Гость: Юлия Купина, заместитель директора музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).
Тема: Название музея — "Кунсткамера", сложилось в течение 300 лет истории. Существует некоторое искаженное в общественном сознании представление об этом музее. Чаще его называют "музеем уродов". Однако это лишь часть коллекции, в нем собраны уникальные объекты по этнографии и археологии народов практически всех уголков земного шара. Почему же "Кунсткамера" — это, скорее, музей науки?
Ведущий: Сергей Хакимов.
СПРАВКА:
Юлия Купина - кандидат исторических наук, выпускница исторического факультета Ленинградского государственного университета 1984 года по специальности «этнография». В том же году поступила в очную аспирантуру музея антропологии и этнографии РАН и в 1987 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Традиционная скульптура эвенков: вопросы происхождения и функционирования. В 2000 г. возглавила отдел внешних связей и выставок. С 2004 г. – заместитель директора МАЭ РАН по музею.
Сфера научных интересов: этнографии народов Сибири, музейный менеджмент. Юлия Купина является автором серии исследовательских работ по традиционной культуре аборигенов Сибири, выставочных каталогов музея. Получила стипендию Фулбрайта, стажировалась в Швеции по программе «Новые менеджеры для России», прошла обучение в Институте Музейного Менеджмента Института Гетти. C 2006 г. является экспертом ЮНЕСКО по вопросам развития музеев в СНГ, Украине и Монголии.
Кунсткамера была создана «для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук». Музей, известный всем петербуржцам и гостям города, ведет огромную исследовательскую работу. На самом деле посетители видят менее 1% коллекций. Все остальное — это запасники и предмет изучения исследователей со всего мира.
В такой многонациональной стране, как наша, этнография, как наука, изучающая различные этносы и их взаимодействие, это одна из главных областей знаний, имеющих крайне важный прикладной аспект. В музей постоянно обращаются представители как федеральной, так и местной власти с просьбой о проведении экспертиз и вынесения тех или иных экспертных решений по разного рода национальным вопросам.
Исследуя прошлое, ученые ориентируются на предметы материальной культуры, быта, одежду, которые до недавнего времени были присущи конкретному времени и народу. Сейчас, в эпоху глобализации, мы настолько перемешались, что совершенно непонятно, как нас будут идентифицировать этнографы и историки. Однако «Даже если представителей разных народов запустить в один магазин, все оденутся по-разному и можно будет угадать какие-то присущие разным этносам черты. Даже не намеренно мы все равно сохраняем какие-то признаки своей национальности, мест, где родились и выросли, и выражается это очень по-разному. Но наиболее очевидна разница в отношении к информации»,— рассказывает Юлия Купина. Интересно наблюдать также, как разные национальные черты переносятся в интернет. Несмотря на то, что можно сохранять анонимность, в социальных сетях зачастую соблюдаются те же законы, что и в обществе.
_____________________________________________