"Рожденные не в СССР"
?xml:namespace>
Катерина Шафиева: Да.
Роман Попов: Сейчас об этом будем говорить более подробно. Юрий, к вам первый вопрос: что за проект?
Юрий Козырев: Проект, который мы собираемся делать?
Роман Попов: Да.
Юрий Козырев: Это про жизнь нашу прекрасную. Мы делаем его втроем – Александр, Егор, я. Делаем о поколении, это мы можем говорить, самых ярких представителях поколения, рожденного после развала Советского Союза.
Роман Попов: В Арт-резиденции у вас сейчас идет выставка, пока идет выставка, вы делаете фотопроект «Рожденные не в СССР».
Юрий Козырев: Да, мы начали. Я давно с этой идеей носился. И дочь у меня уже такая взрослая. Понимаю, что они другие. Но было принципиально дождаться, потому что, мне кажется, вот сейчас им 21-22, и это тот возраст, когда уже есть свои какие-то взгляды, убеждения, они чего-то уже успели добиться. Сейчас у нас такой там третий день бесконечного обсуждения, кто будут наши герои.
Роман Попов: Юрий, я вспоминаю воспоминания актеров, которые работали с Алексеем Германом. Они все вспоминали о том, насколько пристально он подбирал фактуру второстепенных и третьестепенных персонажей по свои фильмы, отбраковывая огромное количество великолепных лиц, говоря, что – нет, этого не было в сороковые, они не могли так выглядеть, у них не могло быть такого взгляда. Про это вспоминала и Гурченко, огромное количество людей. Когда вы говорите о проекте «Рожденные не в СССР», вы говорите о людях с уже другим взглядом?
Юрий Козырев: Я убежден. Вот и Александр и Егор – это ребята, которые имеют совершенно другие… вообще, это просто как будто из другого теста. Это удивительно, для меня это открытие. Я через них хочу открыть вот тот новый мир, их ценности, понять, что их волнует. Вот вы сказали про Германа, он вообще перфекционист. Мы, в общем, тоже хотим. Потому что просто брать некую массу… я понимаю, что есть гопники, есть какие-то просто жлобы. Нам неинтересно с этими людьми будет общаться. И, может быть, их большинство, к сожалению. Но сверхзадача – найти героев, людей, у которых есть уже, о чем рассказать, что поведать нам.
Катерина Шафиева: Проект «Рожденные не в СССР» начинается в Перми, и здесь и закончится, или дальше пойдет?
Юрий Козырев: Не знаю, как сложится. Здесь уже столько наговорено. Вы, на самом деле, поспрошайте моих коллег. Уже столько, что, я думаю, жить и жить здесь, работать и работать.
Катерина Шафиева: Скажите, не будет ли это так же, как фильм Сергея Мирошниченко (там, правда, кино было), когда «Рожденные в СССР», он шел сериями, когда он собирал каждый какой-то период, по-моему, семь лет, да? Каждые 7 лет он собирал этих же людей. Вы также будете растягивать проект? Или как-то по-другому он будет ????? (неразборчиво).
Юрий Козырев: Вы знаете, мы в самом начале этого проекта. То есть вы первые, с кем мы вообще делимся, и пока наработки. Пока просто очень хорошие ощущения, встретили уже наших будущих героев сегодня, и столько они нам рассказали. Кто знает, может быть, мы станем друзьями, у нас через пять лет будет желание с ними еще раз увидеться. Кто знает? Никто не знает.
Роман Попов: Александр, Егор, вы как раз люди, рожденные не в СССР. Я все правильно понимаю?
Егор Пигалев: Практически 90-й год, застали один год маленькие.
Роман Попов: Мне кажется, что вполне подойдут.
Юрий Козырев: Нет, мы на самом деле перфекционисты. Герои у нас, рожденные не в СССР.
Роман Попов: Вы в данном случае не попали бы, как лица, в этот проект?
Егор Пигалев: Получается, что нет.
Юрий Козырев: Они не летописцы. Это люди, которые будут снимать.
Роман Попов: А где вы ищете? Вы лично где ищете эти лица, этих людей.
Егор Пигалев: Героев? Тут на самом деле все просто, потому что вся эта история закручена вокруг ярких людей, а мы с ними со всеми пересекаемся в виду своей деятельности, профессии и всего прочего. И поэтому, конечно, в первую очередь подключается некоторый круг знакомых, при общении уже с которыми вот по примеру сегодняшней нашей встречи появляются еще какие-то люди, которых тоже стоит к этому привлечь. Мы их обзваниваем, договариваемся, будем с ними встречаться, общаться. То есть оно вот так вот все будет просто кучей, комом нарастать, надеемся, по крайней мере, на это. И у нас тогда в итоге наберется просто какое-то достаточное количество персонажей для этого проекта, героев.
Роман Попов: А как так получается выбирать героев среди тех людей, с которыми вы и так общаетесь повседневно? У вас 90 процентов общения – это те, кто рождены не в СССР. Так что, каждого фотографировать?
Александр Хомутов: Нет, есть, конечно, какое-то ограничение в проекте. Мы решили, что это будет, наверно, максимум 10 человек.
Юрий Козырев: Посмотрим, как сложится. Они все разные такие. Это же все сейчас формируется. Мы как раз и пытаемся найти какой-то ход, концепцию. То есть начало, вообще, довольно прозаично – вот давай возьмем все профессии. То есть у нас будет милиционер, у нас будет солдат, у нас будет рабочий, доктор, врач. То есть мы начинаем немножечко с экстремального, потому что мы обращаемся к альтернативным движениям. И мне очень любопытно, что их вдохновляет, что им интересно. Я могу сравнивать со своим поколением, какие у нас были пристрастия. То есть пока такой традиционный подход, как бы, такой очень журналистский. Есть яркие интересные представители профессий, мы отказываемся. Мы обращаемся, скорее, к творческой молодежи. Здесь же уже случилась своя культурная революция. И вот молодые люди, которые это прочувствовали, они продолжают это развивать движение, независимо от того – будут деньги, будет помощь какая-то. Они уже выбрали свои направления и их очень здорово развивают. Я приехал первый раз в Пермь, и, как человек приезжий, проехал по центру, я сразу вижу арт-стрит и граффити. Этого нет в Москве. Мне дико интересно. Мои коллеги, они знают этих людей, они знают, кто это создает. Это не просто факт того, что есть граффити или арт-стрит. Больше за этим стоит. И когда ты видишь этого человека, когда ты с ним начинаешь общаться, он делится своей философией, своими взглядами на это.
Катерина Шафиева: Ребята, возраст ваших героев какой примерно?
Александр Хомутов: От 18 до 22.
Егор Пигалев: От 18 до 22 лет, да, 22 – это порог. Моложе 18, не исключено совершенно, что могут попасться интересные герои. Но, скорее, вот такая планка четырехлетняя, промежуток.
Роман Попов: Когда вы смотрите на эти лица, вы лично на них смотрите уже глазами фотографов, и сравниваете их с людьми, которые старше, что отличает, кроме возраста, на ваш взгляд, взгляд фактически фотохудожников?
Александр Хомутов: Меньше озабоченности на лицах. Потому что, если вы посмотрите на лица людей более старших поколений…
Роман Попов: Я в зеркало смотрю, обычно.
Александр Хомутов: Часто ловлю себя на мысли, что когда я еду в автобусе, я смотрю на лица людей, которые вокруг, они прячут глаза, и у них напряжение очень ярко читается на лице. А людей, которых мы, наверно, будем задействовать в этом проекте, у них этой напряженности на лице нет.
Юрий Козырев: Мне кажется, они более свободные.
Роман Попов: Мы продолжаем «Дневной разворот» на пермском «Эхе». Роман Попов, Катерина Шафиева, и огромное количество у нас гостей. Фотожурналист Юрий Козырев, автор выставки «По дорогам революции». Эта выставка сейчас идет в Арт-резиденции. Вчера стартовали, открытие было вчера, да?
Юрий Козырев: Да, вчера было. Отлично.
Роман Попов: Сегодня продолжение, еще несколько дней будет возможность взглянуть.
Юрий Козырев: Да, по-моему, ближайшие две недели выставки работает.
Егор Пигалев: Я думаю, даже ближе к месяцу.
Роман Попов: Просто тут нужно еще понимать, что Арт-резиденция, я так понимаю, это штука с бесплатным входом.
Егор Пигалев: Да.
Роман Попов: То есть можно приходить просто в часы работы Арт-резиденции, и выставку «По дорогам революции» увидеть своими глазами. Дело в том, что фотография – это один из немногих аспектов искусства, о котором очень сложно говорить по радио. О театре тоже, казалось бы, сложно говорить по радио, но можно передать, происходящее на сцене. Передать, зафиксированное на фото, словами очень сложно.
Юрий Козырев: Лучше прийти и посмотреть.
Роман Попов: Да, это момент, когда надо увидеть. И сейчас после выставки «По дорогам революции», после огромного количества репортажного такого фото, которое вы сделали, вы делаете явно художественный проект, то есть это такой арт-проект. Новинка для вас?
Юрий Козырев: Да, совершенно новый формат. И очень благодарен кураторам, прежде всего, Андрею Безукладникову. То есть, есть друзья, которые мне помогают по жизни. Я снимаю новости, я бегу за новостями уже 15 лет нон-стопом. То есть все конфликты, все войны, которые были за последние 15 лет по миру, четыре революции, это не у каждого такой послужной список, увидеть своими глазами четыре революции. Но они как-то очень деликатно, осторожно предлагают мне чуть-чуть остановиться. И я прислушиваюсь к советам друзей, людям, которых я люблю, доверяю. И это здорово, это хорошая остановка, очень важно подумать. Потому что одно дело – ты просто видишь какие-то действия, какой-то экшен. А здесь открываются какие-то другие… ты по-другому смотришь на историю. Я, конечно, очень боюсь, что уж у нас прямо будет арт-арт. Кто знает, куда нас поведет? Может быть. Но хотя, вы знаете, опять же наши друзья нам помогают, и как-то через всякие социальные сети они объявили, что это будет кастинг. Я дико испугался слово «кастинг». Ребята простебали, сказали - ну все, теперь фрешин-фотографы. Боимся, вдруг завтра придут такие модели. При этом мы этот формат принимаем. Кастинг – значит, кастинг. Сделаем завтра роскошные портреты.
Роман Попов: Со скольки и до скольки, куда приходить, к кому?
Егор Пигалев: Завтра с 14.00 в Арт-резиденции в зале, где проходит выставка «По дорогам революции», будет проходить как раз кастинг на проект. Кастингом назвать сложно. Это будет встреча, собственно, с героями потенциальными, где будет проходить общение, и выявляться предмет участия в проекте. Проходить это будет с 2-х до 6, после чего в 6 как раз состоится творческая встреча с Юрием.
Роман Попов: Юрий говорил, что интересуют скорее представители молодежных течений, скорее, люди от искусства в какой-то мере. Вы зовете только панков, готов, эмо и прочих, прочих, прочих, или вы просто зовете тех, кому от 18 до 22-х?
Егор Пигалев: На самом деле тут сложилась интересная ситуация, потому что изначально был объявлен кастинг для всех желающих. Он остается по-прежнему кастингом для всех желающих. И уже буквально только вчера по ходу уже разговоров нами сформулировалось то, что это, во-первых, становится проектом коллективным и то, что немножко сужаются рамки. Мы никого ни в коем случае не отбрасываем, мы со всеми пообщаемся. И уже, исходя из целей проекта основных, будем отбирать героев.
Роман Попов: Я просто к тому, что, к примеру, парень, у которого за плечами полтора года службы в армии, начальное профессиональное образование и сейчас запись в трудовой книжке что-нибудь на тему «электрик на стройке», который вписывается в ваши возрастные планки, мне абсолютно не менее интересен…
Юрий Козырев: Это, безусловно.
Александр Хомутов: У нас даже есть такие знакомые.
Егор Пигалев: Дело в том, что таким молодым людям это абсолютно не мешает при этом заниматься, допустим, музыкой и рисовать дома картины.
Роман Попов: Да, конечно. Просто очень много людей не занимаются музыкой и не пишут картины, но при этом, мне кажется, ведут довольно…
Юрий Козырев: Да-да-да, это огромный проект, он может быть на года. Сейчас мы, скорее, чуть-чуть усложняем, упрощаем. То есть для нас проще – мы обращаемся к творческим людям. А творческие люди нам дадут как раз пищу для размышлений. А дальше, надо будет, мы и к рыбакам поедем, и к шахтерам, если надо будет.
Катерина Шафиева: Когда можно будет уже увидеть результаты работы?
Юрий Козырев: Нового проекта?
Катерина Шафиева: Да.
Юрий Козырев: Не знаю. Вы знаете, нам трудно загадывать. Но у нас, как к творческим людям относятся. Они так довольно снисходительны. Но при этом они нам говорят, что неплохо было бы к июню увидеть что-то.
Роман Попов: Как минимум, первую серию?
Юрий Козырев: Да-да-да. Есть задача все-таки этот проект заявить. Но так как, я уже сказал, что мы его усложнили, это не просто будут фотографии на стенах. Мы берем новый формат, довольно современный и понятный именно этому поколению - мультимедийный, где есть компиляция всего – и звук, и движение, и образ, и интерактивность. То есть, не знаю, как технически, но это тоже для нас для всех такой новый формат. Мы должны попробовать это все будет сложить.