Верхний баннер
08:21 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:00, 14 ноября 2011

Неделя предпринимательства в школах

Теги: дети, бизнес

Ведущий: У микрофона - Юлия Хлобыст. Добрый день всем. В эфире программа «Мое дело». Вот, о какой теме мы хотели бы сегодня поговорить пока с одним из наших гостей. Говорят, что на подходе где-то второй. У нас в гостях снова сопредседатель пермской «Опоры» Степан Ронзин. Добрый день, Степан.

 

Степан Ронзин: Добрый день, Юля.

 

Ведущий: С сегодняшнего дня буквально проходит неделя предпринимательства. Вообще, неделя предпринимательства – это некая международная тема, к которой, видимо, по желанию присоединяется в России территории. Пермский край, насколько я знаю, уже третий год, так или иначе, принимает в этой неделе участие. Вот что же такое неделя предпринимательства? Учат ли предпринимательству в школах и вузах? Вообще, нужно ли этому учить, и можно ли, самое главное, этому научить? Вот эти все вопросы мы сегодня обсудим со Степаном. И если подойдет второй представитель пермского регионального отделения «Опоры России» Алексей Заболотных, которого мы сейчас ждем, то и он подключится к нашему разговору. Скажите, Степан, вот, на ваш взгляд, вот вы сам предприниматель, давайте начнем с этого…

 

С.Р.: Есть такой грех.

 

Ведущий: Вы считаете предпринимателя можно научить предпринимательским каким-то качествам? Вообще, какими качествами должен обладать предприниматель?

 

С.Р.: Вообще, хороший вопрос. Научить предпринимательству, наверно, это задача сложная. Потому что это некое, наверно, просто жизнеощущение человека. И на самом деле, по исследованиям международным, предпринимателем может являться около 5 процентов из всех. То есть это некоторая такая жилка предпринимательская, она присутствует далеко не у всех. Но вот те, у кого она есть, это мы сейчас говорим как раз про школьников и про студентов вузов, которые хотели бы ее реализовать, и еще не знают, что у них она есть. Им нужно показать, что она у них есть. И, скажем так, направить на верный путь развития. Вот как-то так.

 

Ведущий: Меня, когда я, вообще, думала о нашей сегодняшней теме, меня мучил один вопрос. Вот неделя предпринимательства в школах проводится. «Опора России», пермское региональное отделение, так сказать, застрельщик этого мероприятия совместно с департаментом образования, еще с какими-то властными структурами. Но ведь разговор, по большей части, он идет о профориентации и профадаптации школьников и студентов. Почему именно неделя предпринимательства вот с вашей точки зрения, это понятно. Потому что вы хотите большую часть, как бы, видеть, я не знаю, большую, не большую, может быть, меньшую, видеть в своих рядах. Это с одной стороны. С другой стороны, вот читала расхожее мнение о том, что предприниматель – это тот, кто не может сам что-либо сделать, а может организовать людей сделать какое-то дело. То есть все остальные те, кто, допустим, что-то сможет сам сделать и продать, предположим, это торговцы. Ну, в хорошем смысле слова. Так вот как здесь быть? То есть вы пытаетесь нащупать эту жилку в школе, в вузах? Либо вы пытаетесь молодежь сориентировать все-таки на какую-то специальность, на какую-то профессию?

 

С.Р.: Тут сразу несколько вопросов хочется обсудить. Первое – это профориентация. На данный момент в школах и в вузах есть такая ситуация, когда выпускники, они заведомо видят себя фактически в двух только стезях. Либо это государственные какие-то учреждения, то есть это…

 

Ведущий: Чиновники.

 

С.Р.: …чиновниками, либо это какое-то звено менеджерское в крупных компаниях, то есть в крупном бизнесе. Вот фактически две вещи, два варианта, куда у нас стремятся выпускники. Соответственно, это хорошо, но плохо. То есть цель есть, но мы понимаем, что у нас в стране для того, чтобы экономика стала устойчивее, нам нужно от 50 до 70 процентов занять в малом и среднем бизнесе. Тогда у нас экономика станет более устойчивой, как она в других странах, где это так. И на самом деле у нас этот процент вообще низкий. То есть занятость именно в малом и среднем бизнесе населения. И тут мы как раз идем в школы, вузы с тем, чтобы постараться рассказать, постараться показать, как это здорово быть предпринимателем в хорошем смысле этого слова. И те люди, у которых есть вот эта предпринимательская жилка, их зацепить. И чтобы они сейчас уже, находясь в старших классах или на начальных стадиях обучения в высших учебных заведениях, они уже шли вот этой дорогой, и на самом деле уже к первому курсу или в 11-м классе человек уже может параллельно обучению заниматься собственным бизнесом.

 

Ведущий: Вот вы совершенно справедливо в самом начале сказали, что дети в школах в ответ на вопрос, кем бы ты хотел быть, они хотят быть либо чиновниками, ну, там, дети, подростки, либо топ-менеджером каким-то. Они прямо так и отвечают. Кем ты хочешь быть? Хочу быть директором – отвечает какой-нибудь 9-летний или 10-летний ребеночек. То есть они не понимают, чего директором, кем директором, в какой специальности директором. То ли директором юридической фирмы, то ли бухгалтером, то ли директором медучреждения. Вот не кажется ли вам, что неделя предпринимательства, я пока, как бы, вот вам в оппозицию выступаю на самом деле, раз у нас нет второй стороны пока, не кажется ли вам, что на самом деле предпринимательство – это все очень широко, вот как вот вы себе это представляете? Неделя предпринимательства в школах. Вот у нас, кстати, подошел Алексей Заболотных. Он сам предприниматель. Сейчас вы будете, наверно, вдвоем мне оппонировать. Вопрос в том, что все-таки вот то, что вы делаете, неделя предпринимательства, которую вы заявили, и третий год уже заявляете в пермских школах, она не дает какого-то значимого результата, потому что обучать нужно не предпринимательству, обучать нужно каким-то… вернее, ребенку давать информацию о каких-то конкретных профессиях. А предприниматель – это все-таки больше лидерские качества, как вы совершенно справедливо заметили.

 

С.Р.: Вопрос понятный. И тут как раз возражу. Наша задача показать, что предприниматель – это здорово. И сделать так, чтобы наши завтрашние конкуренты, нынешние школьники, те, которые пойдут в бизнес, они были настроены именно на добропорядочную, доброкачественную, конкуренцию. Понимаете? Чтобы мы воспитывали уже поколение добропорядочных предпринимателей, которые могут нормально конкурировать на рынке. Кстати, тут я хотел бы передать слово Алексею. Потому что это его основная тема. Он этим очень болеет, вот этой темой нормальной конкуренции, здоровой.

 

Ведущий: Алексей, добрый день.

 

Алексей Заболотных: Всем здравствуйте. Значит, тема здоровой конкуренции. Ну, я пока тут мчался на автомобиле по городу, уже внимательно слушал, о чем идет речь. Действительно, Степан прав, что предпринимателями рождаются, скорее всего. И рождаются те самые 5-10 процентов населения. И тут уж либо дано, либо не дано. Но все сообщество, оно должно понимать, что есть предпринимательство, понимать вот эти вот отношения предпринимателя и общества, предпринимателя и сотрудника, который работает у предпринимателя. И наша задача, действительно, формировать вот эту вот среду, в которой люди будут действительно правильно ориентироваться, кто есть кто и какие роли, и как друг к другу относиться. Потому что мы с вами живем в постсоветском пространстве, в котором у нас детей учили ненавидеть буржуев, как класс. А сегодня у нас предприниматель, получается, да, это тот же буржуй, ну, в прошлом, в Советском Союзе предпринимателя называли буржуем, за это даже в тюрьму садили, за то, что у нас спекуляцией, да, называлась статья, за спекуляцию. То есть продал дороже, чем купил. И главная проблематика ведь нам сменить менталитет в России. То есть мы должны полюбить наших предпринимателей, так как это именно та часть населения, которая несет все лучшее. Это вот креатив, все замечательные идеи. Они все двигают вперед. И они стараются вести за собой людей других, потому что один-то в поле не воин. И вот как раз наша задача донести до школьников, как важно работать по найму, те, кто будет это делать. А те, кто чувствует в себе вот этот азарт и удовольствие от предпринимательской деятельности, чтоб они смогли самоидентифицироваться, что ли, и понять, что они предприниматели.

 

Ведущий: Нам на ICQ приходят сообщения от пользователя Никодим: «Боюсь, что при такой поддержке бизнеса, поддержке в кавычках, которую оказывает государство, малый бизнес к тому времени вымрет». А я бы от себя добавила. Вы сказали – полюбить предпринимателя. Так вот, знаете, минуй нас больше всех печалей и барский гнев, и барская любовь. Понимаете? То есть, может быть, не надо вот так вот, как бы, как раз в эту сторону, может быть, просто, наоборот… вы же. Вы кто по специальности? Вы какое образование получили, Алексей?

 

А.З.: У меня их три.

 

Ведущий: У вас их три. Ну, одно хотя бы назовите.

 

А.З.: Я закончил высшее военн6ое командно-инженерное училище ракетных войск. То есть я офицер-ракетчик. Это первое образование. Второе образование – социальная психология, то есть управление коллективами. И третье образование – это ???????? (неразборчиво).

 

Ведущий: Вот смотрите. Первое образование, которое вы получили, это инженер-ракетчик, я правильно понимаю? То есть когда-то в школе вам помогли сориентироваться. А предпринимательскую жилку вы уже, ну, я не знаю, может быть, она у вас была. Я-то это говорю к чему? Что вот неделя предпринимательства, которую заявляет «Опора России» сегодня в школах, мне кажется, что несколько крен в сторону предпринимательства, именно профессий предпринимателя, он несколько не оправдан. Я неправа если, переубедите меня. Давайте все-таки, переубеждайте.

 

А.З.: Про любовь, да. Мы на самом деле говорим не о барской любви, о которой было упомянуто, а мы говорим о правильном отношении народа, то есть людей, к предпринимателям. И я четко обозначил саму проблематику. То есть в Советском Союзе предприниматель преподносился, как злодей, как буржуй-эксплуататор. Наша задача - изменить отношение.

 

Ведущий: Я пытаюсь сказать, что на самом деле неделя предпринимательства, на мой взгляд, это некий крен какой-то вот в сторону именно предпринимательства. Потому что, на мой взгляд, предпринимателя научить невозможно. Это должна быть некая жилка, и вы со мной в этом плане согласны. С другой стороны, все-таки неделя проходит. Вот чему же все-таки за эту неделю вы пытаетесь научить, и что пытаетесь дать пермской молодежи?

 

С.Р.: Ну, я, наверно, вкратце расскажу, что из себя представляет неделя предпринимательства. Есть несколько форматов, с которыми мы идем в школу. Первое – то мастер-классы, когда действующий собственник бизнеса, успешный человек нашего города идет непосредственно в школу в 8-е, 9-е, 10-е, 11-е классы, в старшие классы, и в формате непринужденного общения рассказывает, как он открыл свое дело, как он пришел к своему успеху, и школьники задают ему вопросы разнообразные. Идет нормальное живое общение. Очень нравится эта тема другим, потому что школьники активные, им интересно, они все спрашивают. И когда это не скучная лекция о том, как выбрать форму собственности, ООО, ИП, и так далее, когда это идет живое общение с собственником бизнеса, это интересно.

 

Ведущий: Слушайте, да, может, они просто от своих математик, русских языков хотят отключиться, да, почему бы не поговорить в учебное время?

 

С.Р.: Вы знаете, потому что мы уже третий год подряд наблюдаем от этого достаточно серьезный эффект. Потому что в процессе вот этих вот занятий рождаются какие-то проекты, начинается взаимодействие между теми, у кого есть эта жилка, школьниками и студентами, и действующими предпринимателями и собственниками. Они начинают обсуждать какие-то общие проекты. То есть собственник уже с точки зрения инвестора и захождения в новый проект. То есть на самом деле наши старшеклассники очень развитые. И. что характерно, вот тоже могу сказать, что со школами работать интереснее. У школьников глаза еще больше горят, чем уже даже на начальных курсах студентов. Потому что там уже немножко их нагружают лекциями профессора. Ну, тяжело. Они уже менее восприимчивы. А вот с 8 по 11 классы – это вот то, что нужно. Ребята очень активные.

 

Ведущий: Нам продолжают писать по ICQ. Во-первых, к теме про народную любовь или нелюбовь. «Ну, не знаю, - пишет Никодим, - я предприниматель, и никакой ненависти гнева народного на себе не ощущаю. По-моему, это миф. А про уроки предпринимательства он пишет: «Чему там учить? За три купил, по пять продал. Вот на эти два процента и жили, собственно говоря».

 

А.З.: Еще раз по порядку про народную любовь. Народная любовь ощущается предпринимателем тогда, когда он нанимает сотрудников в свою организацию. И вот именно культура наемных работников, она сразу ощущается. У нас в России, к сожалению, сотрудник, работающий по найму, не радеет за бизнес так, как это делают сотрудники в других странах. И я это и называю народной любовью. То есть отдать себя целиком той компании, в которой работаешь. Хоть она и не твоя, но работай с душой. Вот это и есть проявление той самой любви. Второй вопрос касаемо за два купил за три продал.

 

С.Р.: На больную мозоль, по-моему, наступили.

 

А.З.: Ну, здесь ведь можно как? Можно сделать это добросовестно, а можно сделать это недобросовестно.

 

Ведущий: То есть еще и скрыть эти два…

 

С.Р.: Ну, конечно. Можно украсть налоги, можно украсть, чьи-то авторские права нарушить, можно еще что-то сделать. В общем тысяча и один способ, как заработать честно эти два процента, и как заработать нечестно. Так вот мы-то радеем за то, чтобы все соблюдали именно вот эти добропорядочные устои. Правила игры на рынке. И чтобы зарабатывали мы честно. Вот о чем речь.

 

Ведущий: Давайте послушаем телефонный звонок. Добрый день. Как вас зовут?

 

Слушатель: Чирков Юрий Викторович, предприниматель в инновационной сфере. Здравствуйте. Я хотел… в начале реплика, а потом предложение. Реплика акая. Лет пять тому назад губернатор Пермского края Черкунов Олег Анатольевич высказался где-то в газете, что в вузах учат чему угодно, кроме умения зарабатывать деньги. Вот поскольку пока этому не учат, у нас нет инновационной экономики. Это первое. Второе. Уже вот относительно любви как раз вот сейчас было размышление. Приходишь в продовольственный магазин и видишь, что эти самые наемны работники, они тебя не хотят видеть, они не хотят тебя хорошо обслужить. Предложение в связи с этим. Вот тот хозяин магазина, предприниматель, которого я хотел бы очень полюбить, пусть он этих наемных работников или предложит им войти в долю. Он получает прибыль, допустим, миллион в месяц, он пусть из этого миллиона чистой прибыли скажет - ребята, давайте, я вот 200 тысяч кладу на то, чтоб вам делать из этих 200 тысяч прибавку, но только давайте работать на то, чтоб у нас оборот был больше, прибыль больше. Если они согласятся пусть он их… я понимаю, что не каждый согласится. Больше согласны работать в среднем, в месяц получил, там, то, и все, ушел, и ни за что не отвечаешь. Но они должны войти и в долю ответственности, и в долю прибыли. Мысль понятна?

 

Ведущий: Да, мысль понятна. Вы сами сказали предприниматель, вы сами собственник какого-то бизнеса?

 

Слушатель: Вот слово собственник у меня… вот моя собственность – моя голова. И я разрабатываю технологию продажи идей.

 

Ведущий: Все понятно. Спасибо вам большое. Сейчас Алексей, наверно, да, ответит сначала, на предложение Юрия Викторовича по поводу делиться и вообще вводить в бизнес. Вот как то Юрий Викторович предложил. И тогда, собственно говоря, народная любовь, она будет проявляться более зримо и более ощутимо.

 

А.З.: Ну, во-первых, большое спасибо Юрию Викторовичу за высказанные идеи и мысли очень ценные. И есть, о чем поговорить. Первый момент. Предложить прибыль продавцу. На самом деле в большинстве случаев продавец получает комиссионные…

 

Ведущий: С прибыли.

 

А.З.: … в виде процента от прибыли. Это и есть та самая прибыль, о которой мы говорим. Так что здесь у нас все хорошо. В отношении того, что продавец не хочет обслужить покупателя, как положено, вот это как раз и есть та самая беда. Это элемент культуры, с которой надо работать. А культура – вещь, которая эволюционирует медленно. То есть тут нельзя, вот взял там тумблер включил в голове, и человек вдруг стал культурным. Как англичане-то говорят. Газон 300 лет надо стричь, чтоб он ровным стал.

 

Ведущий: Причем, я хочу сказать, что это не только относится к торговле, да.

 

А.З.: Это везде.

 

Ведущий: Это вообще ко всем услугам.

 

А.З.: Это общество в целом.


Ведущий: Моя любимая тема – жилищно-коммунальное хозяйство.

 

А.З.: Конечно.

 

Ведущий: Когда ты приходишь в управляющую компанию, тебя там, понятно, как встречают.

 

А.З.: Третий момент – а захотят ли? Было правильно замечено. Лично я ставил эксперименты. И предлагал долю акционерного капитала сотрудникам. И должен заметить, что большинство из них не соглашается, так как боятся ответственности. Потому что, как говорит господь, кому многое дано, с того много и спросится. Так вот бремя ответственности за долю в акционерном капитале никто нести не хочет. Все хотят просто получить денежки. Поэтому даже, когда даешь людям, они не берут. И здесь опять Степан прав. Рожденный предпринимателем, ему ничего давать не надо. Он сам все создаст и сам возьмет все, что ему нужно. А тому, кому это не дано, тому хоть сколько давай, он не сможет взять.

 

С.З.: Да. Как раз хочется прокомментировать предыдущее сообщение, которое по ICQ приходило от слушателя о поддержке государства в кавычках. Ну, можно много это обсуждать. Все мы знаем, что в начале этого года 212 ФЗ, вступил который, очень сильно ударил по карману малому бизнесу. И много еще можно обсуждать. Но тут действительно так. То есть нам помогать-то особо не нужно. Предприниматель, он всегда выплывет, если он на самом деле предприниматель. Он придумает, как он сделает что-нибудь новое,.. что-нибудь сделает. Он всегда выкрутится. В этом и состоит эта вот сущность предпринимателя. Тут другое дело. Помогать-то особо не нужно. Нужно поменьше мешать.

 

Ведущий: Не мешайте, да?

 

С.Р.: Нужно меньше мешать. Вот как-то так хотелось откомментировать.

 

А.З.: Хочу коротко добавить. Главное, что важно, со стороны государства создать благоприятную среду. Больше ничего не надо.

 

Ведущий: Мои гости говорят, что обучать предпринимательству нужно. Хотя бы потому, что, Степан, когда выступает со своими лекциями, он рассказывает про генерацию идей, про какие-то инновации, как это сделать. Алексей говорит о качестве, о том, как остаться честным предпринимателем, какая должна быть культура предпринимательская. Но у меня вопрос следующий. Вот вы говорите об этом на лекциях, все красиво, е это подаете, рассказываете, как должно быть. А ребенок или школьник, студент, он вышел из школы, из вуза, зашел в магазин, и там ему по-хамски ответили. Или в автобусе. Или еще где-то. Как это коррелируется с жизнью? Вообще, можно ли это как-то исправить?

 

С.Р.: А вот тут как раз он вышел из школы, зашел в тот магазин, в котором ему не понравилось обслуживание, го ему, допустим, нравится тематика этого магазина. Через год поставил рядом магазин, который в разы лучше и по ассортименту, и на высшем уровне обслуживание. И с помощью здоровой конкуренции просто взял и кусочек пирога, вот эту нишу занял. Вот и все.

 

А.З.: Во-первых, я добавлю. Здесь уже, как один классик писал, крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха. Мы как раз даем школьнику возможность сформировать те правильные стереотипы, что есть хорошо, и что есть плох. И когда он приходит в магазин, ему уже там по-хамски ответили, он уже начинает понимать, что это неправильное поведение. Можно себя вести иначе. А дальше уже идут следующие идеи, рождаются, в том числе и такие, о которых Степан упомянул – открыть магазин, в котором лучше будет обслуживание. Ну, и так далее. Или, как простой покупатель, он просто больше не будет ходить в этот магазин. Таким образом обратить внимание следующее, что происходит. Общество начинает выбирать те магазины, где культура обслуживания выше. А значит тот работодатель, который не воспитывает в своих работниках, или те работники, которые не поддаются воспитанию, они остаются не у дел, они теряют свою работу. Вот оно небольшое влияние, которое оказывает в дальнейшем очень большое воздействие на ту среду, в которой мы с вами живем.

 

Ведущий: Продолжим все-таки о неделе предпринимательства, о тех мероприятиях, которые проходят в ее рамках. Кроме мастер-классов, что это еще?

 

С.Р.: Есть формат выездных мероприятий, когда автобусами вывозятся целые, несколько классов на действующие предприятия, то есть бизнес-предприятия. Бывает так, что это не всегда малый бизнес, но где-то средний, на границе среднего и крупного. Это что-то вот очень красивое, что-то хорошее. Или малый бизнес. Допустим, в прошлом году мы водили детей много в рестораторский бизнес. Водили в «Бархат», например, к Барщевскому. Или вывозили, очень понравился, это был просто писк, в прошлом году, когда всем очень понравилось, мы свозили детей на завод радиаторов. У нас есть в крае очень классный, красивый завод. Там очень хороший собственник. И там, действительно, все на высшем уровне сделано. И кто бы мог подумать. Что производство батарей может вызвать у детей такой восторг. И многие там потом приходили к родителям и говорили…

 

Ведущий: Хочу работать на радиаторном заводе.

 

С.Р.: …я хочу, чтобы у меня был завод радиаторов. На самом деле так и было. Как бальзам на душу, что все-таки попали. Еще есть формат мастер-классов, это мой любимый, кстати, формат, когда мы с ребятами, со школьниками придумываем проекты. То есть, разбиваем на группы, даем некоторое направление, и около получаса ребята придумывают новый бизнес-проект. Потом, соответственно, защищают перед своими товарищами и перед экспертами с точки зрения бизнеса, перед нами, перед тем, кто к ним пришел. Вот я скажу, что в прошлом году выделен был один урок 40 минут. В итоге мы с ребятами занимались три урока подряд без перемен. Настолько это было им интересно. Они не ходили даже нам перемену. Родилось шесть потрясающих проектов, три из которых можно было спокойно брать и коммерциализировать. Ну, если бы они были уже постарше и так далее, потому что все равно нужно, чтобы кто-то был. И что хочется сказать, что видим мы этот эффект, и с точки зрения школьников, и с точки зрения отзывов директоров тех школ, в которые мы сходили, учителей. Потому что, встречаясь на других мероприятиях, посвященных образованию, мы в прошлом году и в этом же обсуждали такой вопрос, как формирование постоянной программы обучению предпринимательству в школах. То есть не просто вот в рамках недели, а когда это постоянные, допустим, факультативные, но постоянные занятия вот примерно подобного типа, потому что эффект видно всем. Причем, инициативу проявляют именно директора тех школ, в которые мы ходим. И никто еще из тех школ, куда мы сходили за эти три года, не отказался, а, наоборот, число школ с каждым годом все увеличивается.

Ведущий: Вот, кстати, вы затронули вопрос о системе. Действительно, мне кажется, когда все это будет системно, не то, что вот вы в одну школу сходили, там в вашей… школа на вас вышла, или, например, вы на школу вышли, а когда это все будет системно. Помните, когда-то, может быть, вот когда мы с вами учились, я так предполагаю, что мы где-то так, ну, может быть, плюс, минус, несколько лет разницы, вспоминаете, в школах были организованы шефства предприятий. Вообще, как вы относитесь к такой системе, кода, предположим, какое-то предприятие берет шефство над школой? Если это крупное предприятие, то можно в целом над школой, если предприятие помельче – над классом. И вот уже здесь организовывать и систему профориентационной работы, в том числе. Но не только профориентационной.

 

А.З.: Если об этом говорить, то в Советском Союзе эта система была очень четко выстроена. И вот эта вот линия от школы - профтехучилище – институт и предприятие, вот эта цепочка, она была выстроена просто идеально, и работала хорошо. К сожалению, я не знаю, как на сегодняшний день это все обстоит. Но эти идеи я нахожу тоже очень правильные. Потому что ребенок с самого детства уже имеет возможность ответить на свой вопрос, кем же он хочет быть, к чему он тяготеет. Вот эта самая идентификация, она уже начинает работать. Соответственно, мы меньше получаем людей, которые ошиблись дверью, не в тот вуз пришли, не на ту специальность. Отучился пять лет и вдруг понял, что он по призванию совершенно другой человек. Ну, вот это важно.

 

Ведущий: И еще один момент, который хотелось бы затронуть. Вот я с него начала и им бы хотелось закончить. Вот неделя предпринимательства – это замечательно. Когда вы показываете школьникам, молодежи, студентам, что и как можно делать, что можно быть честным предпринимателем, что можно как-то вот по-другому выстраивать бизнес. Но профориентацию все-таки никто не отменял. Не рождалась ли у вас тема вот это приобщение, скажем, с нашим департаментом образования, когда все-таки вам вклиниться в профориентационную систему? Когда предпринимательская неделя, она будет, по сути дела, как бы, такой, над всеми профессиями. Потому что, в принципе, предприниматель может выйти из любой специальности.

 

С.Р.: Да.

 

Ведущий: Разговаривали.

 

С.Р.: Нет, на эту тему мы не разговаривали. Разговаривали именно о системности, в сторону профориентации вот конкретно не разговаривали. Но можно поговорить. Если департамент образования выйдет к нам на разговор с таким предложением, мы точно наверняка что-нибудь придумаем.

 

Ведущий: А почему бы вам самим не инициировать?

 

С.Р.: Инициируем постоянно. Ну, и сами можем выйти, на самом деле. Тут просто вопрос стечения обстоятельства. Потому что, на самом деле, не так-то легко. Много всего делаем. Не так-то легко, скажем так, уделять 70 процентов времени общественной деятельности…

 

Ведущий: А остальные тридцать уже…

 

С.Р.: …остальные тридцать – бизнесу. Потому что бизнес начинает страдать. Все мы это ощущаем, когда очень сильно углубляемся. Поэтому неделя предпринимательства, вот она сейчас есть. Видно, что о на хорошо получается и ежегодно. И мы сами будем продолжать генерировать. Но если бы с другой стороны тоже какой-то более сильный ответ, нам бы было проще, чтоб мы вместе генерировали какие-то новые идеи, мы всегда готовы. У нас есть площадка тоже для обсуждения. И в гости готовы идти, и к себе приглашать.

 

Ведущий: Никодим продолжает с нами разговор по ICQ, и, как бы, подытоживает наш с вами разговор: «Дело хорошее, - пишет он, - отучат людей сидеть на шее у государства. А то у нас все пособий ждут вместо того, чтобы пойти и заработать». Что вы ждете, какого эффекта выждете от недели предпринимательствав-2011?

 

С.Р.: Наверно, отвечу на этот вопрос, что, как и неделя предпринимательства -2010, 2009, ждем то, что старшеклассники и учащиеся начальных курсов вузов, они немножко задумаются о том, как им дальше строить свою судьбу в плане выбора сферы деятельности, чем им заниматься дальше.

 

Ведущий: Начнут самоопределяться.

 

С.Р.: Начнут самоопределяться. И одновременно, вот, на самом деле, поставив цель сейчас, мы можем даже в классе придумать этот проект, и такие прецеденты были, когда дети начинают уже сейчас ставить реально достижимые цели. То есть в рамках недели зарождаются проекты, и постановка целей, которая позволит в ближайшее время человеку стать уже начинающим предпринимателем, и иметь свое дело.

 

А.З.: Я тут так скажу. Имеющий уши да услышит. То есть для того, чтобы… ну, так живет себе молодой человек, ну, чем-то там занимается, что-то у него получается лучше, что-то хуже, о чем-то размышляет. И вдруг приходят молодые люди, ну, не такие молодые, как он, но постарше, и начинают рассказывать о том, что есть предпринимательство, чем там занимаются, и так далее, и так далее. И буквально вот тут, как щелчок тумблера происходит, человек начинает понимать - елки-палки, так вот это же оно вот и есть. Я же для этого создан. Так вот, чтобы этот тумблер сработал, нужно, чтоб мы приходили. И чего мы ждем? Мы ожидаем, что мы придем, в очередной раз побеседуем с молодежью, в очередной раз у кого-то щелкнут эти тумблеры, произойдет вот это самоопределение. А кто-то, наоборот, подумает – нет, я, наверно, все-таки очень хороший работник по найму. Вот не тянет меня там самому что-то делать, рисковать. Вот я лучше буду работать себе и хорошо делать свое дело. Но теперь я знаю, что такое хорошо, что такое плох. Вот, собственно, для этого.

 

Ведущий: Помните старый стишок? Быть шофером хорошо, там, например, а строителем лучше. Я б в строители пошел, пусть меня научат. Я в предприниматели пошел… вот на этой ноте мы и закончим. Спасибо вам большое за беседу. Напоминаю, что в гостях у нас сегодня были сопредседатель пермской «Опоры» Степан Ронзин и руководитель комитета по управлению качеством и рисками этой же организации Алексей Заболотных. Спасибо вам за рассказ о неделе предпринимательства. У микрофона работала Юлия Хлобыст. До встречи.


Обсуждение
2148
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.