С». Я обратил внимание на блок «С». Учителя не готовят к блоку «С» в массовом порядке.

Виталий Ковин. – Сейчас ситуация изменилась. Сейчас крестов и нулей в блоке «С» меньше.

- У меня на каждые 20 работ три работы – это которые в блоке «С» имеют только кресты.

- У меня 8 – 10.

Виталий Ковин. - Мне кажется, что работы стали полнее, но не более качественными. Больше «воды» стало.

- Первый этап прошел - научили технологии выполнения. Теперь второй этап.

– Тут два пути: первое – совершенствование процедуры сдачи. В этом плане прошедший год – это прорыв. Отбирают мобильники. Не было скандалов с выкладыванием заданий в сеть. Перекрестная проверка между регионами.  В перспективе, я думаю, мы перейдем на аутсорсинг проверки.

Второе – двухуровневый ЕГЭ – базовый и продвинутый.

- А можно что-то сделать с проблемой устной речи. ЕГЭ – это письменный тест.

- Увы, это добавит субъективизма. Это не спасает. Мы, работая в педагогическом вузе, сами ставим речь, учим излагать. Есть умные ребята, совершенно не способные говорить.

- А от письменной речи трудно перейти к устной.

Дмитрий Круглов . - Это разные вещи.

- Итак, подводим итоги: ЕГЭ – это единая на всех линейка, но она кривая и резиновая. Но лучше такая, чем никакой.

Дмитрий Круглов . – Это минимальное зло.

Виталий Ковин. – Мне кажется, что у ЕГЭ большое и светлое будущее. (Смеются).


Обсуждение
2425
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.