Верхний баннер
03:27 | | 28 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 22 апреля 2014

"Мы взяли символом или эталоном нашего коллективного движения Строгановых", - Ольга Смагина

- У нас есть информационный повод, «Строгановские дни детского творчества» в Пермском каре. Грубо говоря, это концерты, которые будут в Перми и в Соликамске. Но это не простые концерты. Об этом подробнее расскажет инициатор и создатель этого конкурса, Ольга Владимировна. Можно так вас назвать? Создателем конкурса?

 

Ольга Смагина: Не конкурса, а концертов. Концертов необычных. Хотелось бы просто поподробнее рассказать, чем отличаются эти концерты от тех, котоыре проходят у нас в Перми и в Пермском крае. Дело в том, что идея проекта заключается в том, чтобы осветить деятельность музыкальных школ, и привлечь детей к обучению искусствами. Не только в музыкальных школах, но и в школах искусств. Дело в том, что не каждый ребенок может сольно исполнить программу, или выступить с этой программой на концентре. Интерес детей заключается в том, он связан с тем, что они выступают и очень часто они хотят это делать. Ради этого они учат свои программы, ради этого они жертвуют своим временем, игрой на сотовых телефонах, подходами к компьютерам и планшетам. И для них стимулом является выступление на концертах. Я уже сказала, что не каждый ребенок может выступить сольно, поэтому акцент мы делаем на выступление в детских творческих коллективах. Вообще, идея этого проекта была связана с тем, что я руковожу детским коллективом, это камерный оркестр детской музыкальной школы №1. Мы очень часто выезжали в другие города, в том числе мы были в Москве, были в Санкт-Петербурге, были в Одессе, в Будапеште. И обязательной составляющей было то, что мы выезжали, обязательно знакомились с достопримечательностями, с культурными ценностями, таким образом, дети на своем собственно опыте погружались в историю тех городов, куда мы приезжали. И от этого вообще родилась идея проекта. Чтобы детей, творческие коллективы собрать вместе, продемонстрировать их городу, продемонстрировать их первоклашкам, детям младших классов.

 

- Я правильно понимаю, основная идея, заразить творчеством?

 

Ольга Смагина: Да, конечно.

 

- Показать детей, умненьких, котоыре играют на различных инструментах. И в том же Соликамске, чтобы дети пришли, загорелись и пошли тоже учиться?

 

Ольга Смагина: Да, поэтому не случаен выбор аудитории. Мы приглашаем на наши концерты учащихся младших классов общеобразовательных школ. Детей, которые сейчас как раз определяются, которым важно на данном этапе…

 

- Выбрать какой-то инструмент.

 

Ольга Смагина: Даже не инструмент, а просто направление. Какое-то творческое направление, пусть это будет художественная школа, пусть это будет музыкальная школа. Но дети, котоыре соприкасаются с искусствами, они вырастают в целом успешными. Они по-другому воспринимают мир, они по-другому чувствуют. Это очень важно. Несмотря на то, что обучение в музыкальных школах, в школах искусств является дополнительной нагрузкой для детей.

 

- И для родителей, которым надо  спланировать, отвезти, привести.

 

Ольга Смагина: Конечно. Что там, отвести, привести, позаниматься, немало позаниматься, чтобы что-то получалось. Мы направляем детей не только на сольную деятельность. А именно на организацию детей в коллективах. Потому что в коллективах они себя свободней чувствуют, они заняты какой-то общей идеей, у них есть общая цель. И особенно, когда у них есть впереди, маячит поезда куда-нибудь, они занимаются, они готовы приходить и по воскресеньям, приходить дополнительно. Это является таким стимулом к творчеству.

 

- Валентина Владимировна, ваши воспитанники будут участвовать в этом конкурсе? Как они относятся? Нет боязни сцены?

 

Валентина Полозкова: Знаете, дети фортепианного отделения не столь затронуты в коллективном творчестве. У нас больше, чем фортепианный ансамбль уже не создать. Но, тем не менее, дети на фортепианном отделении последнее время у нас очень охвачены разными школьными конкурсами. У нас музыкальные конкурсы именно на уровне школы существуют. Чисто фортепианные. «Моя любимая пьеса», «Музыкальная эстафета» - это конкурсы этюдов и виртуозных пьес. Это конкурсы ансамблей. В том числе это и городской конкурс на базе нашего фортепианного отделения «Музыка стихов и звуков», который стал уже достаточно популярным не только в городе, но и  в  Перми. Я продолжу Ольгу Владимировну, лишь только подтвердив тем, что дети, котоыре побывали на сцене иначе относятся к этим занятиям. Аплодисменты детских ладошек, которые они слышат, это слушатели, их ровесники, или же дети старших классов. Они уже заражены вот этой бациллой артистической, которая надолго будет в их душах. Не случайно, мы постоянно говорим о том, что дети должны приобщаться к этой культуре. Потому что это другого уровня развитие культурное. Не случайно академик Дмитрий Лихачев говорил «культура – душа нации». И через музыкальное искусство, прикасаясь к этой культуре, дети иные. У них даже… Обучаясь в нашей музыкальной школе они приобретают друзей больше, чем в обычной школе. Надолго, и потом они приходят к нам уже после выпуска музыкальной школы, и очень долго общаются с нами. Я даже знаю, что в камерный оркестр, которым руководит Ольга Смагина, приходят выпускники

 

Ольга Смагина: Совершенно верно.

 

Валентина Полозкова: И несколько лет еще играют в этом оркестре. У нас у пианистов нет такого оркестра, но мы постоянно находимся на концертах. Последнее время очень тесные взаимосвязи между отделениями у нас родились. Например, с народным оркестром у нас играют пианисты. С камерным оркестром у нас выступает хор старших классов.

 

Ольга Смагина: Кстати, хочу сказать, что хор состоит как раз из учащихся  фортепианного отделения.

 

Валентина Полозкова: Да, фортепианного отделения, вокального отделения. У нас охвачены все отделения этим проектом. И мы очень все заинтересованы, и педагоги, и дети, и нам всем очень интересно этим жить, и учиться.

 

Ольга Смагина: Хотелось немножечко добавить, что «Строгановские дни», хотела акцентировать на этом внимание, потому что часто задают этот вопрос, почему же именно «Строгановские дни». Мы взяли символом или эталоном нашего движения коллективного этих людей почему, потому что, опять повторюсь, что мы связаны с историей. Детей привлечь, так как они выступают на этих концертах, то попутно мы привлекаем их еще к истории Пермского края. Сейчас «Строгановские дни» у нас проходят именно на земле, которая была связана с именами Строгановых. В прошлом году это был Очер, это был поселок Ильинский. Как раз это бывшая вотчина Строгановых. Строгановы славились своим меценатством, своей благотворительностью, они были очень добры к своим людям. Это такой факт исторический, который подтверждают краеведы. Почему мы бы и хотели привлечь внимание, с чего же начиналась история Пермского края, чтобы дети это все увидели.

 

- Я так понимаю, что дети выступают даже в специальных костюмах?

 

Ольга Смагина: В специальных костюмах, это не совсем наверное так. Дело в том, что в этом году наш проект поддержало министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края. Благодаря этому мы смогли обновить наши костюмы. Камерный оркестр сейчас предстанет перед зрителями в новом, обновленном виде. Девочки будут в платьях, мальчики будут в красивых бабочках.

Валентина Полозкова: А в народных костюмах у нас всегда выступает вокальный ансамбль «Седмица». Дети, котоыре приобщаются к народному творчеству через народную музыку.

 

-  Что касается конкурса. Вас поддержало министерство культуры. Это очень приятно. Как это случилось? Потому что от каких-то конкурсов, фестивалей отказываются уже. Очень много было, пока у нас была революция культурная, у нас была масса фестивалей, поэтому удивительно и приятно, что подержали детский конкурс. Не так уже много детских концертов на слуху. Вы уж простите, я всегда это называю конкурсом.

 

Валентина Полозкова: Проект, вообще-то держал конкурс. Поэтому вы не далеки от истины.

 

Ольга Смагина: Ну, конкурс держал именно проект. Мы то, что уже было у нас, просто зафиксировали на бумаге, и представили на конкурс проектов и наш конкурс поддержали. Он выиграл. За этим пришло финансирование, что позволило нам привлечь к участию в этом конкурс не один коллектив, мы обычно ездили камерным оркестром, а в этом году мы подключаем уже хор. С прошлого года с нами очень успешно выступает сводный народный оркестр детских музыкальных инструментов школы №1 и №3. Мы расширили. И вот в Соликамск, например, вы уже выезжаем не одним автобусом, а двумя. То есть, немножко расширили свои показатели. А вообще в этом есть перспектива, потому что сейчас мы приглашаем первоклассников. Изначально мы вообще хотели просто пригласить первоклассников. Но идея пришлась по душе общеобразовательным школам, сейчас у нас будут ученики младших классов. И думаю, что в будущем у нас уже будет не один концерт в Перми, а несколько концертов.

 

- Я правильно поняла, что ученики младших классов, котоыре не обязательно учатся в вашей школе.

 

Ольга Смагина: Не обязательно.

 

- Может быть, у них есть свои какие-то коллективы по школам. По-моему, в каждой школе есть свой музыкальный кружок, фортепиано-то точно преподают в каждой школе. И вы написали всем какое-то приглашение по школам? Или как узнали? По сарафанному радио передалось

 

Валентина Полозкова: Не совсем по сарафанному. Пришли к директорам с письмами.

 

- Как откликались школы?

 

Валентина Полозкова: Очень положительно. Ни одного отказа не было,  все наоборот спрашивали, а почему только первые классы? Почему третьих классов нет

 

- Вы это учтете?

 

Валентина Полозкова: Обязательно, конечно.

 

- Когда будет концерт? Когда можно будет прийти и посмотреть на одаренных детишек?

 

Ольга Смагина: Концерт у нас состоится 29 апреля. Это будет дневной концерт, потому что на него приглашаются учащиеся младших классов общеобразовательных школ. Особое спасибо хочется сказать администрации школы №9, гимназии имени Дягилева, школе №21 и №28, что они поддержали нашу идею, придут к нам на концерт. Но мы приглашаем и просто родителей с детьми, просто жителей города на наш концерт, который состоится 29 апреля с 13:30 улица Ленина,7. Это здание художественного училища. Кстати, выбор концертного зала тоже не совсем случаен, потому что это художественное училище, это же искусство, и слушатели концерта, котоыре придут к нам, откликнутся на наш призыв, они могут полюбоваться детскими работами. Потому что они выставлены в холле, очень красивые работы.

 

-То есть, ваши дети еще и рисуют?

 

Ольга Смагина: Нет, наши дети не рисуют, рисуют дети из художественного училища

 

- Понятно.

 

Ольга Смагина: Мы это тоже такое перспективное направление, возможно, мы более плотно будем сотрудничать в будущем.

 

- Валентина Владимировна, почему важно прийти на этот концерт с детьми?

 

Валентина Полозкова: Потому что, я думаю, что всегда, когда ребенок побывал на каком-то концерте, желательно свои впечатления обсудить с родителями в семье. Мне кажется, эмоциональный отклик тогда будет более ярким и более продолжительным, будет иметь место обсуждение в семье. Думаю, что дети, котоыре еще никогда не переступали порог музыкальной школы, у них может такая идея возникнуть, и кого они будут просить? Естественно маму с папой, чтобы они их привели в музыкальную школу. Поэтому такое семейное посещение более ценно. Но я думаю, что даже если ребенок побывал на этом концерте без родителей, наша задача ярко сыграть, дети наши умеют выкладываться, надо сказать, что у нас и программа так подобрана этого концерт. Именно со спецификой на этот возраст. Поэтому я думаю, что эмоции будут очень яркие, насыщенные, и дети принесут свои идею в свои семьи, а потом мы этих детей увидим в наших школах. Очень ждем.

 

- Пару слов о программе, что там будет?

 

Ольга Смагина: Программа будет состоять… Мы представим наши коллективы, это будет хор, это будет камерный оркестр, это будут камерные ансамбли фортепианные, это будут солисты, и обязательно это будет фолк-группа «Седмица», которая не только споет, но и проведет с ребятами интересные игры. Мы понимаем что первоклашки, с залом поиграет, с ребятами фолк-группа «Седмица»

- Ну, вот час дня, рабочий день, это же не очень удобно. Рассчитано, видимо, на бабушек.

 

Ольга Смагина: Нет, не на бабушек, рассчитано именно на учеников. Потому что первоклашки учатся в первую смену.

 

- Отпустят их с уроков названые вами школы?

 

Ольга Смагина: Отпускают.

 

- Хорошо, поддержат вас в этом смысле.

 

Ольга Смагина: Дети как раз  учатся до 12, примерно.  Может быть, они за счет каких-то уроков это сделают. Спасибо им огромное. А еще хотелось бы спасибо сказать нашему директору Льву  Ивановичу, потому что первый, наверное, поддержал наши вот эти безумные идеи.

 

- Вам недостаточно уроков, вам недостаточно учеников. Вам  некуда девать свободное время. «Строгановские дни» музыкальный конкурс придумали

 

Ольга Смагина: Вот именно так он не говорил. (смеются) Да, придумали, а он нас поддержал.

- Прекрасно. 7 мая у вас будет концерт в Соликамске у меня написано дворец культуры «Прикамье»

 

Ольга Смагина: Да. В Соликамске концерт уже будет немножко другой направленности. В Соликамске мы поздравим с днем великой победы ветеранов, и им уже дети сыграют свою программу, которая так же будет состоять из коллективов. Мы двумя автобусами везем всех детей в количестве более 70 человек. Такой дружной командой мы поздравим ветеранов.

 

- Вопрос Валентине Владимировне. Как вы думаете, уже многие годы преподаете детям фортепиано, обучаете их, отличаются дети, котоыре занимаются шахматами, математикой от детей, котоыре связаны с искусством, с музыкой? Как-то они отличаются? Почему важно заниматься музыкой?

 

Валентина Полозкова: Думаю что да, потому что детям, которые занимаются музыкой, легче потом проявлять артистические, какие-то волевые и исполнительские качества, вырабатывает музыкальное искусство. Любым творчеством надо заниматься, и шахматами  и спортом тоже. Но это развитие некоторых других качеств. А все что связано с музыкальным искусством, между прочим дети, которые учатся в языковых школах, в немецких английских, французских классах, им легче дается язык, потому что это определенное развитие слуховых качеств, которое дает именно развитие языковых качеств.

 

- То есть, педагоги должны в этих школах говорить, а вы ходите на музыку, а вы занимаетесь фортепиано, это все параллельно должно проходить?

Валентина Полозкова: Вообще, если честно, разное отношение к занятиям в музыкальных школах в общеобразовательных школах. Очень многие преподаватели используют этот потенциал творческий в классах детей, котоыре учатся в музыкальных школах. Но иногда, поскольку музыкальный труд, это огромный труд, многочасовой, когда нужно посреди уроков отпрашиваться на выступление, на концерты, на какие-то поездки, вот 7 мая учебный день, а дети на целый день уедут в Соликамск.

 

- Негативно некоторые преподаватели относятся?

 

Валентина Полозкова: Да. Бывает такое. Хотя, я их тоже понимаю. Я не хочу сказать, что музыка должна заменить математику или русский язык. Но найти эти точки соприкосновения бывает не всегда легко. Поэтому мы с особой благодарностью относимся к преподавателям, котоыре это понимают. И дети, котоыре учатся у нас в музыкальных школах, они очень частые исполнители на разных мероприятиях в своих школах. Я знаю, что в 9-й школе Пушкинские балы, литературные гостиные.

 

- Они подчеркивают, что у нас не только ботаники какие-то учатся. Мы еще и танцуем, и поем.

 

Валентина Полозкова: Да. И как-то мы чаще всего с центральными школами связаны. Так же надо сказать, что  с французской школой связаны, с немецкой,  17-я школа, несмотря на то, что математическая.

 

- Май, горячая пора для поступления в музыкальные школы. Сильно расстраиваются дети, когда их не берут?

 

Ольга Смагина: Дети, конечно, расстраиваются. Дело в том, что они не знают, берут их или не берут. Система простроена так, что ребята приходят на прослушивания. Они проходят кое-какие тесты, котоыре дают им преподаватели. И на тот момент, когда они закончили эти тесты, они не знают, взяли их или нет. Потому что результаты известны только через месяц, наверное.

 

- Когда надо отслушать всех.

 

Ольга Смагина: Да, когда уже отслушали всех, составляются списки, они вывешиваются в школе, или на сайте.

 

- Те, кто не поступает, вы рекомендуете им идти на платное обучение?

 

Ольга Смагина: Да, те, кто не поступает, идут на платное обучение. И потом в течение года они все равно каким-то образом поступают. Могут перейти на бюджетное.

 

- Тем более, бывает, что кто-то поступает, а потом в течение года бросает

 

Ольга Смагина: Такое тоже бывает. Конечно, не без этого.

 

- Вспоминая всех своих подруг, а я училась в музыкальном классе, такой был у нас эксперимент, собрали после 5-о и сделали нас всех музыкантам. Все 30 человек обязаны были в общеобразовательной школе на чем-то играть. Как мне завидовали и говорили, что у меня самый модный инструмент, классическая гитара. Мы не ходили в музыкальную школу, у нас была как будто бы музыкальная школа. Кружки. Я не ходила, а девчонки точно ходили. И домбра была струнная, и виолончели. Маленькие хрупкие девочки выступали с этими виолончелями. Есть мода на инструменты, из года в год она как-то меняется? Вот вы отделение струнное

 

Ольга Смагина: Это скрипка, виолончель. Про моду как таковую сказать не могу, но есть более популярные отделения, есть менее.

 

- Ну, гитара.

 

Ольга Смагина: Гитара всегда была и есть. Гитара входит в число одного из самых популярных отделений. В том числе это фортепиано, в том числе это вокал, конечно же. Вокал, гитара, фортепиано во главе списка. Затем струнные инструменты. Но струнные инструменты, было бы неплохо все, но дело в том, что это очень специфические инструменты, и они требуют определенных способностей от ребенка. Поэтому, наверное, не каждый может поступить.

 

- Валентина Владимировна, вы всегда видите звездочку? Ребенок приходит, еще не играет, не поет. Вы даете какие-то задания и видите, да, это будущий Моцарт.

 

Валентина Полозкова: Будущих Моцартов может быть действительно не сразу возможно разглядеть. Но то, что каждый ребенок абсолютно точно может обучаться, это общепринятое положение уже. Просто каждый на своем уровне. Во всяком случае, на фортепьяно точно может

 

- То есть, нет, не талантливых, не одаренных

 

Валентина Полозкова: Нет. Другое дело, что нужно создать условия. Здесь не только будет зависеть от возможностей музыкальной школы и от преподавателей. А еще от возможностей, которые предоставляет семья. Наличие инструмента.

 

- Надо помогать ребенку.

 

Валентина Полозкова: Надо помогать. Надо помочь ребенку вот этот режим выстроить, чтобы он был удобным для ребенка потому что, заставляя просто, это будут негативные качества.

 

- Вы встречали, наверное, когда родители хотели, чтобы ребенок занимался и там, и там, и там, и разные кружки, и фортепиано.

 

Валентина Полозкова: Таких очень много встречаем. Они есть.

 

- Дети страдают?

 

Валентина Полозкова: Может быть, в младших классах не так, а когда возрастают уже учебные нагрузки, и когда уже ближе к старшим классам, конечно, некоторые просто не сопротивляются. У некоторых просто чисто физические возможности, бывает, что болен ребенок и серьезно. Надо какой-то отдых сделать. Но в основном это исключение из правил. У нас в основном индивидуальные занятия. Программа позволяет сделать таким образом, чтобы и интересно было ребенку,  возможности его раскрывались полноценно. Я думаю, что ничего невозможного нет.

 

- Я очень много хожу на конкурсы бального танца и наблюдаю, как масса детишек 6 – 7 лет, просто толпы, а к 13 годам, как они называются, юниоры, 3 – 4 пары, как в музыке, так же? Меняются интересы. Уходят массово?

 

Валентина Полозкова: Нет, массово не уходят. Но есть такие дети, котоыре считают, что для них приоритет, в каких-то уже 6 - 7 классах, английский язык. Тут уже выбирается, спорт и английский язык. Понятно, что музыкальная школа остается только для себя. Но в принципе, после музыкальной школы иногда дети уходят в кружок или на частные какие-то уроки. Сказать, что совсем они ставят крест на этом, такого нет. Бывает, что через 2 года приходят, говорят, хотим продолжить. У нас был такой мальчик, который поступал, учился 1 год в первом классе, а потом через 5 лет пришел, и сказал, я хочу продолжить музыкальное образование. И вы знаете, он поступил в музыкальный колледж, сказал, что я хочу быть дирижером. Уже пришло такое прозрение.

 

- Когда заходишь на сайт элитных школ, всегда есть, где учатся наши выпускники. Заходишь на эту страницу, любуешься, все университеты прописаны, иногда с фамилиями. У вас есть такие звезды, кто продолжает музыкальное образование?

 

Ольга Смагина: Конечно.

 

- Пару слов об этих людях.

 

Ольга Смагина: Совсем скоро состоится в Перми событие, 2 мая приедет Гергиев с симфоническим оркестром и будет выступать с Павлом Милюковым. Мы, конечно, с гордостью можем сказать, что Павел учился у  нас в школе, у заслуженного работника культуры Татьяна Аркадьевны Шевцовой. Она его воспитывал. И он стал музыкантом.

 

- Профессиональным музыкантом

 

Ольга Смагина: Не просто музыкантом, он выступает с серьезными концертами, на серьезных конкурсах, побеждает на них. Конечно, мы гордимся такими детьми. Это не единственный выпускник нашей школы, который продолжил. Со струнного отделения, это и Лена Корженевич, и Анна Худикова. Они работают не только у нас в Перми, поднимают культурный уровень, но и за рубежом и в других городах.

 

- Есть такой стереотип у родителей, зачем так много заниматься музыкой, я не собираюсь, чтобы мой ребенок дальше стал музыкантом. Музыканты не так уж много зарабатывают, это творческие профессии. Есть такие родители?

Ольга Смагина: Есть такие родители. Я тоже так считаю, что не обязательно, чтобы каждый ребенок стал потом в будущем профессиональным музыкантом. Для этого нужны какие-то особые качества. И в чем-то, наверное, родители правы. Но бывают и такие случаи, что ребенок потом сам приходит к этому и убеждает родителей, что это мое. Невозможно эти возможности чисто художественные, котоыре были заложены, раскрыты у маленького ребенка, если есть качества, котоыре позволяют стать хорошим профессионалом, их невозможно запечатать.

 

Ольга Смагина: Действительно дети не все становятся музыкантами профессиональными. Не все связывают свою жизнь с музыкой, это действительно так, но сейчас программы пытаются адаптировать так, чтобы охватить как можно больший процент. Поэтому существуют у нас и сокращенные программы, есть пятилетнее обучение. Дети сразу приходят 5 лет. И гибкая система. Я хотела сказать, что после 4 – 5 года ребенок уже определяется, это его или нет. Потому что именно к этому моменту он уже делает выбор. Когда у него было много, много кружков, он уже определяется. Идет либо…

 

- Это не плохо, когда ребенку 10 – 11, он не пел, не играл никогда, но попробовать привести, позаниматься, пусть даже платно эти 5 лет.

 

Валентина Полозкова: Конечно, да, нужно пробовать.

 

Ольга Смагина: Пятилетнее обучение есть бюджетное.

 

- А какие тесты, как вы проверяете. Вот ребенок еще не играет, не поет.

 

Ольга Смагина: Ну, некоторые поют. Мы просим исполнить песенку. Есть дети, котоыре поют, если они не поют, то преподаватели помогают. На фортепиано определенные звуки, ребенок должен их неразборчиво

 

- Гамму, например

 

Ольга Смагина: Что сразу гамму, зачем. Можно и просто отдельные звуки. Проверяется ритм, координация, общее развитие, предлагается ребенку посчитать до десяти.

 

- Есть такое, что бум, все идут в школу. Или мы можем сказать, приходите, в конце мая экзамены

 

Валентина Полозкова: Приемы увеличиваются. Но мы, конечно, ждем всех.

Ольга Смагина: Я согласна, но мы очень рады, что они увеличиваются.

 

- Напомню, ради чего мы сегодня собрались, что будет концерт 29 апреля в зале художественного училища, улица Ленина, дом 7 в 13:30 и в Соликамске в 16:00 7 мая во дворце культуры «Прикамье». Вся информация есть на сайте музыкальной школы.

 

Валентина Полозкова: Сайт dmsh1perm.ru

 

- Так же вся информация по поступлению тоже там?

 

Валентина Полозкова: Да, вся информация.


Обсуждение
1636
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.