Верхний баннер
15:12 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:05, 13 ноября 2013

"Самые большие проблемы в Пермском крае сегодня - в теплоснабжении и электроснабжении. Причем проблема тепла стоит наиболее остро" - Антон Удальёв

Теги: УФАС, ПСК, тепло

В Пермском крае на сегодня свернулся целый клубок проблем в сфере ЖКХ. Неоднократно «светились» в медиа-пространстве проворовавшиеся руководители управляющих компаний. В отношении ряда чиновников, связанных с ЖКХ, возбуждены уголовные дела. Не прекращается противостояние общественников с Пермской сетевой компанией. Фонд капремонта только-только создается, а уже требует 20 миллионов рублей на свою работу.

 

Словом, чем дальше, тем больше проблем накручивается. О ниточках, за которые тянет Пермское управление ФАС, раскручивая этот непростой клубок, мы поговорили с и.о. руководителя Пермского УФАС Антон Удальёв.

 

 

Клубок проблем

 

- Я бы хотела, чтобы вы сразу перечислили громкие антимонопольные дела в ЖКХ и те тенденции, которые прослеживаются с точки зрения антимонопольного законодательства.

 

- У нас существует несколько категорий дел в сфере ЖКХ. Первые связаны с действиями самих ресурсоснабжающих организаций. Здесь и теплоэнергия, и электроэнергия, и водоснабжение. 

 

К сожалению, самые большие проблемы в Перми и Пермском крае сегодня в двух сферах – теплоснабжение и электроснабжение. Причем теплоснабжение в Перми – та проблема, которая стоит наиболее остро. Вы правильно сказали, у нас есть и ТГК-9, и «Пермская сетевая компания». Огромное количество заявлений поступает именно на эти организации и антимонопольные дела по большей части возбуждаются именно в отношении этих двух организаций.

 

Не так давно у нас было возбуждено ещё одно дело, связанное с «Пермгазэнергосервисом» и «Пермской сетевой компанией», ТГК-9. Дело было возбуждено, но говорить о каких-то результатах и делать выводы достаточно сложно. Этот вопрос связан с законом о теплоснабжении и обязанностью установить схему теплоснабжения, выбрать единую теплоснабжающую организацию. У нас огромное количество публичных слушаний прошло по этому поводу, до сих пор никто ни с чем пока не определился.

 

К сожалению, самые большие проблемы в Пермском крае сегодня в двух сферах – теплоснабжение и электроснабжение. Причем теплоснабжение в Перми – та проблема, которая стоит наиболее остро. У нас есть ТГК-9 и «Пермская сетевая компания». Огромное количество заявлений поступает именно на эти организации.  

 

Раньше был вал дел, связанных с незаконными прекращениями подачи теплоэнергии и горячей воды, сейчас ситуация изменилась в гораздо лучшую сторону, таких ситуаций наблюдается все меньше. Если есть отключения, то только связанные с аварийностью. Здесь есть огромный плюс, связанный и с действиями нашего контрольного органа, и с пониманием ситуации самими теплоснабжающими организациями.

 

Другие проблемы связаны с заключением договоров и установлением платы для потребителей, не только жителей, а в первую очередь управляющих компаний, которые переначисляют плату за теплоснабжение своим жителям.

 

Много сезонных проблем возникает с вводом в эксплуатацию тех или иных систем. Честно скажу, это не наша компетенция. Мы получаем такие обращения и перенаправляем их в соответствующие органы.

 

Огромное количество жалоб от тех организаций, которые занимаются расчетами с управляющими компаниями, теплоснабжающими, электроснабжающими. Здесь мы тоже всегда смотрим, наша ли компетенция. Наша связана с нарушением порядка ценообразования и навязыванием невыгодных условий договора, когда устанавливают завышенные объемы, неправильный порядок начисления. Что касается качества ресурсоснабжения, ряд дел нами тоже возбужден. Уже есть наработанная антимонопольным органом положительная практика, связанная с тем, что лицо, ресурсоснабжающая организация, зная о проблемах и о том, что оно должно качественно услугу оказывать, оказывает ее некачественно на вводе в сам жилой дом. Яркий пример – это действия «Пермской сетевой компании». Почему я могу так смело говорить? Уже есть решения судов, которые поддержали наши решения и говорят, что факт наличия 60 градусов нагрева воды на ЦТП не означает надлежащего исполнения своих обязанностей по качественному теплоснабжению и горячему водоснабжению. Нагретая вода до 60 градусов должна доходить на ввод в доме, и 60 градусов должно быть у самих жителей, а не в месте, где эта вода приготавливается.

 

Вот это те дела, которые связаны с действиями ресурсоснабжающих организаций и касаются непосредственно потребителей.

 

Второй ряд дел – это действия органов власти, которые связаны с порядком отбора управляющих компаний, с порядком распределения бюджета для капитального ремонта домов. Это вопросы, связанные с созданием премущественных условий деятельности тем или иным ресурсоснабжающим организациям либо тем или иным управляющим компаниям.

 

 

УФАС и тепловой сговор

 

- Давайте начнем с нашумевших дел, которые у всех на слуху. Суд постановил прекратить договор между ТГК и ПСК и вернуться к предыдущей схеме теплоснабжения города. Вы как юрист и глава антимонопольного ведомства, какими видите перспективы этого дела?

 

- Надо вернуться к той истории, которая была начата еще в 2009 году, когда был признан сговор между ТГК-9 и ПСК, и было решение. Оно касалось как раз схемы теплоснабжения в Перми. Решение было вынесено, было признано судом законным, и было предписание устранить нарушения антимонопольного законодательства. При выполнении нашего предписания мы определенное время полагали, что оно исполнено. Но в один прекрасный момент мы увидели, что было сделано.

 

Я напомню историю про полтора метра сетей. Полтора метра, которые присоединены к жилым домам, были переданы «Пермской сетевой компании» в аренду, чтобы она формально смогла стать теплоснабжающей организацией для этих домов. И тут мы поняли…

 

- Вас водят за нос.

 

- По сути дела, да. Нами был признан факт нарушения, злоупотребления в части передачи этих полутора метров сетей и установления ПСК как теплоснабжающей организации. Вы представляете, какие там расходы и какой тариф у «Пермской сетевой компании».

 

- На 40% больше.

 

- У нас недавно был форум, где приезжали судьи Высшего арбитражного суда, федерального арбитражного суда Уральского округа. Председатель административного состава Лукьянов обратил внимание на следующее – всегда возникает вопрос, где предел осуществления гражданских прав? С точки зрения предпринимательской деятельности и Гражданского кодекса это нормально – заключил договор аренды, чтобы получать больше прибыли. С другой стороны, он говорит – мы же прекрасно понимаем, что, когда для жителей серьезным образом увеличивается плата за потребленные ресурсы, то это злоупотребление. Хотя Гражданскому кодексу это не противоречит, с точки зрения антимонопольного законодательства это злоупотребление. Поэтому наши действия по признанию факта нарушения по передаче в аренду полутора метров сетей, иск в рамках нашего решения 2009 года, предписания о расторжении договора купли-продажи тепловой энергии между ТГК-9 и ПСК направлены на изменение этой ситуации.

 

- Мы определенное время полагали, что наше предписание в отношении ПСК исполнено. Но в один прекрасный момент увидели, что было сделано. Полтора метра, которые присоединены к жилым домам, были переданы «Пермской сетевой компании» в аренду, чтобы она формально смогла стать теплоснабжающей организацией для этих домов. И тут мы поняли…

- Вас водят за нос.

- По сути дела, да. 

 

Решением суда первой инстанции договор признан незаконным, мы ждем апелляции. Но сейчас в рамках закона о теплоснабжении необходимо принятие схемы теплоснабжения и выбор единой теплоснабжающей организации. К тому моменту, как эта единая теплоснабжающая организация будет выбрана, все изменится. Та схема, которая раньше существовала, отойдет в любом случае на задний план. Будет или не будет расторгнут договор, мы будем отсчитывать новый этап в истории теплоснабжения, поскольку будет схема, и будет выбрана единая теплоснабжающая организация. Причем вариантов несколько. На публичных слушаниях, которые проходили, предлагались варианты выбора нескольких теплоснабжающих организаций по географическим границам, единая «Пермская сетевая компания», ТГК-9, в зависимости от того, кто подаст заявки в Минэнерго, и кого установят единой теплоснабжающей организацией. Если единой теплоснабжающей организацией будет «Пермская сетевая компания»…

 

В любом случае наши действия направлены на сегодняшний день, на устранения нарушения прав потребителей. Но там уже будет новая схема, она будет законна.

 

- И тариф может остаться прежним? У ПСК выше, чем у ТГК, на 40%?

 

- Полагаю, тариф «Пермской сетевой компании» в любом случае будет выше, чем у ТГК-9 по той простой причине, что у «Пермской сетевой компании» - сети и объекты, которые необходимо содержать. А именно затраты на содержание, обслуживание оборудования – это все то, что входит в состав тарифа. Эти затраты учитываются, у них в любом случае тариф будет больше. Вопрос в том, насколько – это раз.

 

Во-вторых, с кем должны заключать договор потребители – с ТГК-9, «Пермской сетевой компанией» либо с кем-то иным.

 

- Что касается перерасчета и возврата тарифа за половину 2012 года, тут решение уже принято. Какие перспективы вы видите? Уже прокуратура подключилась к этому, правда, несколько с другой стороны. Прокуратура вообще проверяет законность, а про общественников есть такое мнение, что они действуют в каких-то своих, корыстных, видимо, интересах, за тепло платить не хотят... Какие перспективы вы видите – будут или не будут выплачены деньги жителям? Если будут, то как это вообще может происходить?

 

- Давайте так – я представления не имею, как это будет происходить. Есть несколько вариантов, как поступать в этой ситуации. Жители, управляющие компании, потребители в любом случае пользовались этими услугами. Они ведь не отказывались от них, они нужны. Поэтому «Пермская сетевая компания» оказывала эти услуги. В любом случае какие-то затраты кто-то нес. Соответственно, мы понимаем, что эти затраты должны быть возмещены. Вопрос встает лишь в размере этих затрат и том, в каком порядке они будут выплачиваться.

 

Первое – мы должны установить, какой правильный тариф должен быть, какие затраты должны быть учтены и предъявлены потребителям. Второй вопрос, который мы с вами должны понять – либо мы добровольно, как обычно это происходит, в рамках обычного делового оборота установим, что есть какой-то эксперт, который установил, что там не 1000 рублей, образно, должен быть тариф, а 950. Мы соглашаемся, что 950 рублей за гигакалорию я должен выплачивать. Тогда 50 рублей, излишне или незаконно установленные, должны быть вычтены. Либо мы их возмещаем путем того, что «Пермская сетевая компания» оплачивает потребителям эту разницу, либо мы их на следующий период регулируем.

 

- Могут быть перенесены эти деньги.

 

- Либо мы идем и в судебном порядке это делаем. Это уже решение самих потребителей. Вы же сами понимаете, что «Пермская сетевая компания» сама не будет этот вопрос решать и вносить. Надо ждать от потребителей, мне так кажется.

 

 

Потребитель должен быть активным

 

- Вы знаете, когда говорят, что потребители или собственники неактивные, у меня всегда это вызывает негодование. Почему я плачу деньги, мне установили тариф, к тому же неправильный, как это было доказано судом, я его платила, и сейчас мне говорят, что я не могу рассчитывать на возврат этих денег, а должна дергать государственные органы за какие-то ниточки, чтобы опять восстановить справедливость!

 

- Вот смотрите. Во-первых, потребитель должен быть активным в любом случае. Во-вторых, для чего создаются ТСЖ, управляющие компании? В первую очередь для представления интересов этих потребителей. Я с вами полностью согласен, мы с вами как физические лица не должны вникать в эти вопросы, для этого есть наши представители, которые предусмотрены законодательством.

 

- А если представители недобросовестны, и мы видим, что недобросовестность, причем не только управляющих компаний, но и поставщиков ресурсов, доказана судами? Меня эта система возмущает. Не знаю, что нужно сделать, чтобы она заработала, чтобы без участия бедных собственников, которые с утра до вечера работают, при этом еще платят деньги за эту самую коммуналку и должны бегать и что-то доказывать. Я понимаю, активная гражданская позиция нужна. Но доколе?!

 

- Давайте приведем пример автомобиля. Это ведь тоже ваша собственность. Вы сами занимаетесь его обслуживанием, понимаете, что нужно сделать техобслуживание, заправить его, поменять масло, ухаживать. Вы этим занимаетесь, но каким образом? Вы организуете этот процесс. Вы не сами, за редким исключением, его моете, заливаете масло, едете на станцию техобслуживания...

 

 

В новостройках жители смогут выбирать УК сами

 

- Нескольлко слов о том, что сейчас новостройки должны будут выбирать вместе с жителями управляющие компании, а не навязывать, как это было ранее.

 

- Ранее была ситуация, и мы получали много жалоб, что застройщики навязывают свои управляющие компании жителям, которые приобретают квартиры в этих домах. На сегодня, с момента ввода в эксплуатацию жилого дома, орган местного самоуправления должен в определенные сроки провести конкурсный отбор управляющих компаний для этого дома. Сейчас мы как раз совместно с администрацией Перми, другими органами местного самоуправления края будем рассматривать вопросы критериев отбора, в первую очередь они направленные на удовлетворение интересов потребителей.

 

- Меня здесь смущает, что дом сдан, квартиры не все проданы, а для проведения общего собрания необходим 51%...

 

- Для этого и внесены изменения в Жилищный кодекс. Для этого эта норма и введена, что органы местного самоуправления производят отбор управляющей компании.

 

 

 

Вопросы слушателей

 

Госдума пишет законы, которые наносят ущерб собственникам

 

- Я был управляющим в ТСЖ. Все-таки основную проблему для собственников создает законодательство. В свое время все причесались, поставили энергосберегающие лампочки, двухтарифные счетчики, все прекрасно работало. С 12 тысяч стали платить всего 2 за электроэнергию, хорошо? Хорошо. Законодательство изменили, под давлением, я так понимаю, энергетиков, придумали, навернули общедомовые формулы, туда-сюда, и что вы думаете? Нас перевели на тариф - 9 тысяч в месяц! Хотя у нас в местах общего пользования стоят приборы, их не признают, говорят – нет, это не по закону. На уровне Государственной думы (президент подписывает, Совет Федерации участвует) принимаются законодательные акты, которые прямиком наносят ущерб собственникам.

 

- По общедомовым приборам учета действительно изменилось законодательство. То, что сейчас говорят, что были установлены общедомовые приборы учета – на самом деле, когда они устанавливались, они не были общедомовыми приборами учета с точки зрения законодательства, как оно сейчас об этом говорит. Но мы признали факт нарушения со стороны действующего поставщика «Пермэнергосбыт» в части начисления по нормативам. Тут говорилось, что стало 9 тысяч рублей. Это не тариф, это нормативы. Им стали предъявлять нормативы, поскольку у них нет общедомовых приборов учета. Мы со своей стороны признали факт нарушения со стороны «Пермэнергосбыта» по факту начисления по нормативам, навязывание невыгодных условий. У нас есть решение, есть предписание, оно оспаривается «Пермэнергосбытом», приостановлено, поскольку в этот вопрос вошли сами потребители с «Пермэнергосбытом». И «Пермэнергосбыт» как минимум в двух инстанциях, насколько я знаю, выиграл это дело. Сейчас неизвестно, что будет с нашим решением, мы защищаем потребителей. Мы говорим: нет, не надо по нормативам, вы должны посчитать те приборы учета, которые были установлены, хоть не общедомовые... Но это можно долго говорить. Суть такая – сейчас приостановлено, и будем ждать, когда суд приступит к рассмотрению нашего дела. Если наше предписание будет признано законным, то наши потребители будут спасены.

 

 

Холодно? Можно вернуть деньги!

 

- Я в Москве интересовался у очень дорогого юриста: если холодно в квартире, что делать? Он прямо сказал – собрать 20-30 подписей и обратиться в прокуратуру с заявлением по факту хищения тепловой энергии. Второй вариант – просто подать мировому судье заявление о нарушении прав потребителей, кстати, это бесплатно, даже госпошлину не нужно платить. Как правило, мировой судья отшивает, но если пойти выше, то можно добиться справедливости, выплатят компенсацию.

 

И еще мне этот дорогой юрист сказал, что деньги можно вернуть за три года, если будет доказан факт или хищения тепловой энергии, или недопоставки тепла. То есть просто нас дурят, по закону можно просто вернуть деньги, никаких перерасчетов не делается. Плюс моральный вред.

 

- Что скажете? Я слышала, деньги возвращают.

 

- Я полностью согласен с третьим ответом дорогого юриста из Москвы (смеются). Первые два ответа – можно подискутировать, но на это времени уже нет. Там не все так просто, понимаете? Есть контрольные органы, жилищная инспекция. Во-первых, для начала надо доказать, что идет ненадлежащее качество теплоэнергии и горячего водоснабжения. Докажите, акты надо составить.

 

- Есть такие прецеденты. Я думаю, этот адвокат станет гостем одной из наших следующих программ.

 

- Можно я еще скажу? Некачественная поставка воды, 60 градусов на ЦТП и меньше на вводе в дом – это нарушение антимонопольного законодательства, злоупотребление доминирующим положением теплоснабжающей организации. Берите информацию у нас с сайта, она размещена, пользуйтесь и руководствуйтесь ей. Это наработанная информация для самих потребителей.


Обсуждение
1753
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.