Верхний баннер
21:00 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

17:32, 29 сентября 2014
Автор: Юрий Бобров

Начало отопительного сезона, пересчет платы за отопление, лицензирование УК обсуждаем с руководителем краевой ИГЖН Светланой Токмаковой

Гость: Светлана Токмакова, руководитель инспекции государственного жилищного надзора Пермского края.

- Смотрите, отопительный сезон как бы уже с 15 сентября начался.

- Давайте сразу же уточним, потому что дата принципиальна для потребителя и исполнителя коммунальной услуги.

- Потребитель – это я из квартиры №29.

- А исполнитель – это управляющая организация, которая обслуживает дом по договору управления многоквартирным домом либо ресурсоснабжающая организация, если собственники в многоквартирном доме приняли решение о выборе способа управления – непосредственное управление. Давайте разберемся с датами. По городу Перми есть постановление администрации о начале отопительного периода и запуске тепла. 15 сентября началась подача теплоносителя в сети, тепло начало поступать в первую очередь в учреждения социальной сферы. Далее у нас по истечению 5 дней, когда среднесуточная температура наружного воздуха составляла не более 8 градусов, начинается отопительный период для многоквартирных и индивидуальных жилых домов, которые снабжаются теплом по централизованным сетям снабжения.

- Еще одну штуку выковыряю из этой формулировки, как человек, знающий, что такое бойлер, думаю, многие слушатели тоже знают, уточню…

- Относится.

- Если у меня в доме бойлер, то этот самый теплоноситель все лето был. Горячей воды у меня в доме как бы нет, потому что она как бы греется от теплоносителя методом теплоотдачи.

- В таком доме собственники сами могут принять решение о начале отопительного периода либо подаче услуги о предоставлении услуги по отоплению. У нас было прохладное лето, в принципе собственники могли принять решение о подаче тепла, потому что расходы производятся по показаниям приборов учета. Если собственники не приняли решения, то действует как раз решение органов местного самоуправления.

- Про 8 градусов, про 5 дней.

- Она установлена федеральным законодательством на федеральном уровне, ее непосредственно можно прочитать и увидеть в правилах предоставления коммунальных услуг. Нужно для потребителей, собственников и нас как надзорного органа определить дату, чтобы мы все понимали, а какая дата-то? Вот сейчас поступают звонки, на улице тепло, у нас спрашивают, наступил ли отопительный период или нет. Для Перми он наступил 20 сентября, пятидневка состоялась. Несмотря на то, что с 20 числа у нас пошло повышение температуры, по формальным признакам началом отопительного периода в Перми является 20 сентября. Именно во взаимоотношениях «потребитель-исполнитель» надзорный орган и участники взаимоотношений будут опираться на 20 сентября. И если  температурный режим не соблюдается с этой датой…

- Нарушено право оказания качественных услуг. Мы сейчас все понимаем, все мужики и технари, проблемы сетей, пусконаладки, гидроударов, расширения труб от температуры, это нормальное физическое явление. С другой стороны, это совершенно не должно волновать гуманитариев и многоуважаемых блондинок, они должны жаловаться и имеют на это право. Чем активнее это они будут делать, тем активнее система будет шевелиться.

- Вы правы.

- Жаловаться вам 

- Да нет, все-таки существует определенный порядок установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.

- Все, система должна запуститься, 20 числа сразу бац, и 21 градус…

- Я имею в виду, отношения «потребитель-исполнитель». И только если кто-то в этой системе что-то нарушает, тогда включается надзорный орган. По правилам установления факта о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества должно устанавливаться исполнителем коммунальной услуги. Потребителю необходимо обратиться к управляющей организации по тем телефонам, которые управляющая организация должна предоставить либо в ресурсоснабжающую организацию для предоставления факта. Сразу оговорюсь, что в случае непосредственного управления, когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, она несет ответственность за поставку ресурса на ввод в дом. Уже отвечать за то, какого качества услуга предоставляется непосредственно в помещении, достаточно сложно будет привлечь ресурсоснабжающую организацию и к ответственности, и какие-то претензии вообще выставлять. Но я не об этом, потому что все-таки меньшинство…

- Довольно узенькая категория.

- Большинство домов обслуживаются управляющими организациями или находятся в управлении ТСЖ, ЖСК.

- 1200 из 6500 домов у нас ТСЖ.

- Именно туда будет необходимо обратиться и зафиксировать в обязательном порядке факт обращения.

- 20 числа должны дать. Вот я педант, жуткий формалист, сутяжник, постоянный ваш клиент, вы меня знаете по ФИО. Нет, я сейчас условно.

- А то я судорожно начинаю вспоминать, был ли у нас такой заявитель (смеется).

- И 20 числа я понимаю, мне по всем новостям сказали Игорь Сапко и Дмитрий Самойлов, и вы подтверждаете в комментарии другому журналисту, что отопительный период начался. У меня нет 18 в средних квартирах и 20 в угловых… Или ошибся в градусах?

- Ошиблись не в пользу потребителя. Требования к качеству коммунальной услуги установлены теми же правилами, 20 градусов должно быть в помещении жилом и жилой комнате, не для кухонь и коридоров эта норма, и 22 градуса для угловых жилых помещений. В случае проведения факта замеров они производятся в жилых помещениях.

- Вы опять во мне разбудили формалиста. Отопление подается по стоякам, и эти жулики, они же все жулики в УК-то точно…

- Да я бы не стала так обобщать.

- Если у вас холодно, вы их по-другому не назовете. Так вот, жулики знают, что только в жилых комнатах должно быть 20, и они стояк этой кухни, ванной комнаты, в коридорах нет стояков, они его не чинят, не продувают, не латают, вообще не подключают. А как тогда мерить температуру в кухне?

- У нас есть и нормы, установленные для нежилых помещений. Чтобы не ошибиться, не люблю вводить в заблуждение…

- Все, в интернете ищем.

- Это вы найдете не в правилах, а в ссылках. Ссылка на санитарные нормы и правила есть в правилах.

- Хорошо, жалуемся в УК. Как быстро они должны прийти с каким-то универсальным термометром?

- Предположим, УК, получив обращение от потребителя, может знать, что дом еще не подключен. Поэтому управляющая организация или представитель, которого обязанность – эти полномочия, должен проинформировать потребителя, что тепло не подается, что они в курсе. Этот факт фиксируется в журнале, и конечно, делается перерасчет. Те граждане, которые сейчас проживают в домах без отопления, имеют право заявиться на перерасчет, это нужно делать.

- Это само собой, и компенсация морального, а может быть, и материального вреда, простуды…

- Речь идет не о моральном ущербе, который будет присуждаться в судебном порядке. Здесь речь идет о том, что услуга оказана ненадлежащим образом, правильно предусмотрено снижение платы в случае предоставления услуги ненадлежащего качества. Если управляющая организация знает, что тепло в дом подается, тепло отсутствует либо по стояку, либо в отдельной квартире, могут быть разные причины, по правилам установлено, что в отопительный период в течение 2 часов организация должна выйти с замерами.

- «Скорая помощь» иногда приезжает позже.

- Тем не менее, понятно, что сейчас идет запуск тепла, таких обращений много, отработать их все не представляется возможным. Согласовать с потребителем необходимо какое-то иное время, иную дату. Или, если понятно, что на услугу есть жалобы, как-то на нее реагировать без замеров. Фиксируется звонок, и с этого момента услуга, считается, что оказывается некачественно, пока не подтвердилось иное.

- Завоздушило батарею в трехкомнатной квартире, что-то хочется с ними сделать. Мы понимаем, что батарея не прогревает до 20. Они, конечно, придут не через 2 часа, но через 2 дня, мы это честно фиксируем. Мы под этим распишемся, соседи распишутся…

- Не обязательно. Если согласны, составляется акт…

- Если они говорят: «Так смотрите, видите, уже почти 19!» - и трясут термометром? Тогда соседей, понятых, «не согласен с протоколом» и так далее? В общем, если мы доказываем, что нет температуры 20 градусов в одной из жилых комнат, то нам услуга по отоплению не оказана?

- Оказана ненадлежащего качества.

- Перерасчет нам должны сделать в ноль, как будто ее не оказывали?

- Нет, не в ноль. Есть определенные параметры снижения стоимости. В зависимости от времени продолжительности и того, на сколько градусов ниже…

- Много не заработать, морально себя не компенсировать. Думаю, многие люди сейчас уже устали конспектировать наш алгоритм-схему. Важное дополнение – мы ныне живем в иной системе оплаты отопления, платим за него не весь год, разбитый равными частями на одинаковые дольки в июне и январе, а платим в Пермском крае 8 месяцев в году…

- Ряд территорий, в том числе город Пермь, 7 месяцев. Начиная с октября месяца.

- То бишь в ноябре мы поручим октябрьский квиточек, хотя отопление, 10 дней сентября, уже у нас как бы было.

- Независимо от того, что у нас для домов, где отсутствуют общедомовые приборы учета, квиточки за август и сентябрь должны прийти с нулевыми показаниями услуги по отоплению, в принципе она не должна начисляться. А первый платеж должен прийти за октябрь в ноябре, но предоставлять качественную услугу организации обязаны. Сентябрь попал в неоплачиваемый месяц, но отопление лежит именно в сентябре. И если услуга была оказана некачественно, то сумма перерасчета именно за некачественно оказанную услугу в сентябре должна быть отражена в платежном документе за октябрь. Плата за октябрь должна быть снижена в случае оказания ненадлежащего качества услуги в сентябре.

- То есть из квартиры №5 соседка пожаловалась, ей письменно ответили – трали-вали, теплотрасса-дыры, все такое, не дали ей 20 и даже 29 сентября. Но сказали – не переживайте, вам будет перерасчет. Но понятно, что остальные 123 квартиры не будут писать, а баба Маня соседка ответственная, всем доложила, старшие по дому расклеили по подъездам. Весь дом в курсе, только надо держать в голове на всякий случай. А в квитанции должно быть написано: «Начислено итого», а ниже строка «перерасчет – итого», вот в таком порядке?

- Совершенно верно. Сумма изменений платежа должна указываться отдельно, из платежного документа должно быть видно потребителю, как сложилась сумма платежа. Скажу совсем коротко, это мы говорим по домам, которые без общедомового прибора учета находятся, но в тех домах, где установлены приборы учета, начало отопительного периода у нас в сентябре, следовательно, по факту потребления тепловой энергии в сентябре придет квитанция за услугу по отоплению.

- Слушайте, какая живая тема. ТСЖ по-разному формируют эти квиточки, кто-то просто пишет количество гигакалорий, кто-то их разбивает на воду и отопление, при этом понятно, что туда плюс-минус десяток гигакалорий для удобства счета, иногда бухгалтер просто так подбивает, чтобы ровная сумма вышла, я не знаю… Итого все понятно, гигакалории совпадают, счетчик железная штука, не обманешь. Они должны указывать обязательно отопление и горячую воду или могут позволять себе обладателя счетчиков, неважно, УК или ТСЖ, показывать общее количество гигакалорий, если в доме бойлер? Я вот к чему!

- Нет, если в доме стоит общедомовой прибор учета и бойлер, индивидуальный тепловой пункт, все равно платеж должен разбиваться на две части. Тепловая энергия, которая пошла на услуги отопления, оплачивается и предъявляется потребителю пропорционально площади жилого или нежилого помещения, а тепловая энергия, которая была использована для подогрева холодной воды до состояния горячей, распределяется пропорционально потребленным кубическим метрам.

- А 7-8 месяцев к ним тоже относятся, получается, ТСЖ должны немножко кредитовать жителей. Еще вопрос из ICQ: «УК ежемесячно указывает в квитанции содержание и текущий ремонт, подъезды не убираются в доме, это делают жильцы. Стены все облезли, как произвести перерасчет? Александр».

- Здесь следует обращаться к другим правилам – Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденные постановлением правительства РФ №491. Этим же постановлением утверждены Правила изменения платы в случае оказания услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества (неразборчиво).

- Взимание платы за уборку подъездов и неоказание этой услуги – это вообще…

- Это тоже перерасчет. Конечно, это нарушение. Здесь можно не только требовать перерасчет, но и обращаться в ИГЖН. Если услуга не оказывается, и при проверке этот факт будет установлен, я подчеркну, что при проверке он должен быть установлен…

- Будет стоять инспектор и смотреть? Или опрос?

- Нет, никаких опросов мы не проводим.

- И подписи соседей к вам тащить тоже бесполезно?

- Бесполезно. Если пришел инспектор и видит, что в подъезде чисто, привлечь организацию он не сможет.

- Так это баба Маня из квартиры №5 подмела!

- Совершенно верно. Здесь речь идет уже о нецелевом использовании средств, собранных с потребителей, или обмане потребителей. Услуга не оказывается, производится самими жильцами, при этом плата взимается.

- А как доказать? Опрос не проводится, коллективные обращения не принимаются… У вас здесь нет полномочий? Надо идти в прокуратуру, полицию?

- Лучше, конечно, в правоохранительные органы, если средства используются не по…

- Так их так много, этих правоохранительных органов.

- В органы полиции.

- Почти все детали отопительного механизма мы разобрали, в том числе как жаловаться, как устанавливать истину, 20 у вас градусов или нет. Осталось спросить главное у вас, друзья. У вас в доме есть отопление? Да – 207-05-15, нет – 207-05-25. 1 сентября УК всей страны должны стать лицензированными ООО.

- С 1 сентября вступили поправки в Жилищный кодекс, касающиеся лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. А пролицензироваться, получить лицензию УК должны до 1 мая 2015 года. После этого срока деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии не допускается.

- Давайте делить по направлениям.

- Лицензированию подлежит деятельность по управлению многоквартирными домами, которую осуществляют организации и юридические лица или ИП на основе договора управления многоквартирным домом, заключенным в соответствии с требованиями Жилищного кодекса, статья 162.

- То есть это только внешний коммерческий институт по отношению к дому. Когда мы говорим о ТСЖ, это внутренний некоммерческий институт самих жителей, то есть даже не жителей, а собственников. К ТСЖ лицензирование как может коснуться? По-прежнему председатель – это один из соседей, нанятый со стороны, дворники и все остальные… ООО, которым сейчас является УК, которая одним домом управляет как УК, а другой дом она только обслуживает?

- Да, это разные вещи. Закон как раз подчеркивает, что деятельность по управлению домом на основе договора управления. Поэтому договор управления включает в себя обязанность организации по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, иных услуг по управлению, которые собственники закажут этой организации.

- В общем, это распоряжение деньгами, наличие ключей от подвала и чердака, ответственность за упавшую кому-нибудь на голову глыбу льда. С кого спрашивать.

- И ответственность за качественно оказанную коммунальную услугу.

- Там-то ладно, там гражданские взаимоотношения, а когда глыба упадет, начинается уголовщина, и все, надо найти крайнего. Что за этим лицензированием должно встать? Что и кто лицензирует, что надо предъявить, усы-лапы-хвост, дворников-лопаты, кого?

- Решение о выдаче лицензий либо отказе от выдачи лицензий, я пока сосредоточусь на этом процессе, мы все-таки находимся в начале пути по лицензированию, запускаем эту систему. Решение о выдаче лицензий либо отказе от выдачи лицензий принимает лицензионная комиссия, она направляет в ИГЖН, и именно ИГЖН будет выдавать лицензию как документ. Лицензия – это документ, который как раз будет говорить о том, какая организация получила лицензию на деятельность.

- Подождите, вы так сказали, как будто будете только штамповать и ставить подписи. Не совсем ведь так?

- Не совсем. Что нужно для того, чтобы получить лицензию? Подать документы. Скорее всего, его будет осуществлять опять же ИГЖН на выдачу лицензий, мы будем рассматривать документы, проводить внеплановую проверку на соответствие соискателя лицензий лицензионным требованиям, и готовить для лицензионной комиссии наше мотивированное предложение.

- Комиссия будет состоять из депутатов, представителей местного самоуправления, ТОСов, общественности?

- Да, конечно. Решение о создании комиссии принято, указ губернатором подписан. Орган, на которого возложено формирование лицензионной комиссии, определен, это министерство строительства и ЖКХ Пермского края. Состав комиссии – 11 человек, в комиссию должны войти как представители общественных организаций, СРО, представителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

- Слушайте, если комиссия одна на весь Пермский край, а ее состав 11 человек, то словосочетание «местного самоуправления» я бы говорил «орган», а не «органы», потому что там количество…

- Да, будет скорее всего один представитель от совета муниципальных образований.

- Да, я даже его фамилию сейчас назову и скорее всего не ошибусь. Но подождите, как качественно они будут определять соответствие УК замечательного города Кудымкара, если никто из них скорее всего не бывал там в жизни и точно не побывает по этой надобности?

- Для этого как раз инспекция будет формировать мотивированное предложение. В нем нужно будет обязательно сказать результаты нашей внеплановой проверки организации на соответствие лицензионным требованиям.

- Самые важные требования.

- Самое важное, что организация должна быть зарегистрирована на территории РФ.

- О! Слушайте, попадаются, да. Бывает, что на Куйбышева управляют УК из России, но почему-то из Тулы.

- Нужно сказать, что лицензия будет выдаваться органам в определенном субъекте и действовать на территории субъекта. Для того, чтобы осуществлять деятельность зарегистрированных…

- Трансрегиональных не будет.

- Лицензий нет, организация может быть. Но чтобы осуществлять деятельность в каком-то регионе, эта организация должна в этом регионе получить свою лицензию. А для того, чтобы осуществлять свою деятельность в другом регионе, в том регионе тоже.

- То есть на самом деле может компания быть зарегистрированной в Туле и во всех регионах иметь лицензию. А какие-то фактические?..

- Наличие квалификационного аттестата у руководителя организации и иных должностных лиц.

- Это курсы, корочки?

- Курсов никаких не подразумевается. Руководитель, должностное лицо, управляющая организация самостоятельно определяется, следует ли ему обучиться, выбрать эту организацию, если он принимает решение по обучению, либо подготовиться самостоятельно к сдаче квалификационного экзамена. Принимать его будет та же квалификационная комиссия.

- О Господи, из Кудымкара ехать в Пермь в комиссию, в которой ИГЖН, какая-то общественность, совет глав муниципальных образований и сдавать экзамен. Кому – им? Никогда ни одним домом не управлявшим?

- Подразумевается, что процесс будет все-таки автоматизирован.

- Коммунальный ЕГЭ для директоров-управляльщиков?

- Практически да.

- Эта штука формально началась, издан указ, но там чего-то не хватает, потому что комиссия не заседает…

- Методические указания по формированию комиссии принимаются министерством строительства и ЖКХ РФ. Сегодня рекомендации есть только в проекте. Мы ориентируемся на те проекты, которые вывешены на сайте Минстроя РФ, и любой может ознакомиться. Но исходя из тех проектов, которые есть и которые могут быть изменены, мы пока все свои нормативно-правовые акты разрабатываем и планируем всю свою деятельность, исходя из норм, которые существуют в проектах.

- Прямо как пермяк пермякам расскажите, какие риски вы видите в этом лицензировании, подводные камни?

- В оставшееся время прямо сложно.

- Вы необходимость этого лицензирования честно видите? Рейтингами мерили, позорными досками…

- Это неофициальные рейтинги, они не имеют юридической силы, а лицензия – все-таки определенная юридическая норма. Ее можно аннулировать.

- У 60% слушателей отопление есть. Сколько в Перми, по вашим данным?

- По отчетам, которые нам представляются, порядка в 80% жилых домов сегодня подача тепла осуществляется. Чтобы понять и оценить, насколько реальны те или иные данные, будет проводиться горячая линия, мы ее проводим чуть позже, даем немножко разбег, чтобы были приняты органами, которые должны принимать решения, меры какие-то. Через полторы недели в ИГЖН начнет работать горячая линия. С 1 октября.


Обсуждение
3643
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.