Верхний баннер
03:16 | ПЯТНИЦА | 26 ФЕВРАЛЯ 2021

$ 73.47 € 89.5

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:05, 19 июня 2013

Культурный проект "Камвы"

Теги: фестиваль

У микрофона Юлия Хлобыст. Традиционная программа на «Эхе», «Лаборатория рекламы». Сегодня у нас в гостях Наталья Шостина. Эксперт от культуры, директор общественной организации по продвижению культурных и молодежных проектов «Камва». Организатор международного одноименного фестиваля. Наташа, добрый день.

 

Наталья Шостина: Здравствуйте.

 

Эта тема лежит на поверхности. Сегодня в Перми происходит много культурных и около культурных мероприятий. Но какие из них делают бренд городу и краю. Об этом сегодня говорим. В прошлом году наткнулась в фестивальном городке на проект «Новые лики Перми», который как раз делала «Камва», Наталья Шостина и «VitaminGroup». Этот проект завоевал  сразу же несколько наград с точки зрения бренда, продвижения города и края. Что он из себя представлял? На прозрачных пластинах были изображены фигуры пермского звериного стиля.

 

Наталья Шостина: Были изображены лики, который были взяты с конкретных предметов пермского звериного стиля. Такой интерактивный проект, где зрителям, посетителя городка предлагалось примерить на себя маску и сфотографироваться. Таким образом, через игровую форму предложили пермякам и гостям фестиваля соприкоснуться с исторической данностью, связанной с брендом Пермского края такой, как пермский звериный стиль. И одновременно увидеть такие интересные современные, эмоциональные фотографии.

 

Их появилось 30 тысяч.

 

Наталья Шостина: Да. Огромный банк фотографий сейчас у нас храниться. Есть и известные люди, и дети. Огромное количество интереса было со стороны детей, родителей. Получился настоящий горизонтальный, социальный проект. В котором принимала участие Пермь. Более 500 тысяч  посетителей городка. Это был одни из самых масштабных проектов, если говорить о статистике, трафике. Он имел под собой еще и дальнейшее промо, связанное с продвижением этой идеи. «VitaminGroup» заявил проект на разных фестивалях. Сейчас мы получаем плоды. Спустя год, до сих пор.

 

А почему этот проект нельзя было развить? Вы не увидели новых ликов в этом году или вообще решили не принимать участие в этом году?

 

Наталья Шостина: Давайте тогда некую динамику посмотрим. «Белые ночи» в этом году проходил третий год. В 2011 году фестиваль «Камва» и наше сообщество предложил сразу три проекта и три проекта поддержали. Первый в Перми масштабный проект ленд-арт объектов. В течение месяца он был у отеля Урал. Это была первая презентация экологического искусства. Был великолепный проект, потому что мог иметь продолжение. И должен был иметь продолжение в городской среде. Хотя бы в летний период. Мы пригасили 9 художников из разных городов. Не коммерческих художников. Которые в течение недели строили объекты, потом они стояли месяц. Пермская публика гуляла, фотографировалась. Это стало хорошей зоной отдыха. Проект мог бы развиваться. Второй яркий проект – это «Камва Порт». Это территория грузового порта Пермь, исторического, знакового,  на берегу реки Кама. Мы сделали эклектик-музыкальный фестиваль, на котором выступили и звезды, и пермские имена, и новые имена. Великолепный проект. Развивать бы его и дальше. Моментально про него известность разнеслась по России.  Индастриал-этно это очень популярный формат. Тем более в промзоне. Тем более в черте города. Огромные затраты мы понесли для того, чтобы на этой закрытой зоне провести этот открытый фестиваль. Третий проект, который был в 2011 году заявлен, это международный форум «Звериный стиль в коллекциях музея». Мы пригласили 6 ведущих музеев мира, в которых хранятся коллекции пермского звериного стиля. В результате форума получили от этих музеев приглашение приехать и отфотографировать коллекцию. Я пришла в министерство, говорю, давайте воспользуемся, такое предложение бывает, может, раз в 10 лет. Мы готовы выехать. Но это им не интересно и не надо. Оказалось, что в 2011 году проекты просуществовали в формате теста. А что вы может? Мы можем вот так,  так и так.  Успех проектов, презентация новых форматов прошел хорошо, получил реакцию. То же самое в 2012 году. «Новые лики Перми». Великолепный проект.  Самобытный. Изначально нам пришел соцзаказ, сделать региональный проект. Мы его сделали. Продолжения истории нет. Наше инициатива по поводу развития этого проекта – мы его исследуем, нарабатываем культурологическую составляющую. Но для того, чтобы его презентовать, оформить, показывать на каких-то площадках, мы опять же возвращаемся в спрос, задачу и финансирование этого проекта.

 

То, чем занимаешься ты – это обращение к этнографии, к этносу, к самобытному искусству, а то, что  происходит сейчас – это больше современное искусство. А теперь представь, что ты просто эксперт от культуры. Понятно, что тебе твои проекты ближе…

 

Наталья Шостина: Я занимаюсь разными проектами. Не только аутентичными, но и современными, актуальными.

 

Отсюда вопрос, что должно составлять бренд нашего города? Бренд края.

 

Наталья Шостина: Тут смешалось сразу 2 вопроса. Одно дело – серьезное исследование развития, с проработкой каких-то исторических знаковых моментов прошлого, настоящего, будущего. То, что отсутствует на данный момент в культурной политике Пермского края. Это отсутствие стратегии как таковой. И проект «Белые ночи», который мы на протяжении 3 лет рассматриваем. Проект, который привезли в Пермь и организовали в центре города. У него есть свой определённый формат, заложены свои цели и задачи. Он как-то развивается. Но это такой проект здесь и сейчас. Относится ли он к актуальной культуре, к сиюминутной культуре. Будет ли он существовать через 10 лет. Но в нем какого-то особого смысла нет. Это просто хороший Диснейленд в центре города. Для того, чтобы пермяки могли в нем бесплатно получить развлечения.  И образовательные какие-то форматы. Познакомиться, послушать исполнителей. В основном – это концерты.

 

То есть, ты не считаешь, что он является составляющей бренда Перми?

 

Наталья Шостина: А что именно бренд?

 

«Белые ночи».

 

Наталья Шостина: «Белые ночи» - это такой бренд, который сделал из Санкт-Петербурга культурное явление с фестивальной жизнью, с традицией. А существование «Белые ночи» в Перми – это такая некая модель, как бы это могло происходить в Перми для горожан.  Восполнение некого дефицита культурного досуга. При чем здесь бренд?

 

Хорошо, тогда что такое бренд?

 

Наталья Шостина: Если мы сейчас переходим к разговору о брендах, то имеет смысл их немножко разделить. Есть исторические бренды, связанные с именами, событиями территории, Строгонов, Дягилев, Чайковский. Это исторические вехи, вокруг которых известность этих имен, известность территории. Серьезный ресурс, которым обладает Пермский край. Каждая  из этих исторических эпох достойна того, чтобы ее продвигали, об этом говорили и на этом делали имя территории.  Другие – уникальные бренды, которые свойственны только Перми и Пермскому краю. Большой территории земли. Пермский звериный стиль, древнее Пермское море, соль. Такие архетипы. Это целая философия людей, времени, мировоззрения древних.  Географические понятия. События, такие, как Пермский период, динозавры. Есть этнические бренды, связанные с самобытностью народов, которые здесь проживают, с их культурой. То, что сейчас на уровне современной культуры имеет особый интерес и спрос. Древние народы, которые здесь проживали, этнографические группы, которые оставили о себе артефакты,  мы можем с ними работать для того, чтобы заявить, что национальная территория Пермского края всегда строилась на толерантности, богатом национальном колорите. Это тоже можно заявлять миру, как явление, можно этим гордиться. Создавать бренд. Поэтому, в зависимости от ситуации и задач, которые ставятся не просто группами или лидерами, можно выводить статус территории на разные уровни. В моем представлении разговор о брендах должен идти в эту сторону.

 

Нам пишут по icq, «Спросите Наталью, рада ли она, что Гельман и с ее помощью тоже, она буквально вчера была на общественном мозговом штурме «Нужен ли «Белым ночам» Гельман», уничтожен. Один из создателей «Белых ночей», который, кстати, помог ей осуществить «Камва Порт». Так рада ли она, что Гельмана рядом больше не будет». Следующее сообщение – «Очевидно, Шостина смело может заявить Гельмана». А последнее – «Мы понимаем одно от Шостиной. Дайте мне деньги Гельмана, я сделаю вам фестиваль в стиле Октоберфест. Но не сделает, потому что, чтобы на фестиваль приехали другие имена, нужно имя, Гельман имя имеет».

 

Наталья Шостина: Я, кстати, вообще не претендую на роль организаторов подобных мегапроектов. Мне хватает проектов фестиваля «Камва». А что касается «Белых ночей», я вообще не вижу сегодня в Перми достойного ментального звена, продюсера, менеджера, который может собрать такой фестиваль, построить такую площадку, привезти огромное количество людей.  Это, конечно, не пермские мозги. Сегодня в Перми нет такого человека, который мог бы встать рядом с Владимиром Гурфинкилем, который собрал этот фестивальный городок.

 

Наталья вовсе не противник…

 

Наталья Шостина: Я анализирую ситуацию, смотрю, как она будет развиваться сейчас на фоне таких актуальных технологий. Как в это включается общество политическое, гражданское, общественное.  Такой хороший показатель жизни современной Перми.

 

Мы сегодня говорим о том, каким должен быть бренд, что он не должен быть привозным.

 

Наталья Шостина: Работа над брендом – это очень серьезная работа.  Это даже не разговор 5 минут. Если это действительно интересно, будет политический, экономический, культурный  запрос, я уверена, что лучшие мозги Перми готовы включиться в этот проект, чтобы сделать презентацию  неких знаковых архетипов, на которых строятся и имиджевые, визуальные, идеологические форматы позиционирования Пермского края не только на уровне столицы, но и на уровне мировой культуры и бизнеса.

 

Только ли культурные составляющие должны входить в это ёмкое  понятие бренд? Что из некультурной сферы сможет стать брендом Перми?

 

Наталья Шостина: Вы совершенно все правильно говорите, что бренды делают люди. История проверяется временем. На сегодняшний момент я очень рада, я приветствую волну, которая поднимается вокруг пермских инженеров, пермского инженеринга, потому что это огромный исторический, технический пласт. Одна из составляющей города Перми, истории Перми. Проявление технических мозгов. То, что открывается музей науки, что мы начинаем наконец-то говорить о каких-то IT-проектах, программных проектах. О том, что мы слышим и видим «Прогноз». Я недавно была на съезде землячества, оказалось, что в этом году Пермское землячество в Москве празднует 100 лет.  Это тоже серьезное явление. Это серьезная традиция, которая поддерживает культуру, образование Пермского края. В этом ценность не сиюминутного проекта, 3 – 5 лет, а серьёзного присутствия Пермского края на территории России. Это строится и на исторических компонентах, и на каких-то знаковых моментах. Если мы обращаемся к горнозаводской цивилизации и смотрим, как это развивалось на протяжении 2 – 3 веков, приходим сейчас к уровню технологического прогресса. Нам есть, чем гордиться. Теми же заводами, которые выжили в кризис, теми лидерами, теми конструкторскими серьёзными бюро, которые остались. Это ли не бренд? Это один из серьезных компонентов, которые делают образ региона.

 

Если подвести итог. Для тебя бренд Перми сегодня это? Что туда нужно добавить и с чего нужно начать эту работу?

 

Наталья Шостина: Начать надо с анализа. С презентации. С серьезной работы. В ней должны принимать участие специалисты. Не только историки, современные  технологи. Это серьезный культурологический анализ. На него должен быть спрос со стороны культурной политики. Политики региона. Для чего мы это делаем? Для того, чтобы сделать какой-то очередной салютный проект вокруг Пермского звериного стиля или выпустить книгу тиражом в 1000 экземпляров. Если мы обладаем амбициями, хотим с их помощью выйти на прогрессивное пространство. Не скандальное. Где мы сейчас погрязли. Потому что достало. Уже есть усталость. Вместо того, чтобы заниматься серьёзным ростом и позиционированием Пермского края, мы повернулись в сторону скандалов. Да, это такой исторический эпизод. Главная работа, наверное, впереди.


Обсуждение
1792
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.