Верхний баннер
06:50 | ВТОРНИК | 30 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:00, 22 февраля 2013

Программа патриотического воспитания

Анастасия Сечина: У микрофона Анастасия Сечина.

 

Игорь Лазарев: Игорь Лазарев.

 

Анастасия Сечина: Сергей Лепихин за звукорежиссерским пультом. Я представляю нашего гостя - Лилия Николаевна Ширяева, депутат краевого Законодательного собрания Пермского края. С Лилией Николаевной мы будем говорить о программе патриотического воспитания, точнее, пока о концепции программы.

 

Игорь Лазарев: Которую вчера приняли депутаты Законодательного собрания.

 

Анастасия Сечина: У нас на сайте это проходило с заголовком «Заксобрание приняло нашумевшую концепцию программы патриотического воспитания», потому что она действительно немножко пошумела.

 

Игорь Лазарев: И не единожды в эфире у нас обсуждалась.

 

Лилия Ширяева: И на площадках Законодательного собрания много обсуждалось.

 

Игорь Лазарев: Были очень бурные пленарки по этому поводу.

 

Анастасия Сечина: Пошумела-то она, так по ощущениям, в определенных кругах, то есть это общественность определенная, депутаты, журналисты. Я не знаю,  насколько широкому кругу общественности интересна такая тема, как патриотическое воспитание, но  нашей аудитории интересна точно. Я смотрю таблицу поправок…

 

Лилия Ширяева: На сегодняшний день эта таблица поправок как раз представляет собой текст новый совершенно той самой концепции.

 

Анастасия Сечина: То есть это не принятие концепции в неком энном чтении. По сути, это принятие в первом чтении, потому что это новый текст.

 

Лилия Ширяева: По сути, да. Получилось, что депутаты были вынуждены переписывать документ с первой до последней строчки. Это как раз следствие того, что в первом чтении был принят совершенно некачественный документ, представленный исполнительной  властью.

 

Анастасия Сечина: Кто работал над документам, прежде, чем его приняли в первом чтении? И кто участвовал в доработке документа сейчас перед его последующим принятием?

 

Лилия Ширяева: Администрация губернатора разрабатывала этот документ. Причем, как нам было представлено на заседании Законодательного собрания, когда мы принимали его в ноябре, что в процессе подготовки этого документа участвовала общественность, что проходили многочисленные обсуждения с некоммерческими организациями, с Общественной палатой и так далее. По факту оказалось, что очень мало, кто согласен с этим текстом. И когда проводились депутатские  слушания на площадке Законодательного собрания  уже между первым и вторым чтением, то пришло много заинтересованных лиц, общественных организаций, просто физических лиц, которые выражали свое недовольство, и говорили, что документ совершенно сырой и недоработанный.   

 

Анастасия Сечина: Соответственно, вы хотите сказать, что сейчас то, что далее в консультациях с теми же самыми общественными активистами и различными прочими деятелями  соответствующей направленности  информация, которая аккумулировалась в ходе этих консультаций, она,  так или иначе,  в программе присутствует, учли пожелания, предложения? 

 

Лилия Ширяева: Да. То, что пришло в официальных предложениях в установленные сроки, было рассмотрено и по возможности учтено.  То, что осталось за рамками, вы, например, не приходили, я не помню вас на депутатских слушаниях...

 

Анастасия Сечина: Не приходила.

 

Игорь Лазарев:  Нет, у нас был там корреспондент.

 

Лилия Ширяева: ...то, что осталось за рамками где-то, возможно, у кого-то в голове, то, вероятно, не все отражено в документе.

 

Анастасия Сечина: Тогда, по всей видимости, главный вопрос.

 

Игорь Лазарев: ...да, тогда встает вопрос. Дело в том, что известно, что у программы было второе название -  « «Духовность и патриотизм».  Теперь, насколько я понимаю, во-первых, само название исключено...

 

Лилия Ширяева: Изменено. Ну эта фраза исключена.

 

Игорь Лазарев: ...во-вторых, по всему тексту концепции «духовно-патриотическое воспитание» заменено на «патриотическое». Что случилось с духовностью, почему ее исключили из документа?

 

Лилия Ширяева: А можно я у вас поинтересуюсь:  что вы понимаете под духовностью и патриотизмом?  Вот вы, как просто жители города Перми.

 

Анастасия Сечина:  Что мы понимаем под духовностью и патриотизмом? Вот помощник депутата сидит и улыбается.

 

Лилия Ширяева: Вопрос-то, на самом деле, довольно не простой.

 

Анастасия Сечина: Конечно, не простой. Патриотизм, двумя словами, любовь к Родине.  Нормально так?

 

Лилия Ширяева: Нормально.

 

Анастасия Сечина: Духовность  - это определенный набор нравственных, скорее всего, ценностей...  Да, это система нравственных ценностей.

 

Игорь Лазарев: Нравственных и культурных...

 

Анастасия Сечина: Нравственных, этических, культурных. Определенная система, определенный набор. И они с патриотизмом, наверняка, пересекаются,  точно не являются копиями, дубляжами друг друга.

 

Лилия Ширяева:  Дубляжами точно не являются. Более того, как мы выяснили в ходе многочисленных обсуждений,  у  специалистов  применительно к понятию «духовность»  вообще двоякие мнения. То есть кто-то  это связывает с религиозной направленностью, кто-то это связывает с очень внутренними вещами, которые не пропишешь и не прочувствуешь даже социологическими опросами. Исходя из всей этой неопределенности с одной стороны, и исходя из того, что ни к чему размывать тему патриотического воспитания на несколько составляющих,  было принято решение, что целесообразнее остановиться именно на патриотическом воспитании, сконцентрироваться на этой теме, и концепцию построить, исходя из этого.

 

Анастасия Сечина: «Ряд принятых программ  (я так понимаю, уже принятых, это цитата), реализуются исключительно в направлении военно-патриотического воспитания или историко-краеведческого образования. Подобное сужение объекта патриотического воспитания и направлений деятельности  программ не позволяет выстроить систематическую, целенаправленную, образовательную, массовую  просветительскую деятельность...»  Дальше большой-большой абзац на десять строк.  То есть здесь  говорится о том, что текущее состояние сужается до определенных категорий. Я так поняла, что то, что  существует, сужается до. А концепция говорит: а мы расширим до. Я не нашла, до чего она расширит.  

 

Лилия Ширяева: В документе ту фразу, которую вы прочитали, она не относится к Пермскому краю.  Это приведет пример, как существующая проблема решается в других  регионах, какие применяются способы и методы. И дальше в этом же разделе идет обоснование того, почему мы выбрали комплексный подход.  То есть на сегодняшний день в Пермском крае нет программ, посвященных данному направлению. Реализуются какие-то отдельные мероприятия какими-то отдельными ведомствами. И как говорят, опять же, специалисты,  общественной организации этого  недостаточно. И комплексного подхода, и комплексного результата мы не видим, мы его пощупать даже не можем.

 

Анастасия Сечина: Хорошо, пусть это будет не про Пермский край, пусть это будет как пример. То есть, как правило, когда  мы говорим о патриотическом воспитании, то в различных регионах нашей необъятной  родины тема сужается до военно-патриотического или историко-краеведческого. Мы считаем это сужением. Я обобщаю: «мы» - депутаты, «мы» - общественники, «мы» - кто-нибудь еще. Мы считаем это сужением, мы рассматриваем этот вопрос шире.  Вот где тут это шире? Шире – это что там еще?

 

Лилия Ширяева: Очень много дискутировали на эту тему. И согласившись с общественниками, пришли к выводу, что нужно развивать разные составляющие вот этого понятия, очень широкого, «патриотизм». Мы сошлись к тому, что патриотизм включает в себя и любовь к Родине, и знание истории, и понимание, как в будущем совершенствовать государство, страну, и гражданская позиция конкретного человека, конкретной личности. И вот всё это развивать, и всё это направлять в нужное  русло невозможно только либо  историко-краеведческим направлением, либо только военно-патриотическим. То есть нужно  всестороннее воздействие на личность, или всестороннее осознание человеком всех этих моментов.

 

Анастасия Сечина: Я правильно понимаю, что добавили гражданско-общественный плюс политическо-выборный компонент сюда, скажем так?

 

Игорь Лазарев: На самом деле, как Лилия Николаевна уже сказала, дано действительно понятие патриотизма в документе (я сейчас держу его в руках), и здесь действительно говорится и про  содействие развитию родины, и про гражданскую позицию, и про уважение истории. То есть попытка, получается, в одном определении объединить все эти компоненты.

 

Лилия Ширяева: Совершенно верно.

 

Анастасия Сечина: На выборы ходить – это патриотизм? Вот вы и имели это в виду? Что ходить  на выборы – это проявление патриотизма.

 

Лилия Ширяева:  Да, участие в общественных организациях, участие в патриотических мероприятиях – это патриотизм.

 

Анастасия Сечина:  Участие в волонтерской деятельности  патриотизм?

 

Лилия Ширяева: Да.  Кроме того, надо сказать, что концепция ведь не определяет набора конкретных мероприятий, подпадающих под это.   

 

Игорь Лазарев: Ну, конечно. Это должна быть программа.

 

Лилия Ширяева: И здесь важно, чтобы уже при принятии и реализации программы были правильно расставлены акценты. Чтобы документ под названием  «Концепция» не превратился в профанацию, и не был опять же сужен до каких-то конкретных пределов, типа военно-патриотического воспитания или  формирования только политической культуры.

 

Игорь Лазарев: Но, тем не менее, какие-то конкретные показатели, количественные и качественные, они уже прописаны.

 

Лилия Ширяева: Да, показатели прописаны.  На эту тему было сломано очень много копий. И надо сказать, что они и сейчас далеко не идеальны.  

 

И.Л: Я и хотел попросить немножко расшифровать их. Вот, например, один из качественных показателей: доля жителей Пермского края, не желающих переехать на постоянное место жительства в другое государство или субъект Российской Федерации.  

 

Лилия Ширяева: Я считаю, что это очень  хороший на самом деле  показатель, который отражает:  любим мы Пермский край, любим мы город Пермь, или все-таки у нас, действительно, всё плохо, как все сейчас говорят, что мы отстающий город, что мы отстаем от конкурентов, Екатеринбург вырвался, мы вот нет, и так далее. Этот показатель вызвал очень много дискуссий. И я бы все-таки его оставила, если б это было мое личное решение.

 

Анастасия Сечина: А как его измерять?

 

Лилия Ширяева: Но в итоге мы его исключили. Этот показатель в итоге исключен из концепции. Как измерять? Очень многие показатели данной концепции будут измеряться социологическими опросами. Социологи нас заверили, что у них есть соответствующие методики, что они смогут  нам дать данные. Сейчас, если вы посмотрите внимательно, по многим показателям данных на входе даже нет, потому что никто никогда, как  уверяет исполнительная власть, это не замерял.

 

Анастасия Сечина: То есть  нам надо еще какой-то исходный уровень определить.

 

Лилия Ширяева: Совершенно верно. Мы где-то там пока ниже планки не с точки зрения развития патриотизма, а с точки зрения понимания этого уровня.

 

Анастасия Сечина: Но вот меня, если говорить о показателях, конечно, больше всего смущает обилие  количественных показателей: количество выставок, доля Пермского края, охваченных  мероприятиями   определенными, доля охваченных объединений, количество теле- и радио передач.

 

Лилия Ширяева: Согласна с вами.

 

Анастасия Сечина: Абсолютно без разницы, сколько ?????? (неразборчиво).

 

Лилия Ширяева: Согласна. Вот если вообще говорить о том, что надо измерять, то надо измерять, что происходит с конкретным, например, ребенком в конкретный период  жизни. То есть,  ребенок, приходя 9 мая на митинг или просто проходя по улице, стремится поздороваться с ветеранами?   Или ребенок, который едет в автобусе, уступает ли место пожилым людям?

 

Анастасия Сечина:  Но это воспитанность, это не патриотизм.

 

Лилия Ширяева: Вы знаете, вот оно на самом деле все  связано. Поскольку участие в этих же «Зарницах»  для ребенка в итоге выражается  в его повседневное поведение.  Ведь патриотизм в широком смысле слова – это война, участие в каких-то военных действиях, или себя преподнесение  на  уровне чего-то великого. А в каждодневной жизни это очень связано с духовностью, и с нравственностью, и с воспитанием.

 

Анастасия Сечина: То есть все-таки про показатели. Вот вы согласились: да, не количеством надо мерить. А мы собираемся количеством.

 

Игорь Лазарев: И почему, получается, что мы, действительно, меряем количеством. Потому что ничего другого просто не придумано, никакой методики?

 

Лилия Ширяева: На сегодняшний  день, да. Методик, которые бы идеально нам показали – вот способы измерить патриотизм,  как говорят специалисты, не существует. И принимая концепцию, мы понимали, что показатели нуждаются в корректировке и доработке. Для того, чтобы  их совершенствовать, будет создан координационный совет, в состав которого должны войти, понятно, что органы госвласти, а также будут приглашаться органы местного самоуправления, и,  главное, представители как раз общественности. По ходу взаимной работы, обсуждения как раз и должно родиться понимание того, как мы будем измерять показатели. Чтоб не получилось, как на этом заседании, мы рассматривали отчет по программе развития политической культуры, и, в общем-то, там показатели были заложены никакие, прямо говоря.  Соответственно, и на выходе мы получаем результат никакой.  Так вот, чтоб такого не получилось, будет создан координационный совет, который будет заниматься  как разработкой программы, то есть  набором самих мероприятий, так и мониторингом ее реализации. Концепция ведь совершенно документ живой. В него на любом заседании Законодательного собрания можно внести изменения. Это не проблема.  Главное понять, что внести. Пока никто ничего дополнительного предложить не смог, в том числе, и на обсуждениях. То есть если применительно к целям и задачам дискуссии были, и были предложения, которые мы учли, то применительно к показателям предложений-то не было.

 

Анастасия Сечина: Я почему-то сейчас вспоминаю общение с одним кизеловским школьником, пареньком, которое совершенно случайно у меня состоялось, и  парень-то был предельно удивительный. Он говорил, что я вот школу закончу, поеду в университет, потом вернусь в Кизел, буду Кизел поднимать.  Даже знал конкретно, как он его будет поднимать.

 

Лилия Ширяева:  Ну вот это патриотизм, на ваш взгляд?

 

Анастасия Сечина:  Конечно, это патриотизм, это, безусловно, патриотизм.  Но, с другой стороны, просто в порядке бреда там какие-то  экспериментальные группы в рамках школы, с которыми можно поработать  в режиме фокус-группы, с которыми поработали на определенном этапе. И эта же работа в режиме фокус-группы состоялась еще через несколько лет, например. Посмотрели, что произошло, как что поменялось. Может быть я сейчас сказала ерунду с точки зрения   социологов, вроде бы можно придумать показатели, которые не будут являться формальными.  Провели столько, выпустили столько, правильно?

 

Лилия Ширяева: Я считаю, что как раз с участием специалистов, уже не в стадии, когда нужно  принимать документ или не принимать, а в стадии, когда началась работа, можно  будет это откорректировать. Да, возможно, и такие методы будут применяться.  

 

Анастасия Сечина:  По крайней мере, это еще не программа.

 

Лилия Ширяева: Да.

 

Игорь Лазарев: Вот говоря о программе, какие-то примерные сроки, которые координационный совет, вновь создаваемый, должен разработать программу, они известны?

 

Лилия Ширяева: Так даже не примерные. Мы конкретно записали поручение:  разработать программу к 1 апреля текущего  года.

 

Игорь Лазарев: А не слишком мало времен?

 

Лилия Ширяева: Если уж нас органы исполнительной власти торопили с принятием концепции, говоря, что надо, надо, надо...

 

Игорь Лазарев: Но там же все от губернатора пошло, и о том, что это обязательно. 

 

Лилия Ширяева: ...мы из федерации  средства получим дополнительные, мы мероприятия проведем, вот 290 лет городу Перми, вот у нас будет форум русского языка, и так далее, то значит должны успеть подготовить документ, раз уж депутаты пошли на то, чтоб принять  не совсем доработанную концепцию. Значит, программа должна все шероховатости устранить  как можно быстрее.

 

Анастасия Сечина: Мне кажется, что месяц на то, чтобы,  опять же, согласовать все позиции, аккумулировать все точки зрения и прийти к согласованному и взвешенному решению в этом дискуссионном пространстве ?????? (неразборчиво). 

 

Лилия Ширяева:  На это могу сказать следующее: было бы желание. Сама работала в органах исполнительной власти. Я прекрасно знаю, как создаются документы. Программу при желании можно написать та три дня,  а дальше процесс ее согласования.  Так процесс согласования тоже очень простой, если ты позовешь нужных и правильных людей, правильных с точки зрения того, что они в этом понимают и разбираются. То есть ты зовешь профессионалов, они тебе высказывают замечания, ты их устраняешь.

 

Анастасия Сечина: А если эти правильные люди, профессионалы  придерживаются диаметрально противоположных точек зрения, и вот как ты ни бейся, ты их не согласуешь.

 

Лилия Ширяева: Искусство их сведения воедино, всех этих точек зрения.

 

Анастасия Сечина:  Это и называется политика.

 


Обсуждение
1264
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.